Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Шутов Матвей Сергеевич Преподаватель Черненко Наталья Михайловна Задание (максимальное количество баллов 5 баллов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-   Как называются предметы, изображенные на иллюстрации?

-    Стул, кресло, скамейка.

 

-                Кто знает, как называется вот такое кресло для царя или короля, на котором он сидит во время торжественных приемов? На чем сидит царь? На... троне. Это трон.

 

 

 

 

-                А как по-другому можно назвать скамейку? - Что объединяет все эти предметы? Для чего они нужны?

-                Скамья, лавка, лавочка. - Это мебель. Это предметы, на которых сидят.

-                Какой из этих предметов предназначен для сидения одного человека?

-                Стул, кресло, трон.

 

-                Произнесите эти слова еще раз и определите, в каком из них последний звук [л]. - В каком слове услышали последний звук [л]?

-                Стул, кресло, трон (хором). 

-                В слове «стул».

 

-                Докажите, что вы правы.

-                Сту[ллл].

-                Составьте у себя на партах звуковую схему слова «стул».

(Самостоятельно составляют из фишек)

-                Я тоже составляла схему. Посмотрите, что у меня получилось: первый звук я обозначила синей фишкой. Я права? (Так же со вторым и третьим звуком.)

 -                Да. [с] – согласный звук, твердый, глухой.

 

-                А вот для последнего звука я фишку выбрать не смогла. Ведь этот звук мы еще не характеризовали. Какую фишку выбрали вы? - Давайте вместе решим, какая фишка нужна.

 -                Синюю. Зеленую.

 

-                 Произнесите звук [л] и понаблюдайте, как работает ваш язык. 

-                [ллл]. Язык прижимается к верхним зубам.

-                Гласный или согласный это звук? - Определите, [л] – звонкий или глухой?

 

-                Согласный.

-                [л] (кладут руку на горло). Звонкий.

-                Твердый или мягкий?

-                Какая фишка нужна для обозначения звука [л]? Покажите мне.

-                [л]. Твердый.

(Показывают синюю фишку.)

 

-                Кто эту фишку сам выбрал, составляя схему слова, молодцы. Значит, вы уже знаете, как нужно действовать, чтобы охарактеризовать звук.


 

 -                Посмотрите еще раз на иллюстрации и назовите слово, в котором звук [л] в начале.

 -                Лавка (лавочка).  

-                В каком еще слове есть звук [л]? 

-                Кресло.

-                Произнесите слово и послушайте, где стоит звук [л]?

-                Крес[ллл]о. Звук [л] стоит в середине слова.

-                Все эти предметы можно назвать одним словом. Каким?

 -                Мебель.

-                Произнесите слово и послушайте, какой в нем последний звук?

-                Мебе[л’л’л’]. Последний звук [л’].

-                Давайте определим, какой это звук: гласный или согласный. Есть ли преграда, которая мешает воздуху выходить?

-                Что еще мы должны узнать о согласном?

-                Определите сами, какой это согласный звук, и покажите мне нужную фишку.

 [л’]. Язык мешает. Звук [л’] согласный.
-                Звонкий он или глухой, твердый или мягкий. (Произносят

 звук и показывают зеленую фишку)

(На доске появляется схема           □)

-                С какими звуками мы сегодня работали? (Показывает на соответств. фишки в звуковых схемах слов «стул» и «мебель».)

  

-                [л] и [л’].

 

-                Сравним эти звуки. Чем они похожи? Произнесите их: [л] - [л’]. - А чем они различаются?

-                [л] - [л’], [л] - [л’]. Оба согласные, звонкие. - [л] – твердый, а [л’] – мягкий.

 

-                Звуки [л] и [л’] – парные по твердостимягкости согласные звуки.

-                Давайте поучимся узнавать эти звуки в словах. Откройте азбуку на с. 62-63. Узнали сказку, к которой нарисована иллюстрация? Может, вам поможет небольшой отрывок из сказки, который я вам прочитаю? Послушайте и постарайтесь узнать сказку (Читает отрывок, помещенный в азбуке.)

-                Подскажу: звери так радовались избавлению от страшного чудовища, с которым легко справился маленький воробей – «взял и клюнул Таракана – вот и нету великана». - Назовите, кого изобразил художник.

-                «Тараканище» Корнея Чуковского.

Слона, слониху, жирафа, обезьян, бегемота, осликов, летучих мышей...

-  Давайте назовем по картинке слова, в которых есть звуки [л] или [л’]. Приготовьте фишки, будете показывать, какой из звуков вы услышали в слове. Петя, начинай.


-                Слон. (Остальные дети показывают синюю фишку.)

-                Я вижу, все согласны, что в этом слове есть звук [л]. Где он стоит в слове? (Так же проводится работа с остальными словами.)

-                В середине слова.





Решение: Согласные звуки.
Приёмы : показ учителя, коллективное наблюдение, работа в парах, открытие новых знаний в процессе совместной работы.
артикуляция - 6 слогов
а, и, у,ы,а - гласные звуки, безударные
а - гласный, ударный
р - согл, звонкий непарный, твёрдый парный
т- согл, глухой парный, мягкий парный
к - согл, глухой парный, твёрдый парный
л - согл, звонк. непарн, мягк парный
 ц - согл, глух. непарн, твёрд. непарн.
й - согл, звонк. непарный, мягкий непарн

2.2. Составьте подробный конспект урока знакомства с одной из двузначных гласных букв. Продумайте, с одним или двумя значениями буквы будете знакомить первоклассников. От чего это будет зависеть? При планировании урока обратите внимание, что при введении не первой «особой» буквы важно правильно организовать работу на этапе повторения изученного.
Что необходимо внести в содержание этапа повторения?
Укажите гигиенические требования к обучению чтению и письму.

