Файл: Издательство бгту.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 2. Защита государственных интересов в период образования русского централизованного государства (вторая половина XIV в. – первая половина XVI в.)

Глава 3. Защита государственных интересов в период сословно-представительной монархии (середина XVI в. – середина XVII в.)

Глава 4. Защита государственных интересов во второй половине XVII – XVIII вв.

Глава 5. Защита государственных интересов в первой половине XIX в.

Глава 6. Защита государственных интересов во второй половине XIX в.

Глава 7. Защита государственных интересов c 1900 по 1917 гг.

Глава 8. Защита государственных интересов в период создания советской власти

Глава 9. защита государственных интересов в период нэпа

Глава 10. защита государственных интересов в 1928 – 1941 гг.

Глава 11. защита государственных интересов в период великой Отечественной войны

Глава 12. системА безопасности СССР во второй половине 40-х – первой половине 50-х гг. XX В.

Глава 13. организация защиты государственных секретов и система безопасности во второй половине 50-х – 80-х гг. ХХ в.

Перечень нормативно-правовых актов по обеспечению государственной безопасности россии

список использованной и рекомендуемой литературы



В 30-х гг. из-за массовых репрессий в разведке сложилась обстановка недоверия и подозрительности ко многим чекистам, главным образом к руководящим работникам не только центрального аппарата, но и резидентур иностранного отдела НКВД за рубежом. Разведчиков обвиняли в измене Родине и подвергали репрессиям. В течение 1938–1939 гг. почти все резиденты иностранного отдела отозваны в Москву и многие из них – репрессированы. В связи с таким положением дел ЦК КПСС в 1938 г. принял решения по перестройки разведывательной деятельности «Об улучшении Иностранного отдела НКВД». Это решение обусловливалось также создавшейся международной обстановкой: образованием фашистского блока Рим–Берлин–Токио, захватом Германией Австрии, Мюнхенским соглашением, которое явно свидетельствовало о том, что Гитлер идет к развязыванию второй мировой войны. Неотложные меры по перестройки разведки способствовали мобилизации в разведку до 800 коммунистов с высшим образованием, имевших опыт партийной и руководящей работы. После шестимесячного обучения в Школе особого назначения НКВД их направили как в центральный аппарат, так и в периферийные органы.

К середине 1940 г. в центральном аппарате 5-го отдела ГУГБ НКВД СССР работало 695 человек. К 1941 г. благодаря самоотверженной работе сотрудников внешняя разведка СССР сумела восстановить работоспособный агентурный аппарат в Германии, Италии, Англии, Франции, США, Китае. Наиболее крупные резидентуры были в США – 18 человек, Финляндии – 17 человек, Германии – 13 человек. Всего к этому времени внешняя разведка имела 40 резидентур. В них работало 242 разведчика, у которых на связи находилось около 600 различных источников информации. Активно используя их, разведка регулярно получало накануне войны важную информацию о внешней и внутренней политике блока фашистских государств и ведущих западных держав.

После начала второй мировой войны (1939–1945 гг.), исходя из возможности развития событий по наихудшему сценарию для СССР, руководство разведки сочло необходимым заблаговременно осуществить меры по обеспечению бесперебойной работы в зарубежных странах в военное время. В сентябре 1939 г. Центром разработан и утвержден план реорганизации нелегальной сети, в соответствие с которым вся агентура еще раз тщательно проверялась с точки зрения надежности и возможностей, а затем разбивалась на три основные категории. В первую включались наиболее ценные и работоспособные агенты, из которых в дальнейшем сформировались нелегальные разведгруппы (резидентуры). Во вторую вошли агенты, работа с которыми временно прекращалась. Третью категорию составили лица, которые исключались из агентурной сети по соображениям безопасности и по другим причинам.


До 22 июня 1941 г. вся разведывательная информация направлялась в Главное разведывательное управление Красной Армии, а наиболее важная – в три адреса: И.В. Сталину, В.М. Молотову, К.Е. Ворошилову.

