Файл: Перечень вопросов государственного экзамена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Решение о принятии поправок к проекту федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а к проекту федерального конституционного закона – не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Если при голосовании поправки к законопроекту не набрали необходимого числа голосов депутатов Государственной Думы, они считаются отклоненными.

По окончании голосования по поправкам вопрос о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении выносится на "час голосования". Решение о принятии или одобрении законопроекта во втором чтении оформляется соответствующим постановлением Государственной Думы. Если по итогам голосования предложение о принятии или одобрении законопроекта во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

Если рассмотренный во втором чтении законопроект содержит нормы, предусматривающие основания и (или) порядок, и (или) условия предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, для реализации которых необходимо принятие нормативных правовых актов Правительства РФ, постановление Государственной Думы о принятии или одобрении законопроекта во втором чтении содержит обращение к Правительству РФ о подготовке проектов нормативных правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации законопроекта.

Постановление Государственной Думы о принятии или одобрении законопроекта во втором чтении и законопроект, принятый или одобренный во втором чтении, в течение пяти дней направляются в Правительство РФ.

После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта вопрос о принятии или одобрении доработанного законопроекта во втором чтении выносится на "час голосования". Если по итогам голосования предложение о принятии или одобрении законопроекта во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Решение об отклонении законопроекта и о снятии его с дальнейшего рассмотрения оформляется постановлением Государственной Думы, которое направляется субъекту (субъектам) права законодательной инициативы, внесшему (внесшим) законопроект.

В случае отклонения законопроекта, повторно рассмотренного во втором чтении, дальнейшему рассмотрению он не подлежит.


Законом допускается мотивированное отклонение законопроекта, принятого или одобренного в первом чтении. После выступления докладчика с заключительным словом проект постановления Государственной Думы об отклонении законопроекта, принятого или одобренного в первом чтении, выносится на "час голосования". Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы. В случае если палата не приняла постановление об отклонении законопроекта, принятого или одобренного в первом чтении, работа по подготовке законопроекта продолжается в порядке, предусмотренном ранее.

Принятый или одобренный во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

В третьем чтении законопроект обсуждается уже в целом, со всеми принятыми ранее поправками. Новые поправки, за исключением редакционных, возвращение к обсуждению как законопроекта в целом, так и отдельных его статей, разделов, глав не допускаются. В исключительных случаях по требованию большинства депутатов путем голосования может быть принято решение о возвращении к процедуре второго чтения.

Голосование за законопроект в целом – третье чтение – производится в специально отведенные для этих целей Государственной Думой дни. Если законопроект не принят в третьем чтении, дальнейшему рассмотрению он не подлежит.

Регламент Государственной Думы не содержит ограничений но времени прохождения и рассмотрения законопроектов в палате.


Третья стадия – рассмотрение и одобрение закона в Совете Федерации. Одобренные Государственной Думой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, в котором рассматриваются принятые Государственной Думой федеральные законы в порядке, предусмотренном Конституцией и Регламентом Совета Федерации.

Поступивший в Совет Федерации закон в срок, не превышающий 48 часов, направляется всем членам Совета Федерации, которые вправе организовать обсуждение закона в субъектах РФ и при наличии замечаний отправляют его в соответствующий комитет. Совет Федерации вправе одобрить либо отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Это правило не распространяется на принятые Государственной Думой федеральные конституционные законы, а также федеральные законы, которые в соответствии со ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы но вопросам:

  • а) федерального бюджета;

  • б) федеральных налогов и сборов;

  • в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

  • г) ратификации и денонсации международных договоров РФ;

  • д) статуса и защиты государственной границы РФ;

  • е) войны и мира.

Рассмотрение по указанным вопросам должно начаться не позднее 14 дней после их передачи в Совет Федерации.

В случае если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения федерального закона ответственный комитет вносит на рассмотрение проект постановления Государственной Думы, в котором может предложить одно из следующих решений:

  • а) снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой в связи с отклонением его Советом Федерации;

  • б) создать по предложению либо с предварительного согласия Совета Федерации согласительную комиссию на паритетных началах для преодоления возникших между Государственной Думой и Советом Федерации разногласий по отклоненному Советом Федерации федеральному закону;

  • в) принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции.


В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты для преодоления возникших разногласий могут создавать согласительную комиссию, которая состоит из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы на паритетных началах и прекращает свою деятельность после принятия Советом Федерации решения об одобрении или отклонении федерального закона. По итогам работы согласительной комиссии проводятся обсуждения в каждой палате, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном голосовании, в случае недостижения согласия между палатами, федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Таким же образом федеральный закон может быть принят и сразу после отклонения Советом Федерации, если Государственная Дума не принимает или не поддерживает решения о создании согласительной комиссии.

Таким образом, Государственная Дума принимает федеральный закон, а Совет Федерации его одобряет.

Четвертая стадия – подписание закона Президентом РФ. Согласно ст. 107 Конституции РФ принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Президент в течение 14 дней подписывает и обнародует федеральный закон. Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ той палатой Федерального Собрания, в которой завершилась процедура принятия федерального закона.

В Конституции РФ предусмотрена возможность отклонения Президентом РФ федеральных законов – право вето Президента РФ. Данное право Президент РФ может использовать только по отношению к федеральным законам в течение 14 дней после их передачи ему и только с обоснованием мотивов отклонения. Право вето Президента РФ может быть преодолено повторным голосованием в каждой из палат Федерального Собрания РФ, при этом за федеральный закон должно проголосовать не менее двух третей депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Разрешение противоречий между палатами после голосования по отклоненному закону невозможно. Любое изменение или дополнение отклоненного Президентом РФ федерального закона означает, что законодательные процедуры начинаются заново и проходят в порядке, предусмотренном ст. 105 Конституции РФ.


Если Совет Федерации соглашается с Государственной Думой и палаты одобряют отклоненный Президентом РФ федеральный закон, то последний в пятидневный срок направляется Президенту РФ, который обязан подписать его в течение семи дней.

Пятая стадия – опубликование закона и вступление его в силу. В Российской Федерации закон вступает в силу с момента его официального опубликования, если иное не предусмотрено данным законом. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

Согласно Федеральному закону "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации" на территории Российской Федерации применяются только те законодательные акты, которые официально опубликованы. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ, а акты палат Федерального Собрания – председателем соответствующей палаты или его заместителем.

"Официальный интернет-портал правовой информации" является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативноправовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации.

На "Официальном интернет-портале правовой информации" размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, указы и распоряжения Президента РФ, а также иные нормативные правовые акты.