Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Шутов Матвей Сергеевич Преподаватель Черненко Наталья Михайловна Задание (максимальное количество баллов 5 баллов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Шутов Матвей Сергеевич

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


Задание 1. (максимальное количество баллов – 5 баллов)

1.1. Проанализируйте в сопоставительном плане два букваря (допущенных к преподаванию согласно ФГОС). Результаты анализа представьте в табличной форме:

1) структура букваря (части, соответствующие этапам обучения грамоте, их основное содержание);

2) последовательность изучения букв, чем она определяется;

3) структура и содержание типовой букварной страницы

(разворота);

4) виды материала для обучения звуковому анализу (используемые в букваре звуковые модели);

5) виды материала для обучения слоговому чтению (дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и др.);

6) литературный материал (какой и как представлен);

7) возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению.

Азбука выполняет ту же функцию, но ее структура и содержание значительно отличаются от алфавита. Изучение алфавита по буквам сочетается с закреплением навыков чтения по слогам, а также с написанием отдельных букв и простых слов. Такой подход к изучению основ грамматики активизирует зрительную, слуховую и механическую память ребенка, благодаря чему усвоение материала происходит быстрее и лучше.

Азбука является частью УМК по русскому языку в соответствии с системой традиционного обучения с альтернативными элементами. Он также предназначен для первых классов четырехлетней общеобразовательной школы. Основная цель обучения в данном случае - заложить основы формирования компетентной личности, обеспечить речевое и языковое развитие ребенка, а также помочь ему осознать себя носителем языка.

В этом случае на изучение курса отводится 207 часов. Порядок букв определяется, с одной стороны, ориентацией по позиционному принципу чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой - сходством внешнего вида букв, наличием общих элементов (буквы согласных г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы т. Д.).


Современное письмо — это совместная работа лингвистов, педагогов, психологов, в результате которой разрабатываются критерии максимального соответствия учебника развивающим целям учебно-воспитательного процесса. Изучение письма является частью обязательной образовательной программы для первого класса начальной школы.

Эта книга - первый учебник, попавший в руки ребенка. С нее начинается овладение письмом. На нем каждый человек учится писать и читать. Согласитесь, книга — это вневременная книга, это начало всех начал.

Задача письма - познакомить ребенка с миром букв, научить его читать на родном языке. Именно с него, буквы, начинается восхождение каждого человека на гору знаний.

Жизнь этого учебника интересна; вероятно, иначе и быть не может, потому что со страниц письма рассказывается о времени, близком и далеком, которое стало нашей историей.

С точки зрения развития языка учебник составлен идеально: большое количество текстов (как российских, так и зарубежных авторов), обилие стихов, реальные факты о природе, искусстве и истории, загадки, скороговорки и т.д., а также вопросы по устному мышлению, построению диалога, устные зарисовки.

Моделирование представлено только моделями целых предложений и текстов, и это довольно редко. Здесь нет звуковых и слоговых моделей.

Итог: словарь предоставляет широкий спектр возможностей для развития речи, активного словарного запаса и техники чтения учащихся, предлагает широкий выбор текстового материала и значительный объем синтаксического материала. Однако такой учебник не подходит для учеников, которые изначально не умеют читать. Моделирование представлено слабо, текст преобладает над иллюстрациями и другими иллюстративными материалами.

каждая тема письма сопровождается симуляциями, иллюстрациями, текстами и заданиями по развитию речи, заданиями по развитию логики и мышления, уроки основаны на методе поиска и исследования. На данном этапе анализа этот учебник представляется наиболее подходящим для преподавания в общеобразовательной школе, поскольку он предназначен для всех учащихся и означает немедленную работу со всеми сторонами овладения языком.

Методологическое устройство письма представлено звуковыми таблицами, «лестницами» слогов, большим количеством схем предложений и целых текстов. Каждая буква изучается в неразрывной связи с ее использованием в речи. Дети практикуются в самостоятельном составлении слов, предложений и текстов. Это огромная база для языкового развития учащихся!


Однако стоит отметить, что учебник не подходит для студентов, которые не умеют читать и не знают всех букв алфавита, поскольку предложения и тексты вводятся сразу параллельно с изучением букв.

Рассмотрим конкретную тему: "Буква Ш, ш". В этом учебнике нет никаких шаблонов этого слова. Буква сразу же указывается как составная часть слова, а не как отдельная единица речи. Слова даются в большом количестве, и сразу же вводится правило написания ши через и.

1.2. Установите соответствие между структурой урока изучения новой буквы и материалом страницы букваря (любого): какой материал будет использоваться на каждом из этапов урока?

Цели урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с письменным и печатным образом строчной буквы Д;

отработать написание элементов, соединений с другими буквами, расстояние между буквами.

Развивающие:

создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания, планирования, рефлексии);

создать условия для развития мышления, речи учащихся.

Воспитательные:

создать условия для формирования умения общаться через работу в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Тип урока: вводный (урок получения новых знаний).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Проверка готовности к уроку, настрой на работу.

II. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.

- Чему учились на прошлом уроке? (Учились писать заглавную букву К, учились читать и писать с буквой К слоги, слова и высказывания, учились составлять звукобуквенные модели слов.)

- Хотите проверить, насколько хорошо вы умеете писать слоги и слова с заглавной буквой К? (Да.)

