Файл: Планирование и проектирование организаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.5) ведомость потребности в материалах;

2.6) спецификация оборудования;

2.7) опросные листы на электрооборудование (при необходимости);

2.8) ведомость объемов монтажных и строительных работ;

2.9) другие документы, направляемые заказчику в соответствии с договором (контрактом).

Разработка основных организационных документов является важнейшим этапом организационного проектирования.

Организационные документы - комплекс документов, содержащих правила создания и функционирования организации. Среди этих правил можно назвать:

- выбор организационно-правовой формы;

- компетенции, структуру, штатную численность, состав должностей (руководителей, специалистов, технических исполнителей);

- формирование совещательных органов управления;

- установление режима работы и системы охраны;

- организацию и оценку труда;

- порядок реорганизации и ликвидации. Организационные документы являются основой деятельности организации и содержат положения, обязательные для исполнения. Перечислим основные организационные документы.

1. Устав.

2. Положение об организации.

3. Учредительный договор.

4. Положение об организационной структуре.

5. Положения о структурных подразделениях, коллегиальных и совещательных органах.

6. Штатное расписание.

7. Инструкции по определенным видам деятельности.

8. Должностные инструкции работников.

9. Правила внутреннего трудового распорядка (положение о персонале).

Организационные документы разрабатываются и оформляются в соответствии с требованиями законодательства и утверждаются руководителем организации либо вышестоящей организацией. Перед утверждением организационные документы проходят установленный в организации порядок согласования. Согласование осуществляется со всеми заинтересованными подразделениями и должностными лицами, с юридической службой, проверяющей соответствие документа требованиям действующего законодательства. По сроку действия организационные документы относятся к бессрочным, они действуют до отмены или замены новыми.


17. Методы проектирования организаций. Процессно-технологический подход к проектированию организаций.

Специфика проблемы проектирования организации заключается в том, что она не может быть адекватно представлена в виде некоторой задачи оптимизации, то есть формального выбора наилучшего варианта организационной структуры и распределения функций по чётко сформулированному критерию оптимизации. Трудности проистекают из того, что решение задачи должна удовлетворять, с одной стороны, достаточно большому количеству критериев, а с другой стороны, никто точно не может ответить, где находится оптимальная зона и какие значения выбранных критериев отвечают этой зоне

Метод аналогий предполагает использование опыта проектирования организаций по аналогии с существующими и успешно работающими. Суть его состоит в том, что структуры и функции, хорошо себя проявившие в сходных условиях, переносятся на новую организацию.

Экспертный метод базируется на изучении рекомендаций специалистов, которые могут выступать в роли экспертов. Обычно это специалисты-проектировщики с большим опытом проектной работы и специалисты-практики, имеющие большой опыт работы в качестве руководителей организаций. Метод предусматривает проведение предварительного опроса экспертов, затем результаты опроса обрабатываются по специальным методикам, в результате чего получаются некоторые достаточно объективные рекомендации.

Цель экспертного метода – выявление специфических особенностей работы аппарата управления организации, возможные недостатки в функционировании отдельных элементов организационной структуры, несоответствие функций структурному положению элемента и т.п.

Метод структуризации целей предусматривает выработку достаточно детальной системы целей вновь создаваемой организации, включая их количественную и качественную проработку. Затем проводится анализ подходящих организационных структур на предмет удовлетворения сформулированной системе целей.

Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных моделей, отражающих распределение полномочий и ответственности между элементами организационной структуры.

В настоящее время для целей организационного проектирования используются практически все типы существующих организационных моделей: математико-кибернетические, графоаналитические, масштабные натурные, математико-статистические.



Функционально-технологический подход к построению организационных структур основан на рационализации потоков информации и технологии ее обработки. Для определения характеристик организационной структуры: численности управленческого персонала, количества уровней управления, степени централизации, структуризации и диапазона управления и др. — предлагается установить корреляционные зависимости этих характеристик от внутренних и внешних факторов и рационализировать функции по вертикали и горизонтали. Однако рассчитанные на основе этих зависимостей характеристики ориентируют на некоторый сложившийся уровень организации управления в отрасли. При данном подходе можно достаточно полно учесть особенности конкретной организации.

В условиях действующего предприятия попытки совершенствовать организационную структуру будут наталкиваться на стремление управленческих работников сохранить сложившуюся, привычную для них схему документооборота, которая не всегда рациональна. В условиях проектирования нового объекта использование функционально-технологического подхода вызовет серьезные трудности из-за отсутствия информации, необходимой для его реализации.