Военная разведка. В 1935 г. были введены новые штаты и изменена структура Разведупра РККА. Структурно центральный орган военной разведки состоял из таких элементов:

  • начальник управления и его заместители;

  • отделы:

1-й (западный);

2-й (восточный);

3-й (военная техника);

4-й (военно-морской);

5-й (разведотделы округов и флотов);

6-й (радиоразведка);

7-й (дешифровальный);

8-й (военная цензура);

9-й (монголо-синьцзянский);

10-й (специальной техники);

11-й (внешних сношений);

12-й (административный);

13-й (радиосвязи, с 1937 года);

  • спецотделение "А" (диверсионное);

  • секретно-шифровальное отделение.

Кроме того, в подчинение Разведупра находилась Центральная школа подготовки командиров штаба и НИИ по технике и связи.

С мая 1939 г. Разведывательное управление РККА было переименовано в 5-е Управление РККА. Его структура была следующая:

1-й (западный) отдел;

2-й (восточный) отдел;

3-й (военно-технический) отдел;

4-й (паспортный) отдел;

5-й (информационный) отдел;

6-й (приграничной разведки) отдел;

7-й (радиоразведки) отдел;

8-й (радиосвязи) отдел;

9-й (шифровальный) отдел;

10-й (внешних сношений) отдел;

11-й (дешифровальный) отдел;

специальный отдел "А";

политотдел;

отдел кадров;

общий отдел;

административно-хозяйственный отдел;

центральная школа подготовки командиров штаба (ЦШПКШ);

курсы усовершенствования комсостава;

НИИ по технике связи;

институт оперативной техники.

Прежний 9-й (монголо-синьцзянский) отдел стал самостоятельным подразделением Генерального штаба РККА под названием «Отдел специальных заданий».

В июне 1940 г. 5-е (разведывательное) управление РККА вновь было передано в подчинение Генеральному штабу РККА и получило название «Разведывательное управление Генерального штаба РККА».

В состав Разведупра вернули отдел специальных заданий, а ЦШПКШ стала именоваться теперь Высшей специальной школой Генерального штаба. Несколько изменилась и структура Разведупра:

начальник управления;

заместитель начальника управления;



1-й (западный) отдел;

2-й (балканский) отдел;

3-й (восточный) отдел;

4-й (военно-технический) отдел;

6-й (паспортный) отдел;

7-й (приграничной разведки) отдел;

8-й (радиоразведки и радиосвязи) отдел;

9-й (шифровальный) отдел;

10-й (дешифровальный) отдел;

11-й (контрразведывательный) отдел;

отдел внешних сношений;

отдел Центральной военной цензуры;

информационный отдел;

отдел спецзаданий;

общий отдел;

отдел кадров;

политотдел;

административно-хозяйственный отдел;

высшая специальная школа;

разведывательные курсы усовершенствования комсостава Высшей специальной школы;

НИИ по технике связи;

институт оперативной техники.

Этот период характеризуется как положительными так и отрицательными сторонами укрепления органов государственной безопасности СССР. С одной стороны, наличие у органов государственной безопасности и Разведывательного управления РККА, то есть у всех спецслужб государства, одного руководящего центра позволяло избегать дублирования и параллелизма в деятельности, экономнее расходовать бюджетные ассигнования, маневрировать силами и средствами с целью повышения эффективности их работы. С другой стороны, такое руководство влияло на усиление функций спецслужбы как органа политической полиции, когда значительные средства отвлекались на борьбу с силами, оппозиционными правящей партии.


Глава 11. защита государственных интересов в период великой Отечественной войны



В 4 часа 22 июня 1941 г. фашистская Германия начала боевые действия против СССР – началась Великая отечественная война.

