Файл: Административный надзор, осуществляемый полицией.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Белгородский юридический институт

МВД России имени И.Д. Путилина
Кафедра управления и административной деятельности

органов внутренних дел
Административная деятельность полиции


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Административный надзор, осуществляемый полицией

Выполнил:

курсант 3 курса 233 взвода

рядовой полиции

Бей Е.Е.
Научный руководитель:

заместитель начальника

кафедры УиАД ОВД

к.ю.н, доцент,

полковник полиции

Шапошников В.Л.

Белгород - 2022

ПЛАН

Введение 3

1. Понятие и общая характеристика административного надзора, осуществляемого полицией 6

2. Административный надзор за лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы 12

3. Проблемы правового регулирования административного надзора, осуществляемого полицией 18

Заключение 25

Список используемой литературы 28
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел, является важнейшей правовой формой деятельности полиции. Он представляет собой систематическое наблюдение сотрудников полиции за точным и неуклонным исполнением должностными лицами и соблюдением гражданами общеобязательных правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения их нарушений, выявления правонарушителей и привлечения их к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия.

Надзор полиции всегда предполагает возможность применения мер принуждения, а также административных санкций в отношении поднадзорных объектов, организацию исполнения или контроль реализации этих санкций.

Преступность представляет собой одну из самых острых и сложных социальных проблем российского общества. Важнейшее место в борьбе с преступностью отводится административному надзору. Цель осуществления такого надзора - предупреждение совершения новых преступлений со стороны лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы из исправительных учреждений. Институт административного надзора представляет собой важный инструмент поддержания общественного порядка и общественной безопасности, что очень важно для современного общества.

На территории Российской Федерации за 2019 год в суд от сотрудников правоохранительных органов и от сотрудников исправительных учреждений УФСИН России всего поступило 73053 заявлений, за 2020 год – 86547 заявлений, за 2021 год - 92543 заявлений
1.

Следовательно, количество лиц, находящихся под административным надзором с каждым годом растет.

Государственный административный надзор является одним из способов обеспечения безопасности в Российском государстве и функцией управления. В данной главе раскрываются понятие административного надзора как вида государственной деятельности, и административного надзора как метода полицейской деятельности; история развития государственного надзора, а также его современное состояние.
Совокупность изложенных обстоятельств обусловили выбор темы, структуру плана исследования и его научно-прикладное значение.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления полицией административного надзора.

Предметом исследования выступают ряд правовых норм, которые регламентируют порядок установления и осуществления административного надзора.

Целью работы является определение механизма осуществления административного надзора органами внутренних дел

Поставленная цель потребовала решения следующих задач исследования:

1. Раскрыть понятие и провести общую характеристику административного надзора, осуществляемого полицией.

2. Провести классификацию и характеристику форм административного надзора, осуществляемого полицией.

3. Рассмотреть проблемы правового регулирования административного надзора, осуществляемого полицией.

Основными методами исследования выступили: общенаучные методы: системный, диалектический, исторический и ретроспективный. Специальные методы: сравнительно-правовой, статистический и формально-юридический.

Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: В.В. Васильев, А.Г. Гришаков, А.В. Мягков, С.М. Зырянов, А.Г. Николаев, Н.Н. Грекови и др.

Структура курсовой работы выглядит следующим образом: введение, три параграфа, заключение и список используемой литературы.

1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ПОЛИЦИЕЙ

Административный надзор полиции представляет собой систематическое наблюдение полицией за точным исполнением должностными лицами и соблюдением гражданами общеобязательных правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения их нарушений, выявления правонарушителей и привлечения их к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия1.

Это так называемый общий административный надзор полиции, который имеет самую широкую сферу воздействия.



Во-первых, он осуществляется в отношении неопределенного круга лиц (физических и юридических) за соблюдением ими общеобязательных правил, содержащихся, например, в федеральных нормативных актах или нормативных актах субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, пользования общественным транспортом, организации и проведения массовых мероприятий и другим2.

Во-вторых, административный надзор распространяется на более определенный круг субъектов и по более конкретному кругу вопросов, например, надзор полиции за соблюдением правил лицензионно-разрешительной, учетно-регистрационной систем, правил дорожного движения и многим другим.

В-третьих, административный надзор может осуществляться за строго определенным кругом лиц, например, за некоторыми категориями лиц, освобожденными из мест лишения свободы; условно осужденными; а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы; несовершеннолетними, состоящими на учете в подразделениях органов внутренних дел по делам несовершеннолетних и некоторыми другими.

Последний вид надзора характерен только для полиции. В специальной и юридической литературе он носит наименование «специальный правоохранительный надзор», или индивидуальный, персонифицированный надзор за отдельными категориями лиц1.

