ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5
2
6
7
8
9
10
11
12
1, 4, 6 – рычаги; 2 – поперечная тяга; 3 – передняя ось; 5 – поворотная цапфа; 7 – продольная тяга; 8 – рулевая сошка; 9 – червяк; 10 – вал; 11 – рулевая колонна; 12 – рулевое колесо
Рисунок 1.3 Общий вид рулевого управления
Поворот рулевого колеса 12 и вала 10 передается через червяк 9, сошку 8 и продольную тягу 7 поворотной цапфе 5. Последняя через рычаг 6, поперечную рулевую тягу 5, шарнирно связанную с рычагами 6 и 4, поворачивает вторую цапфу.
Для уменьшения усилия, прикладываемого водителем к рулевому колесу при повороте автомобиля, применяются усилители. Они выполняют следующие функции:
- обеспечивают кинематическое следящее действие, т.е. пропорциональность между углами поворота управляемых колес ТС и рулевого колеса;
- создают силовое следящее действие - «чувство дороги», т.е. обеспечивают пропорциональность между усилием, прилагаемым водителем к рулевому колесу, и сопротивлением повороту управляемых колес машины (чем меньше радиус поворота автомобиля и, следовательно, больше углы поворота управляемых колес, тем больше момент сопротивления их повороту);
- позволяют управлять автомобилем при выходе усилителя из строя;
- повышают безопасность движения, так как обеспечивают возможность управления автомобилем при разрыве шины на управляемом колесе, что особенно важно в случае, когда автомобиль движется с большой скоростью;
- смягчают удары, передаваемые на рулевое управление при движении по неровной дороге.
Усилитель (его силовой цилиндр) устанавливают в рулевом управлении параллельно рулевому редуктору, выполняя тем самым требование обеспечения возможности управления автомобилем при выходе усилителя из строя. Рассмотрим схему рулевого управления автомобиля при наличии усилителя.
В соответствии с рисунком 1.4 при повороте рулевого колеса 13,
например, вправо сошка 12 рулевого механизма 14 повернется по часовой стрелке. В результате золотник 9 распределителя 8 сместится, и рабочая жидкость начнет подаваться от насоса 2 в полость А силового цилиндра 7, который будет поворачивать управляемые колеса 4 в необходимую сторону. При этом полость Б силового цилиндра соединится через распределитель со сливной магистралью 1. Поршень силового цилиндра переместится, а его шток, воздействуя на привод управления, повернет управляемые колеса на угол, значение которого пропорционально углу поворота рулевого колеса. При этом усилитель будет обеспечивать необходимое «чувство дороги».
1 - сливная магистраль; 2 - насос; 3 - тяга; 4 - управляемые колеса; 5 - рычаг; 6, 10 - реактивные камеры; 7 - силовой цилиндр; 8 - распределитель;
9 - золотник; 11 - нагнетательная магистраль; 12 - сошка; 13 - рулевое колесо; 14 - рулевой механизм; А, Б - полости силового цилиндра
Рисунок 1.4 Схема рулевого управления с усилителем
По окончании поворота рулевого колеса управляемые колеса из-за давления рабочей жидкости будут продолжаться поворачиваться вправо. За счет рычага 5 и тяги 3 корпус распределителя сместится назад и перекроет подачу рабочей жидкости в полость А силового цилиндра. Поворот управляемых колес будет прекращен.
Кинематическое следящее действие усилителя обеспечивается за счет механической обратной связи рычага и тяги с управляемыми колесами. Силовое следящее действие достигается с помощью реактивных элементов усилителя - камер и плунжеров (в данном случае - камер 6 и 10). В эти камеры через калиброванные отверстия поступает рабочая жидкость из нагнетательной магистрали 11. В зависимости от направления поворота автомобиля жидкость под давлением подается либо на правый, либо на левый торец золотника 9. Создаваемое при этом усилие, зависящее от давления в магистрали, которое, в свою очередь, зависит от сопротивления повороту управляемых колес, смещает золотник в необходимую сторону. С увеличением момента сопротивления повороту управляемых колес повышается давление рабочей жидкости в цилиндре и реактивной камере распределителя. Это давление препятствует смещению золотника и способствует его возвращению в нейтральное положение.
За счет инерции управляемых колес возможно дальнейшее смещение корпуса распределителя относительно золотника и переход через нейтральное положение. В данном случае полость Б цилиндра соединяется с магистралью, и начинается поворот управляемых колес в обратном направлении. Это явление называют автоколебаниями управляемых колес. Во избежание его в конструкцию усилителя вводят специальные реактивные элементы.
На транспортные средства применяются в основном гидроусилители рулевого управления, в которых в качестве рабочего тела используется жидкое минеральное масло при давлении до 7…9 МПа. Применяются также пневмоусилители, работающие от пневматической тормозной системы автомобиля.
Усилитель состоит из трех основных устройств: источника энергии (насоса), исполнительного механизма и распределительного устройства. Роль исполнительного механизма выполняет цилиндр, куда под давлением подается рабочая жидкость (минеральное масло). Цилиндр перемещает в необходимую сторону детали привода управляемых колес, уменьшая усилие, прикладываемое водителем к рулевому колесу, в 3-5 раз.
Усилитель включается в работу только по мере необходимости.
