ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится:
1) В области государственного строительства:
обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и ФЗ;
защита прав и свобод человека и гражданина;
защита прав национальных меньшинств;
установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;
обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;….
2) В экономической, социальной, культурной областях:
вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;
разграничение государственной собственности;
природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории;
охрана памятников истории и культуры;
общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
координация вопросов здравоохранения;
защита семьи, материнства, отцовства и детства;
социальная зашита, включая социальное обеспечение;
осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
23. Назовите стадии федерального законодательного процесса, раскройте их содержание.
В соответствии с установленным порядком любой принимаемый законопроект проходит в Федеральном Собрании ряд последовательно сменяющих друг друга этапов, которые принято называть стадиями федерального законодательного процесса. Каждая из этих стадий относительно самостоятельна и имеет свою специфическую направленность.
В федеральном законодательном процессе выделяют основные (обязательные) и дополнительные (факультативные) стадии.
Поскольку российский парламент состоит из двух палат, федеральный законодательный процесс в Российской Федерации состоит из следующих основных (обязательных) стадий:
-
1) реализация права законодательной инициативы; -
2) рассмотрение и принятие законопроекта в Государственной Думе; -
3) рассмотрение и одобрение закона в Совете Федерации; -
4) подписание закона Президентом РФ; -
5) опубликование закона и вступление его в силу.
Дополнительные стадии федерального законодательного процесса связаны с отклонением от обычной законодательной процедуры и включают, например, получение заключения Правительства РФ, повторное рассмотрение Государственной Думой проектов, отклоненных Советом Федерации, повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации проектов, отклоненных Президентом РФ.
Первой стадией любого законодательного процесса является реализация права законодательной инициативы, т.е. официальное предложение парламенту проекта закона, влекущее правовые последствия.
Право законодательной инициативы означает, что если проект закона представлен лицом или органом, обладающим этим правом, парламент обязан рассмотреть этот законопроект.
В Конституции РФ различаются две группы субъектов права законодательной инициативы: в первую входят субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо компетенционными рамками; во вторую – те из них, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения.
Согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.
Законопроекты федерального уровня, согласно ст. 104 Конституции РФ, вносятся только в Государственную Думу, при этом должны быть соблюдены установленные в Конституции и других федеральных законах правила их внесения. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Проекты законов, предлагаемые общественными организациями и гражданами, могут быть внесены только через субъектов, обладающих правом законодательной инициативы.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства Союза ССР; поправок к законопроектам, а также предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.
Необходимым условием внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы является представление пояснительной записки к законопроекту, содержащей предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; текст законопроекта; перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона; финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); заключение Правительства РФ (по законопроектам, предусмотренным ч. 3 ст. 104 Конституции РФ); иные документы и материалы, к которым, в частности, относятся:
-
– документы, предусмотренные БК РФ (по проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период); -
– документы, предусмотренные п. 4 ст. 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (по законопроекту о ратификации, прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации); -
– официальные отзывы Правительства РФ и Верховного Суда РФ (по законопроекту о внесении изменений в УК РФ); -
– документы, предусмотренные п. 7 ст. 9 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (по законопроекту о техническом регламенте); -
– заключение Правительства РФ и решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, на территории которого расположены соответствующие участки недр; -
– документы, подтверждающие согласование законопроекта о передаче перемещенной культурной ценности с органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого находится региональное учреждение культуры, осуществляющее оперативное управление объектом культуры, представляющим собой культурную ценность (по законопроекту о передаче культурной ценности, перемещенной в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящейся на территории РФ); -
– документ, подтверждающий согласование законопроекта по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта РФ соответственно с Верховным Судом РФ и субъектом РФ (по законопроекту по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта РФ).
При внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы – коллегиальным органом (Совет Федерации, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ) должно быть представлено решение данного органа о внесении законопроекта с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе по данному законопроекту.
В случае, если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, Правительство РФ не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда РФ вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Отмеченные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке.
Вторая стадия – рассмотрение и принятие законопроекта в Государственной Думе – осуществляется в два этапа: предварительное рассмотрение и чтения законопроекта в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и Регламентом Государственной Думы.
Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект регистрируется, ему присваивается регистрационный номер и заводится электронная регистрационная карта. Далее Председатель Государственной Думы направляет зарегистрированный законопроект и материалы к нему в профильный комитет, который определяет соответствие законопроекта установленным требованиям. Решение профильного комитета о соответствии законопроекта установленным требованиям, включающее предложения по законопроекту, вносится на рассмотрение Совета Государственной Думы.
В случае соответствия законопроекта установленным требованиям Совет Государственной Думы назначает ответственный комитет, а в определенных случаях и комитеты-соисполнители по законопроекту, включает законопроект в примерную программу работы на текущую либо на очередную сессию; направляет законопроект и материалы к нему в комитеты, комиссии и во фракции, Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительство РФ, Общественную палату РФ, а также в Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ по вопросам их ведения, а в отдельных случаях и в Счетную палату РФ для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний; при этом устанавливается срок представления отзывов в ответственный комитет, который может поручить Правовому управлению Аппарата Государственной Думы провести лингвистическую экспертизу законопроекта.
Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат:
-
а) послания и обращения Президента РФ; -
б) законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом РФ или Правительством РФ; -
в) проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; -
г) федеральные конституционные законы и федеральные законы, возвращенные в Государственную Думу на повторное рас
смотрение в порядке, предусмотренном ст. 105 и 107 Конституции РФ;