Файл: Издательство бгту.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 2. Защита государственных интересов в период образования русского централизованного государства (вторая половина XIV в. – первая половина XVI в.)

Глава 3. Защита государственных интересов в период сословно-представительной монархии (середина XVI в. – середина XVII в.)

Глава 4. Защита государственных интересов во второй половине XVII – XVIII вв.

Глава 5. Защита государственных интересов в первой половине XIX в.

Глава 6. Защита государственных интересов во второй половине XIX в.

Глава 7. Защита государственных интересов c 1900 по 1917 гг.

Глава 8. Защита государственных интересов в период создания советской власти

Глава 9. защита государственных интересов в период нэпа

Глава 10. защита государственных интересов в 1928 – 1941 гг.

Глава 11. защита государственных интересов в период великой Отечественной войны

Глава 12. системА безопасности СССР во второй половине 40-х – первой половине 50-х гг. XX В.

Глава 13. организация защиты государственных секретов и система безопасности во второй половине 50-х – 80-х гг. ХХ в.

Перечень нормативно-правовых актов по обеспечению государственной безопасности россии

список использованной и рекомендуемой литературы



3. О различных передвижениях войск, как приведенных в исполнение, так и предполагаемых, стараясь по мере возможности проникнуть в истинную цель этих передвижений.

4. О нынешнем состоянии крепостей, предпринимаемых новых фортификационных работах для укрепления берегов и других пунктов.

5. Об опытах правительства над изобретениями и усовершенствованиями оружия и других военных потребностей, имеющих влияние на военное искусство.

6. О лагерных сборах войск и о маневрах.

7. О духе войск и образе мыслей офицеров и высших чинов.

8. О состоянии различных частей военного управления, как-то: артиллерийского, инженерного, комиссарского, провиантного со всеми их отраслями.

9. О новейших сочинениях, касающихся до военных наук, а также о картах-планах, вновь издаваемых, в особенности тех местностей, о которых сведения могут быть нам полезны.

11. О состоянии военно-учебных заведений, в отношении устройства их, методов преподавания наук и господствующего духа в этих заведениях.

12. Об устройстве генерального штаба и о степени познаний офицеров, их составляющих.

13. О способах к передвижению войск по железным дорогам. С возможными подробностями о числе войск и времени окончания ими передвижения между пунктами.

14. Об улучшениях военной администрации вообще для скорейшего исполнения письменных дел и сокращения времени в передаче приказаний.

15. Все означенные сведения собирать с самою строгою осторожностью и осмотрительностью и тщательно избегать всего, что бы могло навлечь на агента малейшее подозрение иностранного правительства.

Каждому агенту состоять в полной зависимости к подчиненности от начальника миссии, при котором он находится. Без его разрешения ничего особенного не предпринимать, испрашивать наставлений и руководствоваться ими в точности. Собранные сведения, в особенности которые могут быть в связи с политическими отношениями, прежде отправления их к военному министру предварительно докладывать начальнику миссии и в случае экстренно необходимых расходов испрашивать от него пособия».

Условно сотрудников разведки в то время можно разделить на следующие категории: генерал-квартирмейстеры и офицеры генерал-квартирмейстерской части (Генерального штаба) военного министерства, генерал-квартирмейстеры и находящиеся в их распоряжении офицеры военных округов, гласные и негласные военные агенты за рубежом, конфиденты, агенты-ходоки. К последним относились офицеры Генерального штаба, отправляемые с секретной миссией за границу, и лазутчики, засылаемые в тыл к противнику во время войны.


В этот же период Александром II был сформирован «Черный кабинет» (Российская секретная экспедиция), которая располагала полным набором безукоризненно скопированных печатей для зарубежной переписки всех находившихся в Петербурге посольств и консульств, а также их соответствующих министерств иностранных дел. «Черный кабинет» в своем распоряжении имел копии многих шифров к зашифрованной информации корреспонденции различных служб и коммерческих предприятий (конец XIX в.) иностранных государств. С помощью этих шифров служащие «Черного кабинета» прочитывали иностранную секретную корреспонденцию, которая далее предоставлялась для перевода и анализа в Министерство иностранных дел. При отправлении иностранными посольствами корреспонденции в специализированных кожаных портфелях с секретными замками и в сопровождении специальных курьеров агенты «Черного кабинета» осуществляли подкуп курьера и тем самым осуществляли доступ к конфиденциальной иностранной корреспонденции.

