Файл: И постнатальном.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Т.Ф.Виноградова выделяет три типа физиологической резорбции корней временных зубов. Первый тип: равномерная резорбция всех корней, которая начинается в области их верхушек, распространяется по вертикали, уменьшая корни в длину. Второй тип: преобладает резорбция одного из корней, обычно быстрее рассасывается корень, непосредственно прилежащий к зачатку постоянного зуба. Третий тип: процессы резорбции протекают преимущественно в зоне бифуркации корней, в некоторых случаях при этом возникает дефект коронки в области дна полости зуба. В клинике иногда можно наблюдать сочетание третьего типа резорбции корня с первым или вторым.

Патологическая резорбция корней временных зубов может развиваться в любом возрасте в связи с хроническим воспалением в периодонте или в связи с травмой. Встречается идиопатическая патологическая резорбция корней. Если челюсть ребенка поражена опухолью, особенно злокачественной, наблюдается патологическая резорбция челюстной кости, а иногда и корней не только временных, но и постоянных зубов в этой области. При патологической резорбции ведущим рентгенологическим признаком является деструкция костной ткани, окружающей временный зуб, а также прилежащий к нему зачаток постоянного зуба.

Если зачаток постоянного зуба отсутствует, временные зубы могут длительное время находиться в зубном ряду и даже обнаруживаться у взрослых людей. Но чаще они все же выпадают, при этом рассасывание корней временных зубов происходит под влиянием зачатков соседних постоянных зубов. В развитии временного зуба различают
4 периода:

  1. Период закладки и внутриальвеолярного развития;




  1. Период прорезывания зуба и формирования корня;




  1. Период полностью сформированного зуба;




  1. Период рассасывания корня.


Как осуществляется прорезывание постоянного зуба? Оно представляет собой сложный физиологический процесс, при котором одновременно происходят процессы резорбции и формирования кости. Эта перестройка костной ткани является результатом ее функционального раздражения. По мере роста и развития зачатка происходит нарушение в питании тканей, расположенных на пути прорезывания постоянного зуба. Когда постоянные зубы начинают прорезываться, они оказывают давление на костную перегородку, разделяющую лунку временного и постоянного зубов. Эта перегородка подвергается рассасыванию остеокластами, они же постепенно

разрушают цемент и дентин корня временного зуба. Корневая пульпа последнего замещается грануляционной тканью, богатой кровеносными сосудами и остеокластами и способствующей рассасыванию корня изнутри. Коронка временного зуба легко выталкивается постоянным зубом.

В развитии постоянных зубов, в отличие от временных, выделяют только три периода:

  1. Период закладки и внутриальвеолярного развития;




  1. Период прорезывания зуба и формирования корня;




  1. Период полностью сформированного зуба.


Как свидетельствуют данные литературы и результаты собственных клинических наблюдений, в

настоящее время смена временных зубов на постоянные у детей происходит в более ранние сроки, чем несколько десятилетий назад. (Т.Ф. Виноградова, 1968; И.О.Новик, 1971; Б.В. Котомин с соавт., 1994 и др.). Это обусловлено акселерацией и считается физиологическим процессом.

ПОНЯТИЕ О ЗОНЕ РОСТА КОРНЯ ЗУБА
В период развития корня временного или постоянного зуба в длину этот корень представлен двумя конусами, основания которых обращены к коронке зуба. В связи с этим область устья корневого канала в период формирования зуба несколько уже, чем верхушечное отверстие, которое имеет вид раструба. В норме этот раструб с периферии ограничен замыкающей пластинкой лунки в виде полушара, где заключена зона роста. Согласно данным гистологического исследования, она состоит из двух слоев мягких тканей: пульпарного и периодонтального. В первом преобладают фибробласты овальной формы, во втором - крупные пучки коллагеновых волокон. При повреждении зоны роста развитие корня может замедляться и даже прекращаться, поэтому важно уметь

оценить состояние ростковой зоны на рентгенограмме. Его определяет степень сохранности (непрерывности) замыкающей пластинки. Например, при хроническом гранулирующем периодонтите замыкающая пластинка резорбирована и пространство корневого канала непосредственно соприкасается с губчатым веществом кости, в разной степени вовлеченной в патологический процесс (рис. 26).