18. Принципы и технология деятельностного подхода.

19. Логико-структурный подход как инструмент разработки и менеджмента проектов.



Основным выходным продуктом ЛСП является логико-структурная матрица. По такой матрице излагается краткое содержание проекта, приводятся допущения, лежащие в основе его стратегии, а также указывается способ мониторинга проекта. На схеме 2 обобщенно представлены структура и содержание матрицы.



20. Функциональный и системно-целевой подходы в методике формирования и рационализации организационной структуры управления

21. Методика организационного конструирования. Специфика методов объектного подхода. Основы моделирования объектов проектирования. Виды моделирования


22. Организация как производственная система. Элементы производственной системы

Предприятие как производственная система – это совокупность элементов и частей, обладающих постоянной взаимосвязью, функционирующая с целью создания (производства) определённой продукции, выполнения работ и оказания услуг при условии подчинения каждого элемента общей цели системы. Представляет собой обособившуюся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса, способную самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами удовлетворять те или иные нужды, потребности и запросы потенциальных потребителей с помощью производимых этой системой товаров и услуг.

Производственная система состоит из совокупности ресурсов:

1. Технические ресурсы (особенности производственного оборудования, инвентаря, основных и вспомогательных материалов и т.п.).

2. Технологические ресурсы (гибкость технологических процессов, наличие конкурентоспособных идей, научные заделы и др.).

3. Кадровые ресурсы (квалификационный, демографический состав работников, их способность адаптироваться к изменению целей ПС).

4. Пространственные ресурсы (характер производственных помещений, территории предприятия, коммуникаций, возможность расширения и пр.).

5. Ресурсы системы управления (характер и гибкость управляющей системы, скорость прохождения управляющих воздействий и т.п.).

6. Информационные ресурсы (характер информации о самой ПС и внешней среде, возможность ее расширения и повышения достоверности и т.п.).

7. Финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий и пр.).

Основными элементами производственной системы являются:

1) люди;

2) материальные объекты - средства труда, предметы труда, продукты труда, технология и организация производства.

23. Основные типы производственных систем. Этапы проектирования производственной системы предприятия.

Типы:

1)Единичное (проектное производство).

-широкая номенклатура выпускаемой продукции,

-децентрализация производственной деятельности по спец подразделениям,

-единичный неповторяющийся характер производства.

-изготовление продукции на основе заказов потребителей
,

-использование в процессе производства высококвалифицированной рабочей силы специалистов.

2)Серийное производство: мелкосерийное, среднесерийное, крупносерийное

Например станки, моторы.

- изготовление сериями широкой номенклатуры повторяющейся однородной продукции,

- децентрализация производства по отделам, цехам, заводам, специализированных на выполнение конкретных операций,

- как для предварительных заказов, так и для неизвестных покупателей,

• периодичность изготовления изделий сериями, обработка деталей сборки отдельными партиями.

3)Массовое производство.

Например, автомобили, тракторы, продукция с\х машиностроения.

- непрерывность производства ограничений, строго установленной номенклатуры однородной продукции, когда отдельные единицы либо не отличаются друг от друга, либо имеют различия в отдельных модификациях.

- изготовление деталей, компонентов на специализированных предприятиях,

- наличие специализированного сборочного поточного производства (конвейер)

Этапы:



24. Объекты проектирования производственных (операционных) систем

25. Критерии оценки эффективности проектирования производственной системы: расходы на действующую систему; качество выпускаемой продукции; темп производства и производственная мощность; гибкость производственной системы.

Снижения расходов зачастую можно достичь за счет ухудшения качества продукции. Увеличение производственной мощности и объема производства может привести к снижению расходов, но уменьшить приспособляемость предприятия к изменяющимся условиям. Решение, которому отдается предпочтение, должно максимизировать эффективность производственной системы в целом.

Возрастающая специализация приводит к необходимости увеличения доли компании в сбыте на специализированном рынке. Это приведет к росту расходов на рекламу и организацию сбыта вследствие как роста конкуренции, так и насыщения рынка. Следовательно, можно ожидать снижения эффективности в организации сбыта. Постоянные расходы возрастут вследствие капиталовложений в более производительное специализированное оборудование. Приспособляемость компании к изменениям внешних условий снизится, и общий объем продаж при тех же затратах на реализацию товаров уменьшится вследствие сокращения номенклатуры.