Файл: Издательство бгту.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 2. Защита государственных интересов в период образования русского централизованного государства (вторая половина XIV в. – первая половина XVI в.)

Глава 3. Защита государственных интересов в период сословно-представительной монархии (середина XVI в. – середина XVII в.)

Глава 4. Защита государственных интересов во второй половине XVII – XVIII вв.

Глава 5. Защита государственных интересов в первой половине XIX в.

Глава 6. Защита государственных интересов во второй половине XIX в.

Глава 7. Защита государственных интересов c 1900 по 1917 гг.

Глава 8. Защита государственных интересов в период создания советской власти

Глава 9. защита государственных интересов в период нэпа

Глава 10. защита государственных интересов в 1928 – 1941 гг.

Глава 11. защита государственных интересов в период великой Отечественной войны

Глава 12. системА безопасности СССР во второй половине 40-х – первой половине 50-х гг. XX В.

Глава 13. организация защиты государственных секретов и система безопасности во второй половине 50-х – 80-х гг. ХХ в.

Перечень нормативно-правовых актов по обеспечению государственной безопасности россии

список использованной и рекомендуемой литературы



Летом 1920 г. РВСР принял решение об учреждении института военных атташе при полномочных представителях Республики в странах, с которыми советское государство заключило мирные договоры и установило дипломатические отношения. РВСР 3 июня 1920 г. утвердил инструкцию военным представителям РСФСР за границей. В параграфе 4 инструкции определяется круг деятельности военных атташе по сбору сведений об иностранном государстве. Военные атташе должны были собирать необходимые сведения:

а) изучением иностранной литературы;

б) извлечением нужных данных из периодической печати;

в) непосредственным наблюдением;

г) агентурой.

Введение института военных атташе способствовало улучшению организации и ведения разведки. Советские военные атташе или их помощники стали руководителями агентуры.

С окончанием гражданской войны процесс централизации руководства Красной Армией вступил в завершающую фазу. Полевой штаб РВСР 10 февраля 1921 г. был соединен со Всероглавштабом в Штаб РККА для создания единого органа управления всеми вооруженными силами Республики.

Революционные комитеты (ревкомы) образовывались для организации обороны и поддержания «революционного порядка». В соответствии с утвержденным ВЦИК 24 октября 1919 г. положением «О революционных комитетах» они могли создаваться в местностях, освобожденных от неприятеля, в прифронтовой полосе и в тылу. Ревкомы в местностях, освобожденных от неприятеля, образовывались РВС армии при участии местных органов власти в составе от трех до пяти человек. Являясь органами военной и гражданской власти, они непосредственно подчинялись РВС армии и центральным органам советской власти. При нормализации обстановки, создании местных органов власти и управления (советов и их исполкомов) ревкомы передавали им все свои полномочия, имущество и дела. В прифронтовой полосе (на расстоянии 40–80 километров от линии фронта) постановлением РВС армии исполнительные комитеты могли быть временно распущены и заменены ревкомами. В их состав входили представители от РВС армии и исполнительного комитета Совета.

Милиция. 5 июня 1918 г. был опубликован проект НКВД «Положение о народной рабоче-крестьянской охране». Согласно этому проекту, милиция строиться на следующих основах: милиция создается как постоянный штат лиц и отделяется от военного дела. НКВД и НКЮ утвердили 12 октября 1918 г. согласованный документ «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции (инструкция)». Закреплялся штатный принцип организации милиции. Милиция строилась на классовой основе. Милиция на местах являлась исполнительным органом центральной власти. Состояла она в непосредственном ведении местных советов и подчинялась общему руководству НКВД. Для управления милицией было создано Главное управление милиции (ГУМ). Милиция находилась в двойном подчинении – соответствующему совету и вышестоящему органу милиции. Члены милиции вооружались холодным оружием и револьверами, при исполнении служебных обязанностей они должны были носить установленную форму или отличительный знак. Главной обязанностью милиции являлась охрана «революционного порядка и гражданской безопасности». На милицию возлагалось проведение розыска и дознания по уголовным преступлениям и содействие исполнению судебных приговоров.