Рис. 26 (а, б). Ростковая зона корня зуба (схема):
а. Возраст ребенка 11 лет, корни 5 и 7 зубов в стадии формирования, в области верхушек корней определяются ростковые зоны.



б. Возраст ребенка 14 лет, корень 5 зуба сформирован, ростковые зоны в области верхушек корней 7 зуба в связи с
развитием корней в длину уменьшились в размерах.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Быков В.Л. Гистология и эмбриология органов полости рта человека (учебное пособие) / – Санкт-Петербург., 1998., -246 с.

  2. Гемонов В.В., Лаврова Э.Н., Фалин Л.И. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов / - М. – 2002, 255с.

  3. Кузнецов С.Л. Гистология полости рта / М. «ГЭОТАР-Медиа», 2014. - 132с.

  4. Развитие, строение и гистофизиология органов полости рта / Под ред. В.И. Романова.- Смоленск.- 1978.- 66с.

  5. Стоматология детского возраста / Под ред. проф. Т.Ф. Виноградовой. - М.:Медицина.- 1987.-С. 143-148, 151-152, 180-190.


Заметки:

ПРИЛОЖЕНИЕ


  1. КАКАЯ ТКАНЬ ЗУБА ОБРАЗУЕТСЯ ПЕРВОЙ?

    1. дентин;

    2. эмаль;

    3. цемент;

    4. пульпа.

  2. ВЫБЕРИТЕ ОБЩИЙ КАРИЕСОГЕННЫЙ ФАКТОР:

    1. неблагоприятный генетический код;

    2. патологическое состояние пульпы зуба;

    3. углеводистые липкие пищевые остатки в полости рта.

  3. НАЗОВИТЕ СТЕПЕНЬ АКТИВНОСТИ КАРИЕСА ЗУБОВ ПО Т.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ:

    1. декомпенсированная;

    2. хроническая;

    3. множественная;

    4. острая.

  4. СТЕПНЬ АКТИВНОСТИ КАРИЕСА В СМЕННОМ ПРИКУСЕ РАС ЧИТЫВАЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ ЗНАЧЕНИЙ ИНДЕКСА:

    1. КПУ+кп;

    2. ГИ +ги;

    3. КПУ;

    4. РНР.

  5. САНПРОСВЕТ РАБОТА ПРОВОДИТСЯ С:

    1. родителями детей, посещающих детские учреждения;

    2. педагогами и медицинскими работниками детских учреждений;

    3. беременными женщинами;

    4. всё перечисленное верно.

  6. ПРОВЕДЕНИЕ РЕМИНЕРАЛИЗУЮЩЕЙ ТЕРАПИИ ОБОСНОВАНО СЛЕДУЮЩИМИ ФАКТОРАМИ (ВЫБЕРИТЕ ЛИШНИЙ):

    1. свойство проницаемости эмали;

    2. жесткость питьевой воды в регионе проживания;

    3. сохранность белковой матрицы эмали, создающей условия для связывания ионов кальция и построения ориентированных кристаллов гидроксиапатитов;

    4. свойства и строение гидроксиапатита эмали.

  7. РАСТВОРЫ С НИЗКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ ФТОРИДА (0,05 МОЛЬ/Л) БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫ ДЛЯ РНМИНЕРАЛИЗАЦИИ, Т.К.:

    1. реминерализация происходит медленнее, а ионы фтора проникают на большую глубину;

    2. реминерализация происходит интенсивнее, а ионы фтора проникают на большую глубину;

    3. реминерализация происходит интенсивнее, а ионы фтора проникают на меньшую глубину;

    4. реминерализация происходит медленнее, а ионы фтора проникают на меньшую глубину.