Однако полноценные централизованные органы разведки появились в России только в сентябре 1863 г., когда император Александр II в виде опыта на 2 года утвердил положение и штаты Главного управления Генерального штаба (ГУГШ). Разведывательные функции в ГУГШ возлагались на 2-е (азиатское) и 3-е (военно-ученое) отделения, которые подчинялись вице-директору по части Генерального штаба. При этом военно-ученое отделение занималось сбором военной и военно-технической информации об иностранных государствах, руководством военными агентами за границей и военно-учеными экспедициями, направляемыми для сбора сведений в приграничные районы России и прилегающих к ним стран и т.д. Что же касается азиатского отделения, то оно выполняло те же задачи, но в граничащих с Россией странах Азии. По штатам в военно-ученом отделении предусматривалось 14 сотрудников, а в азиатском 8.

Введенная на два года в виде эксперимента новая структура военной разведки в целом себя оправдала, поэтому в 1865 г. во время очередной реорганизации военного министерства ее сохранили. 3-е отделение переименовали в 7-е военно-ученое отделение Главного штаба. Сохранилось и 2-е азиатское отделение, получившее название «Азиатская часть». Продолжали свою работу и зарубежные военные агенты военно-ученого отделения, при этом их число увеличилось.

В 1865 г. должность генерал-квартирмейстера была упразднена в связи с подчинением корпуса офицеров Генерального штаба начальнику Главного штаба. В 1892 г. в ряде военных округов снова

была введена должность генерал-квартирмейстера, а с 1900 г. – и в Главном штабе. В его функции входила подготовительная работа «по ведению военных действий и обороне государства», а также сбор «военно-политических сведений об иностранных государствах».

В январе 1867 г. 7-е военно-ученое отделение Главного штаба перешло в состав Совещательного комитета, который был образован для руководства «ученой» и топографической деятельностью. А 30 марта 1867 г. Совещательный комитет преобразовали в Военно-ученый комитет Главного штаба, в нем на базе 7-го отделения создали канцелярию. Канцелярия Военно-ученого комитета вплоть до 1903 г. являлась центральным органом российской военной разведки, азиатская часть – самостоятельным подразделением Главного штаба, хотя в 1869 г. ее и переименовали в Азиатское делопроизводство. В состав Азиатского производство входили заведующий и его помощник.

Русско-турецкая война (1877–1878 гг.) вскрыла ряд недостатков в российской военной разведке, что послужило причиной очередной реорганизации ее центрального аппарата. В декабре 1879 г. был утвержден новый штат канцелярии Военно-ученого комитета в составе управляющего делами, пяти старших и девяти младших делопроизводителей с четким разграничением функций каждого из них. Штаты Азиатского делопроизводства в 1886 г. увеличили с двух до пяти человек. А в середине 1890-х г. оно состояло уже из трех делопроизводств. Первые два отвечали за работу азиатских военных округов, а третье занималось непосредственно разведкой за рубежом. Всего же к концу XIX в. Россия располагала военными агентами в 18 мировых столицах, а также морскими агентами в десяти странах.

Глава 7. Защита государственных интересов c 1900 по 1917 гг.



Перлюстрация, наружное наблюдение и внутренняя агентура являлись тремя базисами, на которых строился политический розыск в начале XX в. При этом единственным, вполне надежным средством, обеспечивавшим осведомленность розыскного органа, считалась внутренняя агентура. Секретных осведомителей имели охранные отделения, губернские жандармские управления и жандармские управления железных дорог. Департамент полиции руководил также заграничной агентурой.

