Файл: Административный надзор, осуществляемый полицией.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Считаем, что резолютивная часть решения суда об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, должна содержать конкретную дату, до которой установлены административные ограничения, начиная исчислять срок с момента вынесения решения суда.

Такая формулировка в решении суда, на наш взгляд, является правильной, а также отвечающей требованиям гражданско-процессуального законодательства и ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 66-ФЗ «Об административном надзоре, за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Полиции не ограничивается только принятием мер административного воздействия в отношении правонарушителей. Она ведет учет и анализ правонарушений с целью выявления причин, их порождающих, и условий, им способствующих. Для анализа берутся данные как об общем количестве правонарушений, так и отдельно по видам, месту и времени совершения, особенностям субъектов, причинам и т.д. Это позволяет судить о динамике правонарушений в целом и по отдельным видам и, в свою очередь, помогает оценивать эффективность административного надзора1.

На основе анализа правонарушений полиция информирует органы государственной власти и местного самоуправления, добиваясь от них устранения причин правонарушений, вносит предложения о принятии нормативных правовых актов, их изменении, дополнении или отмене, о расширении участия общественности в охране правопорядка и т.п.

Успешное осуществление административного надзора во многом зависит от правильной оценки оперативной обстановки и расстановки сил полиции.

Практика показывает, что имеющиеся возможности в комплексном предупреждении и пресечении правонарушений силами и средствами патрульно-постовой службы полиции, службы участковых уполномоченных полиции, государственной инспекции безопасности дорожного движения используются далеко не полностью. Зачастую при этом не в полной мере учитывается оперативная обстановка, нет должной целеустремленности, не отлажено должное взаимодействие с общественностью.

Важным условием четкой организации работы по административному надзору является хорошее знание сотрудниками полиции соответствующих правовых актов и установленных правил поведения. Твердое знание и умелое применение действующего законодательства способствуют воспитанию граждан, повышению их чувства ответственности, укреплению правопорядка и законности в нашем обществе.

В соответствии со ст.6 Федерального закона №3-ФЗ от 7 февраля 2011 года «О полиции», законность является одним из основных принципов ее деятельности. Полиция обязана осуществлять свою деятельность в точном соответствии с законом, однако, на сегодняшний день полностью исключить случаи нарушения законности в работе полиции пока не удалось. Как показывает анализ правоприменительной практики, наиболее часто нарушения законности в деятельности сотрудников полиции связаны с применением ими мер государственного принуждения
1.

Полицией в процессе осуществления административной деятельности используются методы убеждения и принуждения. Принуждение - принудительное активное воздействие физического, психологического и материального характера на управляемый субъект, с целью недопущения, либо прекращения правонарушений. Принуждение заключается в том, что управляемый субъект подвергается определенным лишениям.

Применение сотрудниками полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Почему же сотрудники полиции, применяя меры государственного принуждения, зачастую, сами нарушают закон? Причин этому много, однако, основными являются - несовершенство российского законодательства и низкая правовая грамотность самих сотрудников полиции1.

Наружный досмотр проводят сотрудники полиции, осуществляющие патрульно-постовую службу в отношении задержанных лиц. Присутствие понятых и процессуальное оформление применения данной меры принуждения не требуется.

Сегодня существует проблемный вопрос, требующий на наш взгляд серьезного изучения и дальнейшего внесения изменения в федеральном законодательстве. Проблема состоит в том, что административное ограничение, устанавливаемое судом, а именно - запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях сразу же после своего вынесения ограничивает поднадзорного в его конституционном праве участвовать в выборах и референдумах, так как это массовые, общественно-политические мероприятия с участием большого количества людей. То есть данное ограничение на наш взгляд нуждается в серьезной корректировке, в целях правильного применения полицией.

Раннее в литературе поднималась проблема отсутствия учета индивидуальных особенностей при назначении ограничений административного надзора, однако, вышеуказанное Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации ее, на наш взгляд, решает: «Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения». Следовательно, прежде чем выбрать конкретное ограничение суд должен изучить досконально личность лица в отношении, которого устанавливается административный надзор, его привычки, криминальную деятельность, а также ряд обстоятельств, которые толкают его на совершение преступлений, если таковые имеются.



Так же необходимо поговорить и о другой проблеме, которая на наш взгляд актуальна сегодня - это применение спутниковых навигационных систем, которые применяются широко в разных сферах жизнедеятельности человека. Стоит отметить, что Федеральный закон № 64-ФЗ не предусматривает применение спутниковых навигационных систем и вообще какого-либо наблюдения за поднадзорными с помощью технических средств, что является, на наш взгляд, довольно большим упущением. Ведь с помощью аудиовизуальных, электронных и иных технических средств можно с полной уверенностью говорить о соблюдении поднадзорным лицом, установленных судом, ограничений.

Справедливо отмечает А.Ю. Сафонов, что помимо закрепленного ряда ограничений и одной единственной обязанности - являться в органы внутренних дел, необходимо закрепить и другие, которые благотворно будут влиять на ресоциализацию личности, что положительно скажется на его дальнейшей жизни: появятся новые знакомства, увлечения, лицо излечится от болезней и пагубных привычек. К этим обязанностям можно отнести такие как трудоустройство, получение образования, прохождение курса лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, венерического заболевания и др1.

