Файл: 1. История в системе социальногуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Формационный и цивилизационный подход.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Именно благодаря влиянию западноевропейской просветительской литературе конституционные проекты первых русских революционеров впитали лучшие достижения передовой для того времени буржуазной философской мысли, ее антифеодальную, антимонархическую направленность.

Программа декабристов формировались в нелёгком поиске истин, способных лечь в основу единого политического, государственного и религиозного миросозерцания.

Декабристы, отдаленные от века Просвещения двумя десятилетиями, могли в известной степени понять историческое значение деятельности просветителей, идейно подготовивших Великую Французскую революцию. Это не могло не вдохновлять первых русских революционеров. Таким образом, правомерно говорить не о заимствовании, а о критическом осмыслении декабристами идеологии Просвещения, использовании ее применительно к конкретным задачам политических и социально-экономических преобразований в России.

23. Внешняя политика России в середине XIX в. Восточный вопрос и Крымская война (1853–1856). Ее влияния на международное положение Российской империи.

Внешняя политика России во второй половине XIX в.

* урегул. отношений с Турцией и европейскими державами после Крымской войны;

* присоединение Средней Азии и Дальнего Востока.

После пораж. в Крымс.войне Россия оказ. во внешнеполит. изоляц., поэтому она стрем. возвр. потер. авторитет и добиться отмены статей Парижс. мирн. договора, запрет. держ. флот и укрепл. в Черноморском регионе. В 1856 году внешнеэконом. ведомство возгл. А.М. Горчаков. Облад. больш. опытом и тал-ом, он смог восстан. влиян. России, умело строя стратег. линию, направл. на разрыв англо-австро-франц. блока.

К концу 50-х гг. произош. русско-франц. сближение: в 1859 г. был заключ. договор о нейтралит. и сотруднич. В поисках нов. союзника рос. дипломатия обратилась к Пруссии. Добивш. путем переговоров поддержки Пруссии, Россия в 1870 г. заявила об отказе от обязат. по нейтрализ. Чер. моря. Лондонс. конференц. европ. стран и Турции приняла и узаконила декларацию России.

Восточный вопрос

Под вост. вопросом историки понимают ряд спорных моментов российско-турецких отношений, которые в люб. момент могли привести к конфликту. Главные проблемы восточного вопроса, которые и стали основой для будущей войны, следующие:


• Потеря Крыма и сев. Причерном. Осм. империей в конце 18 пост. стимул.Турцию начать войну в надежде вернуть террит. Так нач. войны 1806-1812 и 1828-1829. Однако в их резул-е Турция потер. Бессарабию и часть террит. на Кавказе, что еще больше усиливало желание реванша.

• Принадлеж. проливов Босфор и Дарданеллы. Россия треб. откр. для черном. флота эти проливы, в то время как Осм. империя (при давл. стран Зап. Европы) игнорировала эти требования России.

• Наличие на Балканах, в составе Османской империи, славянских христианских народов, которые боролись за свою независимость. Россия оказывала им поддержку, тем самым вызывая волну возмущения турок по поводу вмешательства России во внутренние дела другого государства.

Дополнительным фактором, который усиливал конфликт, было желание стран Западной Европы (Британии, Франции, а также Австрии) не пустить Россию на Балканы, а также закрыть ей доступ к проливам. Ради этого страны готовы были оказывать Турции поддержку в потенциальной войне с Россией.

Николай 1, используя религиозный конфликт как повод нападения на Турцию. Россия потребовала передать храм православной церкви, а заодно также открыть проливы для черноморского флота. Турция ответила отказом. В июне 1853 года российские войска перешли границу Османской империи и вошли на территорию зависимых от нее Дунайских княжеств.

В октябре 1853 года Турция объявила войну России.

Вот какие это этапы:

1. Октябрь 1853 – апрель 1854. В ходе этих шести месяцев война была между Османской империей и Россией (без прямого вмешательства других государств). Существовало три фронта: Крымский (Черноморский), Дунайский и Кавказский.

2. Апрель 1854 – февраль 1856. В войну вступают британские и французские войска, из-за чего расширяется театр боевых действий, а также происходит перелом в ходе войны. Союзнические войска превосходили российские с технической стороны, что и стало причиной изменений в ходе войны.
Что касается конкретных битв, то можно выделить следующие ключевые сражения: за Синоп, за Одессу, за Дунай, за Кавказ, за Севастополь. Были и другие битвы, но перечисленные выше – самые основные. Рассмотрим их более подробно.

Итоги

В феврале 1855 года умер Николай 1. Задачей нового императора, Александра 2, было прекращение войны, причем с минимальным ущербом для России. В феврале 1856 начал работу Парижский конгресс. Поскольку ни одна из сторон не видела смысла в продолжении войны, уже 6 марта 1856 был подписан Парижский мирный договор, по результатам которого Крымская война была завершена.



Основные условия Парижского договора были следующими:

1. Россия возвращала Турции крепость Карсу, в обмен на Севастополь и другие захваченные города крымского полуострова.

2. России запрещалось иметь черноморский флот. Черное море объявлялось нейтральным.

3. Проливы Босфор и Дарданеллы объявлялись закрытыми для Российской империи.

4. Часть российской Бессарабии передавалась Молдавскому княжеству, Дунай переставал быть пограничной рекой, поэтому судоходство объявлялось свободным.

5. На Аландских островах (архипелаг в Балтийском море) России запрещалось возводить военные и (или) оборонительные укрепления.
В целом, война показала отсталость России, по сравнению с государствами Европы, особенно в плане экономики. После этого поражения начались реформы Александра 2.
24. Либерал-е реформы 1860–1870-х гг.: отмена крепост. права и буржуазные реформы в России; отмена рабства в США. Их влияние на процесс модерниз.в мире.