По схеме компоновки с рулевым механизмом различают следующие конструкции усилителей:
- совмещенная (встроенная), когда исполнительный механизм и распределительное устройство усилителя объединены с рулевым механизмом;
- раздельная, когда исполнительный механизм (цилиндр) размещается на рулевом приводе, а распределительное устройство - либо на исполнительном механизме, либо на рулевом, либо отдельно.
Применение той или иной схемы обусловливается конструктивными особенностями ТС, нагрузкой на управляемые колеса и возможностью унификации деталей рулевого привода.
1.4 Пост технического обслуживания пожарной части: назначение, оборудование и инструмент. Виды выполняемых работ
Техническое обслуживание (ТО) - это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в боевой готовности.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей должно обеспечивать: постоянную техническую готовность к использованию; надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течение установленного срока службы; безопасность движения; устранение причин, вызывающих преждевременное возникновение отказов и неисправностей; установленный минимальный расход горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов; уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.
При проведении технического обслуживания пожарных автомобилей уборочно-моечные, смазочные, контрольно-диагностические и крепежные работы выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные и ремонтные работы проводятся по потребности на основании результатов контрольно-диагностических работ.
На предприятии для технического обслуживания основных, специальных и вспомогательных ПА, в соответствии с НПБ 101-95, может быть создан отдельный пост ТО. Он должен включать в себя: мастерскую, кабинет безопасности движения, осмотровую канаву, кладовую, заправочный пункт и склад горюче-смазочных материалов.
Работы на посту технического обслуживания должны организовываться в соответствии с графиком ТО, распорядком дня и планами работы подразделения.
Поддержание порядка на посту технического обслуживания и организация его работы возлагаются на лицо, назначенное руководителем автохозяйства и (или) старшего водителя.
Для успешного проведения технического обслуживания пожарных автомобилей ответственные работники должны изучить особенности обслуживания в инструкциях завода-изготовителя по эксплуатации пожарных автомобилей.
При смене караула контрольную проверку работы автомобиля проводят водитель и пожарные под руководством начальника караула. Перечень контрольных работ включает около 20 наименований.
При проведении технического обслуживания пожарных автомобилей
в пожарных подразделениях используется инструмент водителя. Место проведения технического обслуживания должно быть оборудовано в мастерской с размещенным в ней оборудованием и смотровой канавой.
В мастерской должен быть слесарный станок с тисками, сверлильный и точильный станки.
В гараже на видном месте должен быть вывешен график проведения технического обслуживания, на стенде должны быть представлены инструкции по охране труда, правила выполнения отдельных видов работ. В гараже обязательно должна быть медицинская аптечка.
Кроме того, необходимо иметь портативные диагностические приборы для проверки технического состояния систем, обеспечивающих безопасность движения (рулевого управления, приборов освещения, сигнализации и др.).
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) предназначено обеспечить содержание пожарного автомобиля в технически исправном состоянии, в высокой боевой готовности. Организует проведение работы и контролируют их выполнение начальник пожарного поезда (заместитель начальника СПК). Выполняют работы водители автомобилей. В системах двигателя (при открытом капоте) проверяют:
- уровень масла в картере двигателя (провернуть на 3-4 оборота рукоятку масляного фильтра);
- натяжение ремня вентилятора;
- внешним осмотром - состояние аккумуляторов, один раз в 10 дней измеряют уровень электролита;
- надежность крепления сочленений тяг приводов управления, рычагов поворотных цапф;
- герметичность систем охлаждения, топлива и смазки;
- герметичность системы тормозов;
- давление в шинах.
В кабине проверяют:
- исправность замков дверей кабины, стеклоподъемников дверей, комплектность и исправность инструмента;
- работу двигателя, предварительно запустив и прогрев его;
- работоспособность приборов (за перемещением стрелок на средних оборотах двигателя);
- работу центрифуги (фильтра) на слух после остановки двигателя;
- работу сцепления и коробки передач (без движения с места);
- действие рычагов сцепления и газа из насосного отделения и исправность приборов;
- исправность тормозов, не выезжая из гаража.
В насосном отделении проверяют наличие смазки в масленках, герметичность вакуумной системы и отсутствие подтеканий в водопенных коммуникациях. Пожарные проверяют: наличие пожарно-технического вооружения, правильность укладки и надежность крепления, наличие воды в цистерне и пенообразователя в пенобаке, качество мойки автомобиля.
О боевой готовности автомобиля начальник караула, заступая на дежурство, докладывает руководителю. Техническое обслуживание пожарных автомобилей на пожаре или учении предназначено для обеспечения наиболее эффективного использования автомобиля и работоспособности его агрегатов при тушении пожаров.
Нормальная работа агрегатов обеспечивается периодическим контролем температуры охлаждающей жидкости двигателя, давления масла в системе смазки, отсутствии подтекания воды через сальники насоса и из системы охлаждения двигателя. Для обеспечения работоспособности насоса необходимо каждый час работы подавать смазку в уплотнения, поворачивая колпачок масленки на 3-4 оборота.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей после пожара
включает работы, выполняемые по окончании тушения пожара или учебы, после возвращения в гараж.
Назначение обслуживания - выявление возможных неисправностей с целью их устранения при обслуживании для восстановления боевой готовности пожарных автомобилей. Работы выполняют водители и пожарные.