Файл: Издательство бгту.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 2. Защита государственных интересов в период образования русского централизованного государства (вторая половина XIV в. – первая половина XVI в.)

Глава 3. Защита государственных интересов в период сословно-представительной монархии (середина XVI в. – середина XVII в.)

Глава 4. Защита государственных интересов во второй половине XVII – XVIII вв.

Глава 5. Защита государственных интересов в первой половине XIX в.

Глава 6. Защита государственных интересов во второй половине XIX в.

Глава 7. Защита государственных интересов c 1900 по 1917 гг.

Глава 8. Защита государственных интересов в период создания советской власти

Глава 9. защита государственных интересов в период нэпа

Глава 10. защита государственных интересов в 1928 – 1941 гг.

Глава 11. защита государственных интересов в период великой Отечественной войны

Глава 12. системА безопасности СССР во второй половине 40-х – первой половине 50-х гг. XX В.

Глава 13. организация защиты государственных секретов и система безопасности во второй половине 50-х – 80-х гг. ХХ в.

Перечень нормативно-правовых актов по обеспечению государственной безопасности россии

список использованной и рекомендуемой литературы

; защита зданий и помещений органов КГБ: обеспечение социалистической законности в деятельности органов безопасности; анализ, учет и использование материалов, содержащих сведения об устремлениях противника и его осведомленности об органах госбезопасности; противодействие техническим разведкам.

На руководителей органов госбезопасности возлагалась персональная ответственность за состояние собственной безопасности в подчиненных им подразделениях. Каждый орган безопасности принимал меры к формированию системы противодействия агентурному и техническому проникновению спецслужб иностранных государств и криминальных структур. Важное значение в обеспечении собственной безопасности КГБ имел внутренний (внутриведомственный) контроль, который являлся одной из важнейших функций управления руководителей в системе органов государственной безопасности. Он осуществлялся коллегией КГБ СССР и коллегиями КГБ союзных и автономных республик; секретариатом КГБ, а также секретариатами (секретарями) органов и подразделений Комитета; инспекторскими и контрольно-ревизионными подразделениями КГБ СССР.

Отказ от института осведомителей в агентурном аппарате повлиял на создание другого института – доверенных лиц, которые в какой-то мере продолжали в измененном виде выполнять функции массовой сети осведомления. Система оперативного учета, несмотря на определенное качественное и количественное совершенствование, так и не претерпела серьезных изменений.

Органам госбезопасности категорически запрещалось контролировать людей из коммунистической партийной номенклатуры даже при наличии на то оснований. На заявления о необходимости проверки фактов об антигосударственных связях ряда высокопоставленных партийных чиновников неизменно накладывался запрет, поэтому защита политического руководства СССР от проникновения иностранных спецслужб была одним из самых слабых мест в обеспечении безопасности государства. Именно из высших эшелонов власти западные политики получали самую важную закрытую информацию и приобретали возможность активно влиять на политические процессы в нашей стране.

В конце 1950-х гг. началось значительное сокращение численности Вооруженных Сил и пограничных войск. Сокращение затронуло также разведывательные аппараты: в отрядах и ОКПП вместо отделов были введены разведотделения, в 2 раза уменьшилась численность оперативного состава.

С октября 1961 г. органы КГБ СССР начали увеличиваться – увеличился штат и расширилась структура. В немалой степени этому способствовали усиление «холодной войны» и осложнение внутриполитической ситуации.


В феврале 1963 г. КГБ СССР принял решение об упразднении особых отделов при пограничных войсках на границе с социалистическими странами и в Ленинградском округе и передаче особистской работы среди личного состава оперативным аппаратам. 13 марта 1963 г. разведывательные аппараты пограничных войск были выведены из состава штабов; введен институт помощников начальника Главного управления пограничными войсками (ГУПВ) КГБ СССР, начальников войск пограничных округов, пограничных отрядов и ОКПП по разведке.