Таким образом, современный административный надзор применяется лишь в отношении лиц, отбывших уголовное наказание, с целью предотвращения, а также нейтрализации возможности негативного воздействия таких субъектов на общество. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенное теоретическое исследование позволяет сделать следующие выводы:

1) Административный надзор - это система регламентированных законом и осуществляемых органами внутренних дел профилактических мер наблюдения и контроля, применяемых в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и склонных к совершению новых преступлений, с целью обеспечения безопасности граждан, общества и государства.

2) Сущность административного надзора, заключается в наблюдении за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также контроль за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.

3) Функции административного надзора, за лицами, освободившимися из мест лишения свободы - наиболее общие, универсальные направления деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, заключающееся в непрерывном (постоянном) воздействии (влиянии, соприкосновении) с объектами управления (объектами административного надзора) с целью охраны и регулирования основных объектов правовой защиты (предмета административного надзора), имеющей жесткую административно-правовую регламентацию, результатом которой является оценка деятельности управляемого объекта (объектов административного надзора) заданным нормативно-правовыми актами параметрам, а в предусмотренных законом случаях реагирование с целью недопущения ухудшения результатов деятельности поднадзорного объекта и предотвращение возможных негативных последствий.


4) Административный надзор не является мерой уголовной, административной, иной юридической ответственности лица, равно как и в общем плане, санкцией за предшествующее правонарушающее поведение.

Исследования основ преступного поведения лиц, состоящих под административным надзором, проводились не раз, поэтому мы согласимся с рядом выводов: отсутствие позитивных, социально приемлемых форм проведения свободного времени, негативное влияние асоциального окружения ранее судимых, безысходность и другие факторы приводят поднадзорных к употреблению алкоголя, наркотических и психотропных средств. Нежелание и невозможность вписаться в социально-положительный образ жизни приводит таких людей к озлоблению на общество и не желание сдерживать свои поступки, желания. Также доля таких преступлений в общем числе расследованных криминальных деяний увеличилась.

С точки зрения общей и частной превенции систематическое наблюдение за соблюдением действующих правовых норм дисциплинирует субъектов административных правонарушений. Зная о таком наблюдении за соблюдением установленных правил, даже склонные к нарушениям лица могут воздержаться от них.

Административный надзор нельзя расценивать как меру наказания для субъекта. В основе применения административного надзора нет непосредственной вины лица. Административный надзор образуют меры государственного принуждения предупредительного характера.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты


  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 N 2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации») // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.03.2022) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

  3. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018 № 498-ФЗ) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

  4. Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 N 64-ФЗ // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

  5. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от


21.11.2021 № 424-ФЗ) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».    


Специальная литература



  1. Васильев В.В. Административная деятельность полиции // учебник / Нижегородская академия МВД РФ. Нижний Новгород, 2014.

  2. Зырянов С.М. Административный надзор органов исполнительной власти: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2010.

  3. Кирюхин В.В. Генезис понятия «Административная деятельность полиции» // Закон и право. 2016. № 7. С. 185.

  4. Кодзокова Л.А. Особенности осуществления административного надзора полицией /// Социально-политические науки. 2019. № 3. С. 171-172.

  5. Коломытцев Н.А., Одинцова Л.Н. Общественный контроль за деятельностью полиции и уголовно-исполнительной системы России // Вестник Кузбасского института. 2016. № 2 (27). С. 39.

  6. Крицкая М.С. Общественный контроль и оценка деятельности служб и подразделений полиции // Наука и практика. 2016. № 2 (67). С. 153.

  7. Майоров В.И. Формирование механизма общественного контроля за деятельностью полиции // Государство и право в XXI веке. 2016. № 2. С.76.

  8. Мартынов А.В. Административный надзор в России: теоретические основы построения: Монография; под ред. Ю.Н. Старилова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. С. 10.

  9. Морукова А.А., Афиногеева В.А. Способы обеспечения принципа законности в административной деятельности полиции // Научный альманах. 2016. № 4-1 (18). С. 381.

  10. Огородникова Е.Г. Об административном надзоре полиции // К вопросам о совершенствовании деятельности полиции по охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности 06 марта 2019 года. Электронный ресурс. 2019. С. 164-167.

  11. Павлова Е.В. Понятие и характерные черты административного принуждения на современном этапе // Наука и практика.

  12. Рублев А.Г. Применение мер административного принуждения сотрудниками полиции // Правоохранительные органы: теория и практика. 2016. № 2. С. 47.

  13. Салимова А.М. Цели применения меры государственного принуждения // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. - 2016. - № 3. - С. 263.

1 Судебный департамент при Верховном суде РФ. - URL:http://www.cdep.ru/ (дата обращения 12.02.2022).

1 Морукова А.А., Афиногеева В.А. Способы обеспечения принципа законности в административной деятельности полиции // Научный альманах. 2016. № 4-1 (18). С. 381.

2 Николаев А.Г., Греков Н.Н. Административный надзор полиции // Алтайский юридический вестник. 2019. № 2 (26). С. 68.

1 Павлова Е.В. Понятие и характерные черты административного принуждения на современном этапе // Наука и практика. - 2016. - № 3 (68). - С. 86.