  8. КОГДА ПРОИСХОДИТ СОЕДИНЕНИЕ РОТОВОЙ ЯМКИ С ПЕРЕДНЕЙ КИШКОЙ?

    1. 3 неделя постэмбрионального периода;

    2. 3 триместр беременности;

    3. 3 неделя внутриутробного развития;

    4. 3 месяц внутриутробного развития.

  9. КАКАЯ НЕДЕЛЯ СООТВЕТСТВУЕТ НАЧАЛУ ОДОНТОГЕНЕЗА?

    1. 4 недели;

    2. 6 недель;

    3. 8 недель;

    4. 10 недель.

  10. ДЛЯ ЧЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫЕ КАМЕРЫ?


  1. для дезинфекции наконечников, не рассчитанных на стерилизацию с помощью автоклавов;

  2. для стерилизации ватных валиков и марлевых повязок;

  3. для хранения стерильного инструментария;

  4. для предстерилизационной обработки инструментария сухим способом.

  1. В ФОРМИРОВАНИИ КАКИХ АНАТОМИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ 3 ПАРА ЖАБЕРНЫХ ДУГ?

    1. нижней челюсти, височно-нижнечелюстного сустава, заднего отдела языка и боковых стенок глотки;

    2. щитовидного хряща;

    3. подъязычной кости, грудинно-ключично-сосцевидных мышц;

    4. 3 пара жаберных дуг редуцируется на второй неделе внутриутробного развития.

  2. ПРИ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА рН ротовой жидкости:

  1. увеличивается;

  2. уменьшается;

  3. не изменяется.

  1. ВЫБЕРИТЕ МЕСТНЫЙ КАРИЕСОГЕННЫЙ ФАКТОР:

    1. неполноценная диета;

    2. вода с низким содержанием фторидов;

    3. неблагоприятный генетический код;

    4. нарушения эмбриогенеза и состояния ЗЧС в период закладки, развития и прорезывания зубов.

  2. СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ КАРИЕСА ПО Т.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ (ВЫБРАТЬ ЛИШНЮЮ):

    1. декомпенсированная;

    2. компенсированная;

    3. субкомпенсированная;

    4. суперкомпенсированная.

  3. НА КАКОМ СРОКЕ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ ПОЯВЛЯЕТСЯ РОТОВАЯ ЯМКА?

    1. 12 дней;

    2. 3 недели;

    3. 4 недели;

    4. 8 недель.

  4. ЧТО ОБРАЗУЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ СРАСТАНИЯ МЕДИАЛЬНЫХ НОСОВЫХ ОТРОСТКОВ?

    1. средний отдел верхней губы, носослёзные каналы, передний отдел нёба, фронтальный отдел альвеолярного отростка верхней челюсти;

    2. средняя часть альвеолярного отростка верхней челюсти, средний отдел верхней губы, первичное нёбо;

    3. латеральные части верхней челюсти и верхней губы, бугры верхней челюсти;

    4. средняя часть альвеолярного отростка нижней челюсти, средний отдел верхней губы, мягкое нёбо.

  5. КАКИЕ ПАРЫ ЖАБЕРНЫХ ДУГ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ В РАЗВИТИИ КОРНЯ ЯЗЫКА?

    1. 1 и 2 пары;

    2. 2 и 3 пары;

    3. 1 и 3 пары;

    4. 3 и 4 пары.

  6. КАКАЯ ТКАНЬ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В ОБРАЗОВАНИИ ЭМАЛЕВОГО ОРГАНА?

    1. эктодермальная;

    2. мезенхимальная;

    3. энтодермальная.

  7. КАКАЯ ТКАНЬ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В ОБРАЗОВАНИИ ЗУБНОГО СОСОЧКА?

    1. эпителиальная;

    2. эктодермальная;

    3. мезенхимальная;

    4. энтодермальная.