В конце 1960-х гг. с учетом обострения обстановки на востоке и задачами по пресечению подрывной деятельности разведок противника, произошло некоторое изменение структуры разведывательных аппаратов. Были созданы разведывательное управление ГУПВ и разведотделы в пограничных округах и отрядах на границе с Китаем, в разведывательных аппаратах увеличена численность оперативного состава, усиленного опытными и подготовленными кадрами за счет территориальных органов КГБ (до 150 оперативных сотрудников), а также введен институт заместителей по разведке начальника ГУПВ, начальников войск пограничных округов, отрядов, комендатур, КПП (ОКПП). Коллегия КГБ СССР определила меры по повышению эффективности деятельности оперативных аппаратов.

В начале 1970-х гг. получила дальнейшее развитие спец-техническая разведка, ставшая одним из устойчивых источников получения информации. В 1980-х гг. были укреплены оперативным составом некоторые разведывательные аппараты Среднеазиатского и Восточного пограничных округов.

Одним из последних приказов КГБ СССР, связанным с реформированием оперативных органов пограничников, стал приказ от 27 декабря 1990 г., согласно которому разведывательное управление переименовывалось в оперативное управление ГУПВ, а разведывательные аппараты пограничных войск – в оперативные органы.

Субъектами, осуществлявшими в этот период оперативно-розыскную деятельность, являлись МГБ – КГБ при СМ СССР и МООП – МВД СССР. Соответственно формировались две различные нормативно-правовые ведомственные платформы, предназначенные регулировать единую по сути оперативно-розыскную деятельность. Статья 29 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и аналогичные статьи УПК союзных республик закрепили обязанности органов дознания по осуществлению оперативно-розыскных мер. Отказ от нормативного закрепления тотального беззакония, характерного для предыдущего периода, возрождал вневедомственный прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскных мер, принимаемых органами дознания.



Разведывательная деятельность иностранных государств против СССР начала принимать все более широкое техническое очертание. Стали применяться технические средства, созданные на основе новейших на тот момент достижений науки и использования передовых технологий.

СССР на эту угрозу принял ответные меры, и уже в 1955 г. в Вооруженных Силах СССР директивой Генерального штаба впервые была сформирована группа контроля, которая в 1959 г. была преобразована в спецгруппу ОСНАЗ при 5-м Главном управлении Министерства обороны СССР. В 1960 г. открылся отдел радиоконтроля и радиомаскировки при Генеральном штабе ВС Минобороны СССР и Центральный радиоконтрольный узел. Решением Министерства обороны СССР в 1965 г. на базе этой спецгруппы была сформирована Инспекция радиомаскировки.

В 1960 г. в связи с созданием вокруг Москвы группировки ПВО возникла необходимость формирования системы противодействия ведению радио- и радиотехнической разведки в этом регионе. Для выполнения задачи в составе Московского округа ПВО образован специальный радиотехнический центр, в дальнейшем ставший основой для целой системы объектов и средств защиты от технических разведок.

Вследствие развития технической разведки КГБ СССР и увеличения доли технической разведки в противостоянии СССР зарубежных спецслужб, в СССР 18 декабря 1973 г. был создан Государственная техническая комиссия (ГТК) СССР. В ее основные задачи входило:

  • обеспечение безопасности информационной инфраструктуры государства;

  • противодействие иностранным техническим разведкам;

  • обеспечение технической защиты информации некриптографическими и криптографическими методами.

ГТК СССР располагала межведомственными полномочиями. Ее возглавлял председатель, по должности он был одновременно заместителем министра обороны СССР и членом Комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. В качестве членов ГТК СССР решением правительства СССР определялись руководители (заместители руководителей) министерств оборонных отраслей промышленности, КГБ СССР и Академии наук СССР.

Военная разведка. В 1957 г. были сформированы отдельные батальоны специального назначения (ОБСпН), а в 1962 г. начали формироваться в составе войск округов бригады специального назначения (БрСпН). Они находились в подчинении 5-го управления ГРУ и в основном предназначались для проведения боевых операций в тылу противника в случае военного кризиса.