В 1918 г. были созданы внутренние войска при НКВД РСФСР. Постановление Совета Труда и Обороны от 21 апреля 1920 г. определяло, что на внутренние войска возлагается охрана существующего строя путем вооруженной борьбы с контрреволюционными выступлениями, охраны государственных учреждений особой важности, а также охраны и обороны транспорта и транспортирования, производства страны.


Глава 9. защита государственных интересов в период нэпа



С учетом определенной стабилизации положения в РСФСР с ноября 1921 г., а также изменений в международной обстановке, руководство РСФСР пришло к выводу, что дальнейшее осуществление чрезвычайных мер по охране завоеваний революции не вызывается необходимостью, и в декабре 1921 г. IX Всероссийский съезд Советов постановил «Сузить круг деятельности ВЧК…». ВЦИК декретом от 6 февраля 1922 г. упразднил ВЧК и ее местные органы. В соответствии со ст. 8 этого декрета впредь все дела о преступлениях подлежали рассмотрению революционными трибуналами и народными судами. Вместо ВЧК было образовано Государственное политическое управление (ГПУ) при Народном комиссариате внутренних дел под председательством наркома или назначаемого СНК его заместителя. На местах создавались политические отделы. В составе ГПУ и политических отделов были особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии, и транспортные отделы, боровшиеся с преступлениями на транспорте. На ГПУ и его органы были возложены функции по борьбе с бандитизмом, шпионажем, охрана границ, железнодорожных и водных путей сообщения. В распоряжении ГПУ были особые войска, количество которых определял Совет Труда и Обороны.

30 декабря 1922 г. после образования СССР при СНК СССР ГПУ было преобразовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете Народных Комиссаров СССР. Председатель ОГПУ и его заместитель назначались Президиумом ЦИК СССР. При председателе ОГПУ образовывалась коллегия, члены которой утверждались СНК СССР. В непосредственном распоряжении ОГПУ состояли особые войска. ОГПУ руководило работой ГПУ союзных республик через своих уполномоченных при СНК союзных республик.

Задачи по обеспечению собственной безопасности ВЧК (ОГПУ) возлагались непосредственно на коллегию ВЧК (ОГПУ), а также на специальный отдел ВЧК (ОГПУ) и на юридический отдел ОГПУ. В соответствии с постановлением Президиума В ЦИК от 16 октября 1922 г. коллегии ГПУ предоставлялось право ведения следствия и вынесения внесудебных приговоров по всем должностным преступлениям сотрудников органов безопасности. Одной из целей данного права являлось «сохранение конспирации работы ГПУ». Все дела о должностных преступлениях сотрудников ГПУ и его местных органов расследовались по месту совершения преступления. Материалы для вынесения внесудебного решения предписывалось направлять в коллегию ГПУ, а информацию по уголовным делам, возбужденным в отношении сотрудников органов ГПУ, в юридический отдел ГПУ. Все сотрудники, запятнанные судебным или внесудебным приговором, кроме понесенного наказания по суду, лишались права работать в органах ГПУ навсегда.


В ведомственных нормативных актах регламентировался порядок направления дел о должностных преступлениях сотрудников органов безопасности в коллегию ГПУ, предусматривались меры по предупреждению разглашения сведений о негласном аппарате органов безопасности, а также порядок рассмотрения дел, в которых «фигурируют фамилии или псевдонимы секретных агентов или освещаются методы о секретной работе». Предписывалось, что «в случае возможности расконспирации методов работы ГПУ», уголовные дела изымать из производства соответствующих органов прокуратуры и передавать на рассмотрение в коллегию ГПУ.

