Файл: Административный надзор, осуществляемый полицией.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, административным надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за освобожденным из мест лишения свободы, за тем, соблюдает ли он установленные судом временные ограничения его прав и свобод, выполняет ли обязанности. Использование понятия "надзор" указывает на особенность деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора, что заключается в постоянном, систематическом наблюдении органами внутренних дел за лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы, не только с целью соблюдения ими административных ограничений и обязанностей, но и выявления нарушений.

2. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР ЗА ЛИЦАМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
В практической деятельности полиции существуют следующие методы административного надзора:

1. Непосредственное наблюдение за исполнением (соблюдением) установленных общеобязательных правил должностными лицами и гражданами (метод характерен, например, для сотрудников патрульно-постовой службы полиции; участковых уполномоченных полиции; государственной инспекции безопасности дорожного движения; всех сотрудников, несущих службу по охране правопорядка в общественных местах)1.

2. Периодические проверки исполнения (соблюдения) должностными лицами и гражданами правил, надзор за которыми отнесен к компетенции полиции (метод характерен, например, для работы службы участковых уполномоченных полиции).

3. Проверка и выявление нарушений по жалобам, заявлениям и иным обращениям граждан, организаций; сообщениям в средствах массовой информации; материалам, поступившим из правоохранительных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений (метод характерен, например, для работы участковых уполномоченных полиции, службы дежурных частей органов внутренних дел).

Административный надзор может осуществляться за строго определенным кругом лиц, например, за условно осужденными; за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы; несовершеннолетними, состоящими на учете в подразделениях органов внутренних дел по делам несовершеннолетних и некоторыми другими.

На наш взгляд, необходимо так же опираться на характеристики с места жительства, предыдущего места отбывания наказания и на иные обстоятельства, заслуживающие внимания. В тоже время, суды на практике не редко ограничиваются установлением ограничения на пребывания в местах, торгующих алкогольной продукцией. Это вполне логично, ведь среди поднадзорных большое
число лиц употребляют спиртные напитки, что является хорошим подспорьем для совершения не только административных правонарушений, но и преступлений. В связи с этим возникает вопрос: как можно избегать места, торгующие алкогольной продукцией, если в каждом продуктовом магазине или супермаркете существуют отделы и стенды с алкоголем? Представляет интерес Определение Верховного суда Республики Карелии, в части изменения решения Сегежского городского суда от 02 июня 2019 года, отмечает П.П. Фомин. Суть заключается в том, что Сегежский городской суд установил гражданину Д. административный надзор в виде запрета пребывать в барах и ресторанах с 22:00 до 06:00 по местному времени. Судебная коллегия Верховного суда Республики Карелия исключила из данного ограничения временные рамки, поскольку действующим законодательством не предусмотрено запрещение посещать установленные места определенным временем суток1.

Одним из ограничений является запрет посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участвовать в них. Понятия «массового мероприятия» не существует на данный момент в действующем законодательстве, но в федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ содержится определение «публичного мероприятия». На наш взгляд, понятие публичного мероприятия более узкое, поскольку публичное мероприятие охватывает только пять форм его реализации и заключается лишь в формировании мнений, выдвижении требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Исходя из традиционных представлений «массовое мероприятие» может быть сформулировано как социальное, организованное, с участием большого количества людей, событие, направленное на удовлетворение политических, социальных, культурных и духовных потребностей людей и представляющее собой «воплощение в жизнь» прав и свобод, интересов человека и гражданина, социального общения внутри населения и выработки единства позиций и установок как личности, так и общества в целом. Формами массового мероприятия могут быть как культурные (карнавалы, гуляния, концерты, смотры и др.), религиозные (службы, проповеди и др.), спортивные (спартакиады, соревнования и др.) и конечно же общественно-политические (демонстрации, митинги, шествия, пикетирование, конференции и др.). Но необходимо отметить, что помимо положительного эффекта, данное ограничение может стать причиной еще большей десоциализации индивида, а также привести даже к некоторой озлобленности лица, ведь не секрет, что поднадзорными могут быть бывшие спортсмены, актеры и просто творческие люди, патриоты, которым глубоко не все равно на ситуации в стране и мире. Однако, в новом Постановлении Пленума Верховного Суда «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлено исключение, в котором говорится о том, что в случае если материалами дела подтверждены сведения о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, то поднадзорному возможно посетить или участвовать в том или ином мероприятии, что несомненно является плюсом

1.

Наиболее «популярным» ограничением устанавливаемом при административном надзоре является запрет пребывать вне жилого помещения поднадзорного в определенное время суток. Как правило это ночное время с 21 до 6 часов. Ограничение в дневные часы делает невозможным трудоустройство и обучение и элементарное общение, поэтому суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы, а также другие, имеющие значение, обстоятельства. Однако, как считает А.А. Затолокин, применительно к категории корыстных преступников ночной запрет бессмыслен, поскольку кражи совершаются в дневные часы и с точки зрения практической значимости для профилактики правонарушений и преступлений такое ограничение нежизнеспособно1.

Следующее ограничение - это запрещение выезда за установленные судом пределы территории - суд указывает наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого запрещается покидать поднадзорному лицу.

Последнее ограничение - это явка в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации от 1 до 4 раз в месяц. Можно сделать вывод, что это ограничение носит дисциплинирующий характер, нежели является профилактикой осуществления противоправной деятельности, поскольку поднадзорному лицу ничего не мешает совершать правонарушения и преступления в периоды между посещениями органов внутренних дел, а также в какой-то мере носит обеспечительный характер запрещения выезда за установленные судом пределы территории. Данное ограничение носит обязательный характер и не зависит от установления иных ограничений2.