Правила работы с секретными осведомителями излагались в соответствующих циркулярах и инструкциях, в том числе в инструкции по организации и ведению внутренней агентуры, составленной при Московском охранном отделении. Осведомители подразделялись, во-первых, на агентов внутреннего наблюдения, или секретных сотрудников («лица, состоящие членами преступных сообществ и входящие в постоянный состав такой агентуры»), во-вторых, на вспомогательных агентов («лица, которые хотя и не входят в преступные организации, но соприкасаясь с ними, постоянно содействуют делу розыска, исполняя различные поручения и доставляя для разработки материал по деятельности партии») и, в-третьих, на «штучников» («лица, доставляющие сведения, хотя бы и постоянно, но за плату за каждое отдельное свое указание на то или другое революционное предприятие или выступление»).

Руководил агентом завербовавший его жандармский офицер или служащий охранного отделения. Встречи происходили на конспиративных квартирах. Секретному сотруднику присваивался псевдоним.

Кроме сформированных органов политической полиции (жандармско-полицейских органов) с 1902 г. были созданы новые органы – специальная фабрично-заводская полиция, специальные подразделения полиции в сельской местности (отряды сельской полицейской стражи).

Увеличение революционного движения в стране привело к более активной работе «черных кабинетов» по перлюстрации. К началу XX в. «черные кабинеты» имелись в восьми городах империи: Санкт-Петербурге, Москве, Варшаве, Казани, Киеве, Одессе, Харькове и Тифлисе. Осенью 1905 г. из-за боязни захвата секретных документов революционными массами был закрыт перлюстрационный пункт в Тифлисе. Его удалось восстановить лишь с января 1909 г. на сугубо секретном положении. В 1908 г. прекратил свою деятельность перлюстрационный пункт в Казани. Сотрудники «черных кабинетов» состояли на официальной службе в цензуре иностранных газет и журналов, входившей с мая 1896
г. в состав Главного управления почт и телеграфов министерства внутренних дел.

Поступившую на почтовые пункты корреспонденцию вскрывали, прочитывали, при необходимости делали выписки, фотографировали, проявляли скрытый «химический» текст, расшифровывали (если текст был зашифрован), далее корреспонденцию заклеивали в вскрытый конверт и отправляли на почтамт для дальнейшего следования по назначению. В очень редких случаях письма задерживались и конфисковывались. Вся эта работа осуществлялась в теснейшем сотрудничестве с Особым отделом Департамента полиции.

Перлюстрация была делом абсолютно секретным, следствие никогда не ссылалось на перехваченную корреспонденцию. Даже охранные отделения и жандармские управления на местах получали из Департамента полиции полученную с помощью перлюстрации информацию с пометкой «агентурные данные».

В 1902–1903 гг. во всех городах России были созданы специальные органы политического сыска – охранные отделения. В 1906 г. было принято положение о районных охранных отделениях, а в 1907 г. – положение об охранных отделениях. Общее руководство деятельностью охранных отделений осуществлял Особый департамент полиции, созданный в конце XIX в.

Каждое из районных охранных отделений объединяло в своем районе от 2 до 13 губерний, и создавались они по районам действия партийных окружных комитетов. Это децентрализовало политический сыск, но делало более гибкой и оперативной работу на местах.

Поражение в русско-японской войне 1904–1905 гг. стало серьезным импульсом для пересмотра и реорганизации всей разведывательной и контрразведывательной работы спецслужб империи. Впервые в 1905 г. был введен курс тайной разведки в академии Генерального штаба и подготовка кадров профессионалов-разведчиков была поставлена на регулярную основу [27, 32].

1 августа 1914 г. Россия вступила в войну. После общей мобилизации численность армии к концу 1914 г. составила 6,5 млн человек. Всего за годы войны было призвано 15,5 млн человек.

В августе 1915 г. были учреждены особые совещания по управлению финансо-промышленным комплексом страны, созданы также: Особое совещание по обороне государства; Особое совещание по обсуждению и объединению мероприятий, обеспечивающих топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий, работающих для целей государственной обороны и др.