Административный надзор полиции осуществляется от имени государства и только по вопросам, отнесенным к компетенции полиции.

Термин «надзор» имеет собственное юридическое содержание. Надзорная функция, в частности, охватывает не только наблюдательные мероприятия полиции, но и ее действия по вмешательству в соответствующие ситуации. В ходе административного надзора в целях пресечения выявленных правонарушений полицией могут быть применены физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие. Кроме того, надзорная функция включает в себя регистрационную (например, регистрация транспортных средств), лицензионно-разрешительную (например, предоставление (или отказ в предоставлении) лицензии на приобретение огнестрельного оружия) и регламентарную (например, выдача обязательных предписаний об устранении выявленных нарушений) подфункции.


Общие надзорные полномочия полиции и сфера ее надзора главным образом определены в Федеральном законе «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ. Полномочия по применению принудительных мер воздействия, в том числе административных наказаний, установлены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности.

Особенности административного надзора состоят в том, что между объектами и субъектами надзора не имеется подчиненности, то есть деятельность органов надзора направляется не зависимо от их ведомственности объектов и субъектов, а также форм собственности. Следовательно, по своему характеру государственный надзор является надведомственным. Субъекты надзора имеют право к объектам надзора при соответствующих обстоятельствах применять меры административного принуждения1.

Административный надзор полиции - это систематическое наблюдение за точным соблюдением гражданами и должностными лицами законов и подзаконных актов в целях предупреждения, пресечения их нарушений, выявления и привлечения к ответственности нарушителей.

С точки зрения общей и частной превенции систематическое наблюдение за соблюдением действующих правовых норм дисциплинирует субъектов административных правонарушений. Зная о таком наблюдении за соблюдением установленных правил, даже склонные к нарушениям лица могут воздержаться от них.

Правовую основу административного надзора составляют нормативные акты федеральных органов законодательной и исполнительной властей, акты правительств и других органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, МВД России.2

В заключение отметим, что формы административной деятельности полиции разнообразны, и они широко используются в правоохранительной и правоприменительной сферах воздействия на общественные отношения.

Если рассматривать административный надзор, как метод полицейской деятельности, то его можно охарактеризовать следующими чертами:

  1. Административный надзор является деятельностью по контролю, но обладает спецификой. Административный орган наблюдает за своим поднадзорным объектом. А вот право воздействовать возникает только тогда, когда нарушаются правовые нормы, либо, когда возникает опасная ситуация для общественного порядка, например, угроза техногенного или природного характера.

  2. Административный надзор могут осуществлять не все органы исполнительной власти, а «специально уполномоченные» государством для такой деятельности. Полицией в процессе осуществления административной деятельности используются методы убеждения и принуждения1.


Принуждение - принудительное активное воздействие физического, психологического и материального характера на управляемый субъект, с целью недопущения, либо прекращения правонарушений. Принуждение заключается в том, что управляемый субъект подвергается определенным лишениям.

Характерная черта административного надзора состоит в том, что он носит внешний характер, т.е. осуществляется в отношении неопределенного круга лиц, не находящихся в организационном или ином подчинении полиции, но на которых законами или подзаконными актами возлагается необходимость соблюдения конкретных правил в сфере общественного порядка и безопасности2.

Другая характерная черта, тесно связанная с первой - административный надзор, как правило, связан с применением административного принуждения. Надзор полиции всегда предполагает возможность принуждения, хотя сам по себе, внешне имея форму специально организованного полицейского наблюдения, не носит принудительного характера1.

Различают следующие виды административного надзора полиции:

- надзор за поведением граждан в общественных местах;

- надзор за соблюдением правил торговли;

- надзор за безопасностью дорожного движения;

- надзор за объектами разрешительной системы;

- надзор за соблюдением паспортно-регистрационных правил;

- надзор за соблюдением правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства;

- надзор за частной детективной и охранной деятельностью;

- надзор за лицами, условно осужденными к лишению свободы, исправительным работам, ограничению свободы, с отсрочкой отбывания наказания;

- надзор за некоторыми категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы2.

В осуществлении административного надзора так или иначе участвуют все сотрудники полиции, но для сотрудников отдельных подразделений полиции (особенно, для нарядов патрульно-постовой службы), участковых уполномоченных полиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД он является одной из важнейших правовых форм их повседневной служебной деятельности.

Систематический надзор имеет большое значение для укрепления общественного порядка. Он является также важным психологическим фактором, побуждающим граждан воздерживаться от нарушения установленных правил. Именно поэтому считается, что нахождение сотрудника полиции в общественном месте в форме - уже профилактика правонарушений.