ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 202
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
д) нормативные правовые акты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, имеющие статус законодательной рекомендации Союза; -
е) проекты федеральных законов о ратификации международных договоров Российской Федерации; -
ж) проекты постановлений о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд РФ; -
з) проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы; -
и) проекты Регламента Государственной Думы и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений; -
к) проекты федеральных законов, связанные с приведением в соответствие с Конституцией РФ в порядке исполнения решений Конституционного Суда РФ; -
л) проекты федеральных законов в других установленных случаях.
В случае несоответствия законопроекта установленным требованиям принимается решение о возвращении законопроекта субъекту (субъектам) права законодательной инициативы для выполнения указанных требований. Такой законопроект в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции РФ не считается внесенным в Государственную Думу. После выполнения указанных требований субъект (субъекты) права законодательной инициативы вправе вновь направить законопроект в Государственную Думу.
Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляются в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ для подготовки и представления в Государственную Думу отзывов на них.
Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат Государственной Думы, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.
Депутат Государственной Думы выступает с трибуны, от установленного в зале микрофона или со своего рабочего места в зале заседаний.
Обсуждение закона на пленарных заседаниях палат часто именуется чтением законопроекта.
Первое чтение сводится в основном к обсуждению депутатами целесообразности принятия закона по данному вопросу, основных положений законопроекта, его концепции и общей оценке. До принятия или одобрения законопроекта в первом чтении субъект (субъекты) права законодательной инициативы, внесший (внесшие) законопроект, имеет (имеют) право:
-
а) по предложению ответственного комитета, оформленному решением ответственного комитета, изменить текст законопроекта и снова направить его в Государственную Думу; -
б) отозвать внесенный им (ими) законопроект путем подачи письменного заявления или на основании соответствующего решения субъекта права законодательной инициативы – коллегиального органа.
При этом ответственный комитет готовит заключение, которое должно содержать мотивированное обоснование предложения о необходимости изменения текста законопроекта, и направляет его субъекту (субъектам) права законодательной инициативы. Субъект законодательной инициативы, внесший законопроект, вправе выразить свое мнение о данном предложении устно на заседании ответственного комитета либо путем подачи письменного заявления на имя председателя ответственного комитета, либо путем направления на имя председателя ответственного комитета соответствующего решения субъекта права законодательной инициативы – коллегиального органа. В случае, если субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, не выразит свое мнение о данном предложении в течение 30 дней со дня направления ответственным комитетом указанного заключения либо выразит свое несогласие с данным предложением, ответственный комитет осуществляет подготовку законопроекта к рассмотрению Государственной Думой.
Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в СМИ.
При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.
Обсуждение, как правило, начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя и содоклада представителя ответственного комитета и заканчивается анализом высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний.
При рассмотрении законопроекта, предусматривающего расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства РФ.
При рассмотрении законопроекта, являвшегося объектом экспертизы Общественной палаты, вправе выступить также член Общественной палаты, уполномоченный советом Общественной палаты.
После окончания обсуждения законопроекта вопрос о принятии или одобрении законопроекта в первом чтении выносится на "час голосования". Решение о принятии или одобрении законопроекта в первом чтении оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы. Если по итогам голосования предложение о принятии или одобрении законопроекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Решение об отклонении законопроекта оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается ответственным комитетом субъекту (субъектам) права законодательной инициативы.
Несколько законопроектов по одному и тому же вопросу, внесенных разными субъектами, обладающими правом законодательной инициативы, называются альтернативными.
Альтернативные законопроекты рассматриваются Государственной Думой в первом чтении совместно и в той последовательности, которая определена порядком работы заседания палаты, с использованием рейтингового голосования. Если по итогам рейтингового голосования несколько законопроектов набрали достаточное для их принятия или одобрения число голосов, то принятым или одобренным в первом чтении считается законопроект, набравший наибольшее число голосов. Если же по итогам рейтингового голосования ни один из законопроектов не набрал достаточного для принятия или одобрения числа голосов, то на окончательное голосование ставится законопроект, получивший наибольшее число голосов. Результат голосования оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы.
Не принятые или не одобренные Государственной Думой альтернативные законопроекты считаются отклоненными. Решение об отклонении каждого из таких законопроектов оформляется постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования. В случае принятия или одобрения законопроекта в первом чтении Государственная Дума в постановлении о принятии или одобрении законопроекта в первом чтении устанавливает срок представления поправок к законопроекту, который, как правило, не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ – менее 30 дней. В случае если у депутатов имеются предложения об установлении иного, чем в проекте постановления Государственной Думы, срока подачи поправок к законопроекту, данный срок устанавливается решением, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
В случае принятия законопроекта в первом чтении, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, или одобрения законопроекта в первом чтении председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии или одобрении закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, отражающего результаты правовой, юридико-технической и лингвистической экспертиз. Ответственный комитет может в целях уточнения отдельных положений законопроекта внести в него правку юридико-технического и лингвистического характера, при этом повторные правовая, юридико-техническая и лингвистическая экспертизы законопроекта Правовым управлением Аппарата Государственной Думы не проводятся. Если имеются возражающие против этого предложения, председательствующий предоставляет каждому из них до трех минут для обоснования своей позиции. Представитель ответственного комитета вправе высказать мнение комитета по каждому возражению либо снять предложение о принятии или об одобрении закона. По окончании обсуждения, если ответственным комитетом не снято предложение о принятии или об одобрении закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, данное предложение ответственного комитета выносится на "час голосования". Решение о принятии федерального закона или об одобрении федерального конституционного закона оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы. Если решение о принятии федерального закона или об одобрении федерального конституционного закона не принято, то работа над законопроектом продолжается в установленном Регламентом порядке.
В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой создается согласительная комиссия по разработке согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период либо указанный проект федерального закона возвращается в Правительство РФ на доработку. Проект постановления по указанному вопросу вносится на рассмотрение Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам. Работа согласительной комиссии осуществляется на паритетных началах; если по ее итогам Государственная Дума не примет решение по основным характеристикам федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается повторно отклоненным в первом чтении.
Повторное отклонение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в нервом чтении возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о недоверии Правительству РФ.
По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять одно из следующих решений:
-
– принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных замечаний и предложений; отклонить законопроект; -
– принять закон в целом, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроектов, принятых в первом чтении, что в настоящее время широко практикуется.
Второе чтение означает обсуждение проекта по существу, включая любые его детали.
Поправки к законопроекту, принятому или одобренному в первом чтении, вносятся в ответственный комитет в виде изменения редакции статей либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта.
Поправки к законопроекту, принятому или одобренному в первом чтении, вправе вносить все субъекты, обладающие правом законодательной инициативы.
Сгруппированные по статьям законопроекта поправки оформляются в виде таблицы. Правовое управление Аппарата Государственной Думы осуществляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта. Лингвистическая экспертиза законопроекта заключается в оценке соответствия представленного текста нормам современного русского литературного языка с учетом особенностей языка нормативных правовых актов и даче рекомендаций по устранению грамматических, синтаксических, стилистических, логических, редакционно-технических ошибок и ошибок в использовании терминов.
В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета.
Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, представители субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций, депутатов Государственной Думы или приглашенных на заседание Государственной Думы представителей иных субъектов права законодательной инициативы против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, ставится на голосование вопрос о принятии в целом поправок для внесения в текст данного законопроекта. Если имеются возражения против внесения в текст законопроекта каких-либо поправок, то сначала ставится на голосование вопрос о принятии поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта и против которых не имеется возражений субъектов права законодательной инициативы, а затем отдельно каждая поправка, по которой имеются возражения.