Ведомственный порядок осуществления административного надзора полиции регламентируется приказом МВД России от 08.07.2011 № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и рядом других нормативно-правовых актов МВД РФ. Применение норм федерального законодательства в этой связи выявило ряд проблемных вопросов, которые требуют их оглашения и решения для дальнейшего успешного выполнения полицией своей функции в соответствии с Федеральным Законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 N 64-ФЗ.

Так, например, в ходе проверке ночью по месту жительства поднадзорного составляется специальный акт, рапорт, то есть документ фиксирующий соблюдение поднадзорным возложенных на него обязанностей. При этом у сотрудников полиции возникает вопрос: «каким образом и в каком размере информировать соседей и иных лиц, проживающих рядом с поднадзорным, о совершенном им преступлении и отбытом наказании, наложенных на него ограничениях и обязанностях». Проблема состоит в том, что до настоящего времени единственного верного решения данной проблемы не существует. Очевидно, что вопрос соблюдения прав и свобод граждан в данном случаи достаточно четко не урегулирован и требует на наш взгляд внесения соответствующих изменений в законодательство
1.

Исследования основ преступного поведения лиц, состоящих под административным надзором, проводились не раз, поэтому мы согласимся с рядом выводов: отсутствие позитивных, социально приемлемых форм проведения свободного времени, негативное влияние асоциального окружения ранее судимых, безысходность и другие факторы приводят поднадзорных к употреблению алкоголя, наркотических и психотропных средств. Нежелание и невозможность вписаться в социально-положительный образ жизни приводит таких людей к озлоблению на общество и нежелание сдерживать свои поступки, желания. Так за 12 месяцев 2019 г. более чем на 39% увеличилось количество преступлений, совершенных ранее судимыми лицами. Также доля таких преступлений в общем числе расследованных криминальных деяний увеличилась. Основные преступления, которые совершили лица, находящиеся под административным надзором это кражи, грабежи1.

При этом следует отметить, что полицией не допущено совершение поднадзорными преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. На наш взгляд целесообразно внести дополнения в федеральный закон «..об административном надзоре...» такие возлагаемые судом ограничения как: обязательное на весь период надзора, регулярное посещение врача психиатра, психологов для проведение специальных исследований в целях выявления наклонностей и отклонений. При выявлении отклонений рассматривать вопроса о запрете на проживание и воспитание родных и приемных детей лицом, состоящим под административным надзором полиции.

Таким образом, в указанном федеральном законе2, имеющем комплексную правовую природу, содержится закрытый перечень ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, практически каждый из которых имеет свои проблемные вопросы, решение которых нельзя откладывать в долгий ящик.
3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ПОЛИЦИЕЙ
За период действия Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выявлено ряд серьезных проблем, с которыми сталкиваются, не только сотрудники органов внутренних дел, но также работники аппарата суда, поднадзорные и иные заинтересованные лица.

Известно, что институт административного надзора за определенной категорией лиц, отбывших уголовное наказание, находится на стыке уголовного, уголовно-исполнительного и административного права и процесса. Здесь прослеживается их четкая взаимозависимость и взаимосвязь.


После освобождения из исправительного учреждения предпочтение в регулировании отношений данного лица с обществом отдается нормам административного права, что следует и из самого названия «административный надзор». Дела об установлении, продлении, прекращении административного надзора рассматриваются в соответствии с Кодексом административного судопроизводства, действующий с 15 сентября 2015 года. До этого момента, такая категория дел рассматривалась в порядке гражданского судопроизводства.

Дела об административном надзоре рассматриваются и разрешаются судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление. Иными словами, у суда отсутствует законная возможность рассмотреть дело об административном надзоре без участия лица, в отношении которого он устанавливается. При этом вопрос о мерах, принимаемых судом в случае неявки лица, в отношении которого в суд подано заявление об установлении ему административного надзора, остается неурегулированным. Осуществить принудительный привод лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, действующее законодательство Российской Федерации не позволяет.

Пользуясь этим пробелом российского законодательства, некоторые лица, в отношении которых должен быть установлен административный надзор, добровольно в суд не являются, возможности принудительно привести их в суд нет, и рассмотреть без них дело об установлении административного надзора суд не может. В результате административный надзор, который по закону должен быть установлен в отношении определенной категории лиц, не устанавливается и контроль не осуществляется.

Кроме этого, суд устанавливает различные ограничения в отношении поднадзорного лица. Однако в законе не указано, с какого именно момента устанавливаются ограничения для лица (с момента оглашения вынесенного судом решения или же с момента вступления принятого решения в законную силу), необходимо ли судьям в резолютивной части решения суда указывать срок, по какой именно день устанавливается административный надзор. Как показывает практика, в резолютивной части некоторых решений судьи ограничиваются лишь указанием на установление административных ограничений на срок до трех лет, начиная с момента вступления принятого решения в законную силу. В таких случаях установленный судом срок административного надзора начинает исчисляться с момента вступления решения суда в законную силу и действует до истечения трех лет. В другом случае, если суд установит срок административного надзора с момента оглашения решения суда, то лицо, в отношении которого установили административный надзор, может обжаловать решение суда и тем самым вправе его не исполнять, а сам срок административного надзора уже фактически будет исчисляться. На наш взгляд, такие формулировки в решении суда могут повлечь неясности и ошибки при его исполнении. Кроме того, это может сыграть ключевую роль при привлечении лица к административной или уголовной ответственности соответственно по ст. 70 19.24 КоАП РФ «Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре» или ст. 314.1 УК РФ «Уклонение от административного надзора».