Германия ввела против СССР 153 дивизии, 3712 танков и самоходных орудий (1634 средних танков Т3, Т4, 1700 танков устаревшей конструкции Т-I, Т-II, чешский Т-38), 4 950 самолетов.

СССР располагала 149 дивизиями четырех западных приграничных округов, 48 входили в состав первого эшелона армий, которые располагались на расстоянии 10–50 км от государственной границы, плюс пограничные отряды НКВД, охранявшие границу. Главные силы приграничных округов располагались в 80–300 км от государственной границы. В западных округах имелось 1800 тяжелых и средних танков (Т–34 и КВ–1475), при этом с 1935 по 1939 гг. Красная Армия получала около 3 тыс. танков в год. А с января 1939 г. по 22 июня 1941 г. Красная Армия получила более 7 тыс. танков.

Располагая большими материальными, техническими и людскими ресурсами на западной границе СССР не смогла осуществить организованную оборону страны, хотя 21 июня 1941 г. на основе данных Главного разведывательного управления (ГРУ) Генерального штаба Вооруженных Сил СССР и контрразведывательных подразделений И.В. Сталин дал указание Генеральному штабу о приведении в боевое состояние приграничных частей, что и было незамедлительно сделано. Уже 22 июня 1941 г. был отдан приказ в войска западных приграничных районов о контрнаступлении, которое могли выполнить всего несколько дивизий. Такая дезорганизованность войск объясняется тем, что к началу войны из-за репрессий только 7 % командиров имели высшее военное образование, а 37 % не прошли полного курса обучения в средних военно-учебных заведениях.

В связи с ощутимыми поражениями Красной Армии на западном фронте и для эффективного управления страной в военное время 31 июня 1941 г. был создан высший чрезвычайный орган власти в СССР – Государственный Комитет Обороны (ГКО). Во главе ГКО СССР стоял Генеральный секретарь ЦК ВКП (б), председатель правительства СССР, нарком обороны и Верховный главнокомандующий И.В. Сталин. На основании постановления ГКО от 22 октября 1941 г. было создано более 60 городских комитетов обороны со всей полнотой военной и гражданской власти на местах, а в их состав вошли первые секретари обкомов (горкомов) партии, председатели исполкомов областных (городских) советов), начальники управлений НКВД-НКГБ и военные коменданты городов.


В преодолении социально-экономических трудностей, в решении многих других проблем городские комитеты обороны опирались на коллективы управлений НКВД–НКГБ, на которые возлагались обязанности по своевременному и объективному информационному их обеспечению по наиболее важным и острым вопросам. Во всех директивах НКВД–НКГБ СССР подчиненным им территориальным структурам предписывалось постоянно информировать местные комитеты обороны о состоянии дел в оборонной промышленности, противодиверсионной защите объектов, соблюдения режима секретности в организациях, работающих на нужды фронта, положении дел в сельском хозяйстве, с продовольственным снабжением и т.д.

Продолжали действовать Верховный Совет СССР, Совет Народных Комиссаров СССР, Президиум Верховного Совета СССР и т.д. При СНК СССР был создан Совет по эвакуации, обеспечивающий перебазирование промышленности из западных районов страны в восточные. Были созданы новые органы: Комитет по учету и распределению рабочей силы; Управление по эвакуации населения, Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и др.

ГКО имел состав в количестве 9 человек, его возглавил И.В. Сталин. Он не имел своего аппарата и действовал, используя аппараты СНК, наркоматов, ЦК ВКП(б). В прифронтовых городах были созданы городские комитеты обороны, которые возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партий. Всего их было более 60. В местностях, объявленных на военном положении, все полномочия государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались военным советам фронтов, армий, военных округов, а где их не было – высшему командованию войсковых соединений. Военные власти имели право отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать от них безусловного и немедленного исполнения. С 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял закон «О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим народного комиссариата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат».

Для обеспечения вооруженных сил новой военной техникой в сентябре 1941 г. был создан Народный комиссариат танковой промышленности