К числу подразделений, на которые в разные годы возлагались функции по обеспечению собственной безопасности, относятся спецотделение (спецотдел) при президиуме ВЧК (при коллегии ГПУ–ОГПУ), Особоуполномоченный при коллегии (ОГПУ – НКВД), 3-й отдел НКВД, 6-й отдел УОО НКВД, отдел контрразведки НКВД "Смерш".

В работе Особоуполномоченного при коллегии (ОГПУ – НКВД) уделялось вопросам морально-политического состояния сотрудников органов ОГПУ СССР, выявлению и служебному расследованию бытовых проступков и должностных преступлений сотрудников ОГПУ. С целью своевременного получения такой информации всем полномочным представительствам ОГПУ СССР предписывалось сообщать Особоуполномоченному при коллегии ОГПУ СССР о каждом преступлении или проступке.

НЭП потребовал коренной перестройки работы чекистского аппарата и изменения карательной политики советской власти, форм подавления контрреволюции, перенесения центра тяжести в область охраны интересов государства и прав граждан на судебные органы.

Сильной чертой органов безопасности в годы НЭПа являлась их жесткая централизация и комплексный характер структуры, отсутствие дублирования, корпоративность, элитарный кадровый состав, непосредственно встроенный в систему руководства страны, четкая политическая и идеологическая направленность деятельности. Работа органов безопасности регламентировалась нормативными актами, они действовали в определенном правовом поле. Вносились изменения в порядок ареста, ведения следствия, содержания в тюрьмах и лагерях, объявления амнистии. Постоянно говорилось о неукоснительном выполнении юридических норм и правил. Однако при этом органы ОГПУ пользовались и правом внесудебных репрессий.


9 марта 1922 г. такое право применять внесудебные репрессии было дано по отношению к уголовникам-рецидивистам, захваченным с оружием в руках, 27 апреля – к участникам вооруженных ограблений, 16 октября – к чекистам, совершившим должностные преступления, 24 марта 1923 г. – к сотрудникам Разведывательного управления штаба РККА и его подразделений. С 1 апреля 1924 г. такое право было распространено на фальшивомонетчиков, с 31 марта 1927 г. – на должностных лиц, допустивших халатность на производстве, с 26 мая – на нарушителей правил хранения секретных документов, с 9 июня – на бывших белогвардейцев, контрреволюционеров, шпионов и бандитов.

Осуществлялся постоянный контроль за деятельностью органов ОГПУ со стороны прокуратуры, НКЮ, РКИ, партийных комитетов, дополнявшийся контролем местных советов. Контроль за работой чекистов осуществляли члены коллегии, начальники управлений и отделов, инспекторская и инструкторская службы. Наряду с этим возрастала секретность, суживалась гласность, полностью отсутствовал общественный контроль, прокурорский надзор был ограничен в своих правах.

Комплектование органов и войск ОГПУ производилось из весьма ограниченного и строго установленного круга лиц: из запаса сотрудников, состоявших на особым учете, выпускников спецшкол ОГПУ, практикантов, начальствующего состава войск ОГПУ и погранохраны и по особым нарядам ЦК ВКП. Не подлежали приему служащие Департамента полиции, жандармерии и других правоохранительных органов царского и Временного правительств. Но и прием других граждан был ограничен. Ф.Э. Дзержинский сформулировал один из главных критериев подбора кадров в органы безопасности: «Если приходится выбирать между, безусловно, нашим человеком, но не совсем способным, и не совсем нашим, но более способным, у нас, в ЧК, необходимо оставить первого. Вся суть, по-моему, в подборе людей безусловно, честных и , где нужно, умных». Приходившие в органы должны быть, прежде всего «нашими», поэтому ставка была сделана на коммунистов.

Политика преследования и изоляции небольшевистских партий, начавшаяся в годы гражданской войны, активизировалась в годы новой экономической политики. Трудности экономического возрождения страны заставляли правящую партию идти по пути устранения любых попыток ослабления достигнутых завоеваний, в том числе и уничтожения потенциальной оппозиции.