Отмена крепостного права. Буржуазные реформы 60 - 70-х гг. 19 в.

Реформа 1861 г. была обусловлена кризисом всей феодально-крепостнической системы. В условии нарастания революционной ситуации правительство решило пойти на отмену крепостного права "сверху" - путем реформ, не ожидая, когда оно будет отменено "снизу" - революционным путем. В соответствии с "Манифестам" крестьянин сразу получал особую свободу и ряд гражданских прав: заключать гражданские и имущественные соглашения, открывать торговые и промышленные предприятия, переходить в другие сословия.

Продолжением отмены крепостного права стало проведение Александром I буржуазной реформы. Так, например, военная реформа вводила вместо рекруцкой всеобщую военную обязанность. Земская реформа предусматривала создание земствоввыборных орга-нов для управления в губерниях и поветах местным хозяйством., образованием, охраной здоровья. На тер. Бел. закон об земствах не распространялся в свези с тем, что царские власти не доверяли местным помещикам, кот-ые могли б войти в земства, при их со-здании.

В результате судовой реф. суды стали всесословными (в одном суде рассматривались дела представителей всех сословий). При рассмотрении криминальных дел вводились присяжные заседатели (независимые от судей и подсудимых), адвокаты.


Позже чем в Росси проводилась городская реформа. Согласно с ней в городах создавались выборные органы городского самоуправления выборах принимали участие только плательщики городских податей, которые владели собственностью (земля, дома, пред-приятия) на определенную сумму денег).

Цензурная реформа - упраздняла цензуру для больших изданий, школьная реформа - всесословность образования.

Рабство в США и его отмена

Соединённые Штаты с самого начала возникли как рабовладельческое государство. Рабство было неотъемлемой частью американского образа жизни.

18 декабря в 1865 году в США в силу вступила XIII поправка Американской конституции, отменившая рабство. Инициатором стал 16 президент Америки Авраам Линкольн. Закончился почти 250-летний период, который остался кровавым пятном в истории страны

Реформы, бесспорно, шли навстречу требованиям времени, они давали шанс успешно решить стоявшие перед страной задачи модернизации.
25. Контрреформы и модернизация российской экономики в конце XIX века.

Причины проведения контрреформ

Основная причина (в начале 80х гг. XIX столетия) заключалась в напряжённой внутриполитической обстановке, вызванной террористической деятельностью народовольцев и убийством Александра II.

Для полного изучения сущности проводимых контрреформ необходимо разобраться в социальной, экономической и политической обстановке, царившей в Российской империи.

2 марта 1881 года Александр III издал манифест «О незыблемости самодержавия», считающийся отправной точкой в проведении контрреформ в период с1880 по 1890 гг.

В данный период Россия оставалась абсолютной монархией. В этих условиях правительство Российской империи имело цели со-хранить абсолютизм и сословную структуру Российского общества.

Правительство состояло из дворян и высшей бюрократии, которая осуществляла власть абсолютизма в центре и на местах, формировала и проводила политику самодержавия.

Реформы 60-70гг. с самого начала оценивались по-разному. Одни считали, что реформы угрожали основам монархии и их надо вернуть назад.

Другая группа считала, что реформы не завершены, и их должны довести до реформирования органов власти и государственного управления.

Открытое столкновение этих тенденций произошло сразу же после вступления на престол Александра III.


Началом контрреформ считается опубликованный 29 апреля1881 г. царский манифест о незыблемости самодержавия.

Контрреформы

Первым мероприятием по осуществлению нового курса стало принятие «Положения о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия» (1881г), закрепившее все ранее проведенные изменения судебного порядка. В дополнение к нему в 1892г. принимается закон о военном положении, регламентировавший полномочия военных властей в прифронтовой полосе в условиях войны.

Вторым шагом было учреждение в 1889г. института земских участковых начальников, разрушивший раздельность судебной и административной властей. Это была попытка возродить сословные органы власти потомственного дворянства.

Параллельно с земскими начальниками в уезде действовали уездные окружные суды, члены которых рассматривали дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей создавались городские судьи, назначаемые министром юстиции.

В 1887г. суду предоставлялось право проводить закрытые заседания.

Пересмотрены были Положения о земских и городских органах самоуправления. По закону 1890г. изменения в земском самоуправлении сводились к следующему: на выборах в уездные земские собрания система курий сохранилась, но по первой курии теперь избирали только дворяне. Изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - земских начальников, губернатора. Крестьяне избирали лишь выборщиков, из числа которых губернаторы назначали депутатов земского собрания.

Был усилен правительственный контроль за земствами. Для этого в губерниях были созданы специальные учреждения - губернские по земским делам присутствия.

По закону 1892г. был изменен порядок выборов и в городские думы. К выборам стали допускаться лишь владельцы недвижимой собственности в столицах стоимостью не ниже 3 тысяч рублей, в губернских городах - 1,5 тысячи рублей, в других городах - 1 тысячи руб-ей. В выборах теперь участвовали лишь дворяне и некоторая часть средней буржуазии.

Контрреформы проводились и в системе образования. По уставу 1884г. ликвидирована была университетская автономия. Должности ректоров, деканов, профессоров вновь стали замещаться не по выбору, а по назначению. Университеты были поставлены в полную зависимость от министра просвещения и попечителей учебных округов. В 1887г. были изменены правила приема: за добропорядочный, с точки зрения правительства, "образ мысли" абитуриентов, должна была поручаться средняя школа. Одновременно в пять раз повысилась оплата за обучение. В 1887г. последовал министерский циркуляр о "кухаркиных детях". Он закрывал доступ в гимназии детям кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. д.