Проведем слого-звуковой анализ слова «юла» и составим отгадку из букв.
- Произнесем слово «юла» и определим, сколько в слове слогов? (2)
- Назовите 1 слог? (ю)
- Назовите 2 слог? (ла)
- Какие звуки мы слышим в слоге ю? ([йʼу])
-Охарактеризуйте звук [йʼ]. (согласный, звонкий, всегда мягкий, на схеме раскрашиваем зеленым цветом)
- Второй звук? ([у] – гласный, на схеме раскрашиваем красным цветом)

- Ребята, если в начале слова рядом мы слышим звуки [йʼу], значит слово пишем с буквы «ю». (Показываю букву «Ю»).

- Какие звуки вы слышите во 2 слоге? ( [л] и [а])
- Охарактеризуйте их. ([л] – согл., зв., тв., на схеме – синий; [а] – гл., на схеме- красный)
Много букв теперь я знаю.
И слова я прочитаю.
Складываю ю да ла
Получается ЮЛА.

Задание 3. (максимальное количество баллов – 5 баллов)

3.1. Изучив программы и учебники по русскому языку разных авторов (два учебно-методических пособия на выбор), определите круг формируемых грамматических понятий. Заполните таблицу.
Найдите границы предложения, расставьте знаки препинания, начните предложение с заглавной буквы. Выделить из краткого текста предложения, оформить предложение на разговорном языке.
Используйте большую букву в начале предложения, поставьте точку, вопросительный знак и восклицательный знак в конце предложения. Правильно вносить предложения с профсоюзами и, а, но. Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.


Расставлять знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) и расставлять знаки препинания в однородных членах предложения.
Они учатся произносить их с интонацией перечисления, использовать в устной и письменной речи, разделяя однородные члены (при отсутствии союза) запятой при написании.
Предложения
при произнесении и чтении обращайте внимание на интонацию окончания предложения, интонацию перечисления (в предложениях с однородными членами), записывайте их после предварительного анализа, учитесь использовать большую букву в начале предложения и точку (или другой знак препинания) в конце.
вы узнаете, как использовать в конце предложений, кроме точки, восклицательный и вопросительный знаки. Они учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, обращать внимание на правильные интонации в соответствии со знаками препинания.
дети учатся правильно и адекватно использовать в речевом общении, как устном, так и письменном, повествовательном, вопросительном, стимулирующем (в соответствии с целью высказывания), восклицательном (в соответствии с интонацией), побуждающем.
Они учатся произносить их с интонацией перечисления, использовать в устной и письменной речи, разделяя однородные члены (при отсутствии союза) запятой при написании.

Программа определяет следующий список навыков пунктуации учащихся начальной школы:
3.2. Проанализируйте одну и ту же грамматическую тему в учебниках по русскому языку разных авторов (не менее трех разных учебников). Определите, какие виды упражнений применяются для формирования языкового понятия.
Следует помнить, что овладение культурой речи подразумевает под собой как правильность речи, так и высокий уровень владения языком, т.е. речевое мастерство: точность, выразительность, богатство речи.
Исходя из этого, мы будем производить анализ по следующим критериям:
I. Наличие в учебниках заданий, направленных на:
- работу над правильностью речи (их количество);
- работу над речевым мастерством учащегося: а) над точностью речи (количество);
б) над ее богатством и разнообразием (количество); в) над её выразительностью (их количество)

3.3. Назовите условия успешного обучения младших школьников грамотному письму. Обоснуйте каждое из условий, опираясь на знание природы орфографического навыка и способов его усвоения. Какую роль в формировании условий для обучения грамотному письму играет предметно-развивающая среда (в т.ч. технические средства обучения)?

Орфографически - правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
К сожалению, не все учителя осознают смысл этого. Поэтому наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка.
Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:

1) навык письма,

2) умение анализировать слово с фонетической стороны,

3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки,

4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.
Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому учителю нужно научить младших школьников превращать свои знания в навыки. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения, осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком.
Хорошо развитые речевые навыки (точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения) воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека.Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения. С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разрешить на две группы:
1) навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);

2) навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописания окончаний).
И в той и в другой группе центральное место занимает умение видеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость, которая невозможна без понимания сущности орфограммы.
Единицей обозначения на письме является не отдельный звук, а ряд позиционно чередующихся звуков – фонема, которая обозначается по своей сильной позиции. В том случае, когда звук находится в сильной позиции, буква, его обозначающая, орфограммой не является. А когда звук находится в слабой позиции, тогда письменный знак становится орфограммой.

Задание 4. (максимальное количество баллов – 6 баллов)

4.1. Опираясь на одну из программ по русскому языку для начальной школы, определите требования к связной речи младших школьников на каждом из этапов обучения. Проанализируйте методический аппарат соответствующего учебника: какие виды и жанры речи представлены; какие виды упражнений, направленных на развитие связной речи учащихся, имеются; обеспечивается ли постепенное увеличение трудности заданий и самостоятельности учащихся при их выполнении;