Этот период характеризуется тенденцией к созданию в стране (насколько это позволяла советская политическая система) специальной службы государства, которая бы занималась в большей степени вопросами разведывательного и контрразведывательного характера и ограничивала бы репрессивную деятельность рамками закона. Органы государственной безопасности были поставлены на уровень исполнителя воли партийно-государственного аппарата. Правовая база регулировала и направляла их деятельность в строгом соответствии с партийными постановлениями, отражавшими устарелые политические установки о классовом подходе и политической целесообразности. Роль права оказалась принижена, а принцип верховенства закона приобрел формальные черты. В нормотворчестве наблюдался субъективизм, приспособленность к историческому моменту. Ведомственные подзаконные акты нередко противоречили Конституции СССР, были антидемократичными, пренебрегали основополагающими правами личности. Советская политическая система лишь приспосабливалась к новым историческим условиям и изменяла свою структуру только поверхностно, смягчая карательные функции институтов власти и проводя либерализацию общественной жизни до определенных пределов, не затрагивающих само существование этой системы.

Непоследовательность лидеров партии и государства в проведении внешней и внутренней политики, ошибки и заблуждения создали предпосылки для напряженного и несогласованного развития страны. Узлы противоречий, которые возникли в 1950 – 1960 гг., до сих пор являются фундаментом для кризисных ситуаций в России на современном этапе.


Перечень нормативно-правовых актов по обеспечению государственной безопасности россии



1497 г.

Ввод Судебника

1550 г.

Ввод Судебника

1649 г.

Соборное Уложение

Февраль 1720 г.

28 февраля 1720 г. Петром I утвержден «Генеральный регламент или устав государственных коллегий»

Август 1845 г.

Николаем I издан указ от 15 августа 1845 г. об утверждении «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных»

Декабрь 1862 г.

25 декабря 1862 г. Александром II утверждено «Временные правила об устройстве полиции в городе и
уездах губерний»

Сентябрь 1867 г.

9 сентября 1867 г. вышло «Положение об Отдельном корпусе жандармов»

Май 1871 г.

19 мая 1871 г. утверждены «Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений»

Июль 1878 г.

19 июля 1878 г. утверждена «Инструкция полицейским урядникам»

Февраль 1880 г.

12 февраля 1880 г. утверждено Положение «О верховной распорядительной комиссии по охранению государственного порядкам общественного спокойствия»

Август 1881 г.

14 августа 1881 г. утверждено «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»

Март 1882 г.

1 марта 1882 г. утверждено «Положение о негласном полицейском надзоре»

1883 г.

Утверждено «Положение об устройстве секретной полиции в империи»

Август 1902 г.

12 августа 1902 г. утверждено «Положение о начальниках розыскных отделений»




Декабрь 1906 г.

14 декабря 1906 г. утверждено «Положение о районных охранных отделениях»

Февраль 1907 г.

9 февраля 1907 г. утверждено «Положение об охранных отделениях»

1907 г.

Утверждено «Положение об Особом отделе»

Июль 1908 г.

6 июля 1908 г. вышел закон «Об организации сыскной части»

Август 1910 г.

9 августа 1910 г. утверждена «Инструкция чинам сыскных отделений»

Июнь 1911 г.

8 июня 1911 г. утверждено «Положение о контрразведывательных отделениях» и «Инструкция начальникам контрразведывательных отделений»

Июнь 1915 г.

6 июня 1915 г. утверждено «Наставление по контрразведке в военное время» и «Инструкция наблюдательному агенту по контрразведке»

Апрель 1917 г.

23 апреля 1917 г. утверждено «Временное положение о контрразведывательной службе во внутреннем районе»

Май 1917 г.

2 мая 1917 г. утверждено «Временное положение о контрразведывательной службе на театре военных действий»

Май 1917 г.

5 мая 1917 г. утверждена Инструкция по организации и осуществлению негласного наружного наблюдения за лицами, подозреваемыми в военном шпионстве

Июнь 1917 г.

17 июня 1917 г. утверждено «Временное положение о правах и обязанностях чинов сухопутной и морской контрразведывательной службы по производству расследований»

Октябрь 1918 г.

16 октября 1918 г. утверждено «Положение об организации отделов уголовного розыска»

1919 г.

Утверждена «Инструкция по уголовному розыску»

Февраль 1920 г.

Утверждено «Положение о секретно-оперативном отделе губчека»

Май 1921 г. -

Постановлением Малого Совнаркома от 5 мая 1921 г. при ВЧК создан специальный отдел под руководством Г.И.Бокия