- Откройте тетрадь в линию, напишем словарный диктант. (Дети открывают тетрадь, отступают две строки.)

Знакомство с печатным образом буквы Д

- Запишем в тетради, как пишутся печатные большая и маленькая буква Д.

Дети под руководством учителя прописывают в тетрадях в клетку строчку букв Д-д.

Знакомство с письменным образом буквы Д

Дети под руководством учителя знакомятся с письменной строчной буквой Д, с ее составом. Прописывают 1-2 строчки букв. (Тетрадь по письму № 3 Н.Г. Агаркова с.11)

- Какой следующий этап урока? (Мы должны научиться читать и писать с буквой Д слоги.)

1.3. Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разных букварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощью схем-моделей? Составьте методические рекомендации по разным приемам работы со звуковыми моделями букваря.


В период обучения грамоте первоклассники знакомятся со следующими фонетическими понятиями:

- предложение,

- слово,

- слог,

- ударение,

- звук (гласный, согласный, слияние гласного и согласного).

Ученики с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги.

Проанализировав два разных букваря, я сделала вывод, что последовательность фонетических понятий одинаковая. Сначала учащихся знакомят со звуком, затем со слогом и словом.

1.4. Составьте несколько фрагментов уроков письма (учитывая существующие нормы обеспечения охраны жизни и здоровья детей), посвященных списыванию слова, предложения из прописи или букваря, на разных этапах обучения: в начале основного периода обучения грамоте (когда изучаются первые 5-6 согласных букв), в конце обучения грамоте (когда почти все буквы уже изучены).

Текст1

Школьники начинают писать в учебное время, чтобы учиться. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги, а затем воспроизводят первые слова и предложения, образцы которых указаны в "заглавных буквах". В этот период основная задача учителя - научить детей правильному написанию букв и их соединению, не пропускать и не заменять буквы, соблюдать интервалы между словами и т. Д. В течение этого периода основной задачей учителя является обучение детей правильному написанию букв и их соединению, не пропускать и не заменять буквы, соблюдать интервалы между словами и т. Д. Метод письма при этом остается неконтролируемым. Не учитывается, что списывать можно несколькими способами: копируя букву за буквой, слоги, слова и даже предложения.

Если вы встанете за спиной ученика, когда он будет списывать, и обратите внимание на то, сколько раз он будет заглядывать в текст во время записи небольшого предложения, мы увидим, что у детей будет другой результат. И тот, кого мы считали более внимательным, потому что его чаще сравнивали с текстом, может совершить больше ошибок, чем тот, кто реже заглядывал в текст. Но даже те, у кого списаны одни и те же единицы, делают это по-разному: одни с ошибками, другие без ошибок. Дело в том, что обучающее действие по своим внешним признакам, по своему внутреннему, психологическому механизму может быть различным и, следовательно, приводить к не идентичным результатам. Сказанное полностью относится к амортизации. В словарном справочнике по методике русского языка говорится: «Письмо - одно из наиболее часто используемых письменных упражнений; оно используется: при изучении техники письма и каллиграфии; при изучении орфографии и грамматики, как правило, с дополнительными заданиями.


На первом этапе проводится подготовительная работа по формированию навыка письма (подготовительный этап письма). Необходимо учитывать, что фонетический принцип имеет первостепенное значение на начальном этапе написания, когда написание слов совпадает с произношением. Основой правописания с использованием фонетического принципа становится акустический анализ речи. Поэтому большое внимание в подготовительный период занятий по обучению грамоте уделяется упражнениям на развитие зрительного и слухового восприятия, речевому управлению.

Такими упражнениями могут быть:

Упражнения для развития фонематического слуха (найти картинки, на которых нарисован дом сом; повторить цепочку слогов; назвать предметы на столе; воспроизвести звуки в честь учителя и другие).
Упражнения для развития зрительного восприятия и пространственной ориентации (упражнения на точное воспроизведение образца, выполнение образца по памяти, упражнения с геометрическими фигурами).

Упражнения на развитие речевого контроля (сопровождение своих действий словом).
Второй этап направлен на то, чтобы научиться писать на уроках письма в первом классе.

Система упражнений по формированию формирования амортизационной способности выглядит следующим образом:

Списывание букв, слогов и слов из рукописного шрифта в соответствии с их анализом звукового алфавита и из букв сокращенного алфавита.
Запишите с доски прочитанные и разобранные слова, состоящие из двух слогов.
Написание слов, состоящих из выученных слоговых структур, с доски и буквы (рукописный шрифт), предложений, состоящих из 2 слов.
Написание слов, состоящих из выученных слоговых структур, с доски и по буквам (рукописный и печатный текст), из предложений из 3-4 слов.
Списывание с вставкой пропущенной буквы или слога с предварительным разбором.
Третий этап - формирование навыка письма на уроках грамматики и орфографии со 2 по 4 классы, где продолжается написание рукописного и печатного текста.

2.1. Прочитайте фрагмент урока обучения грамоте, посвященный выделению и характеристике изучаемых звуков. Проанализируйте представленный фрагмент учебного занятия, определив тему урока, сформулировав его цель и задачи. Выделите и назовите этапы работы над звуками, оцените выбор слов для первого выделения звуков, охарактеризуйте использованные учителем приемы обучения.