ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Например, российский исследователь В.И.Фадеев полагает, что «местное самоуправление – это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное, под свою ответственность, решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории».
По утверждению С.А.Авакяна, «абсолютно недостаточно сказать, что местное самоуправление – это самостоятельное и под свою ответственность решение населением и избранными им органами местных дел (вопросов местного значения). В таком подходе отражено предметно-объектное содержание местного самоуправления, да еще его претензия на автономность. Кардинальное значение для понимания природы местного самоуправления должны иметь такие факторы, как: наличие или отсутствие государственно-властных начал в местном самоуправлении; его положение в общей системе управления, существующей в данном государстве и обществе; набор функций местного самоуправления; его материально финансовая база».
Декларация о принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ 29 октября 1994 года, под местным самоуправлением понимает систему организации деятельности населения (местных территориальных сообществ) для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения в соответствии с законами государства.
В Европейской Хартии местного самоуправления, «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона и под свою ответственность в интересах населения».
Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» определяет местное самоуправление, как форму организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материальной базы и привлеченных средств.
Среди белорусских исследователей активные дискуссии ведутся вокруг понятий «местное управление» и «местное самоуправление». Зачастую указанные понятия пытаются развести, обозначив ими две независимые друг от друга системы, параллельно функционирующие на местном уровне. При этом под местным управлением понимают форму организации и деятельность органов, назначаемых из центра и представляющих государственную администрацию на местах, а под местным самоуправлением – форму организации и деятельности местных представительных органов, независимых от государства.
Не отрицая функциональной обособленности этих институтов, представляется более правильным не противопоставлять местное самоуправление местному управлению, а рассматривать их как части единого целого. Такой подход исходит из признания единства системы власти, осуществляемой народом. Этот принцип закреплен в законодательстве Республики Беларусь. В силу этого для обозначения органов местной власти в Республике Беларусь используется термин «органы местного управления и самоуправления».
34. Дайте определение местного самоуправления. Назовите основные проблемы становления и развития местного самоуправления в России.
МСУ в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ФЗ).
Итак, по своей роли в обществе местное самоуправление уникально. Однако реальных достижений в его становлении и развитии в современной России оказалось меньше, чем преград.
Одной из главных проблем, сдерживающих развитие местного самоуправления в России, является слабость гражданского общества, низкий уровень общественной активности, низкая правовая культура населения, дефицит знаний о сущности и возможностях самоуправления. В обществе, которое столетиями жило в условиях тоталитарного правления, не имея глубоких демократических традиций, идеи местного самоуправления воспринимаются далеко не всеми. Для того, чтобы граждане восприняли идеи местного самоуправления, необходима огромная разъяснительная работа.
Другой причиной является сопротивление бюрократии всех уровней, которая видит в местном самоуправлении угрозу своему благополучию, привычным методам управления. Отдельные политики вообще считают, что осуществление местного самоуправления равносильно развалу России. Они аргументируют свои взгляды тем, что местное самоуправление разрушает вертикаль государственной власти сверху донизу, и становится невозможным проводить в жизнь государственную политику. Они исходят из того, что реализовать властные полномочия можно только методами прямого административного подчинения всех территориальных звеньев общества.
Серьезной проблемой является также финансовая слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на него обязанностями и их ресурсным обеспечением. Невозможность по финансовым соображениям выполнять свои обязательства перед населением подрывает авторитет местной власти, зачастую дестабилизируя обстановку на местах.
Еще одна немаловажная проблема — дефицит квалифицированных кадров в системе самоуправления, особенно в сельской местности. Подготовка таких кадров требует длительного времени.
Местное самоуправление в России еще нетвердо стоит на ногах и нуждается в государственной поддержке. Его укрепление имеет огромное политическое, экономическое и социальное значение, является ключевым условием устойчивого социально-экономического развития России. Важнейшую роль в этом будет играть реализация положений Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
Билет №1
1.Понятие и основные теории местного самоуправления.
МСУ в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конст РФ, ФЗ,зак-ми суб-в РФ, сам-е и под свою ответ-ть решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов мест значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
МСУ является первичным уровнем публичной власти и системы упр-я в стране, наиболее приближенным к народу. Назначение МСУ — выражать и защищать интересы данного сообщества, регул-ть взаимоотношения между различными соц слоями и группами, а также с другими сообществами и госу-м. В Конст:1. МСУ в РФ обеспеч-т самост-е решение нас-м вопросов местн знач-я, владение, пользование и распоряжение мун собст-ю. 2. МСУ осущ гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы МСУ .Суть МСУ состоит в признании права гражданина быть источником мест власти.
ТЕОРИИ МСУ: Общественная - Строгое разграничение гос и общинных дел. К трем конституционным властям (законод-й, исполн-й и судебной) необходимо присоединить четвертую — общинную власть. Община должна иметь право на самос-ое и независимое от центральной власти существование, причем госуд-во не создает общину, а лишь признает ее. Носителем власти в общине является народ.недостаток : на деле МСУ не только признается, но и регулируется гос-м. Полного невмешательства гос-ва в дела МСУ не существует нигде.
Разновидности общественной теории:
1 Хозяйственная теория – приоритет хоз. самостоятельности. функции самоуправления — строго хоз-ные. Этим оправдывается самост-ть общины и отсут-ствие гос надзора за ее деятельностью. Однако властные функции общины не могут быть только хоз-ми.
2 Юридическая теория – приоритет юр. сам-ти. Органы МСУ выполняют часть функций гос управления, но являются органами не гос-ва, а общины. Все самоуправляющиеся единицы рассматриваются по этой теории как субъекты гос прав, предоставленных им в полное обладание. Поэтому необходимо наличие выборных органов МСУ в противоположность органам, назначаемым правительством.
3 Политическая теория - приоритет принципа отделения должностных лиц общины от гос службы. Должностные лица МСУ не принадлежат к профессиональному чиновничеству, т.к исполняют свои обязанности не по назначению от правительства, а по выбору местного населения. Прежде всего самостоятельность граждан, не поступивших на государственную службу и потому свободных в своем волеизъявлении.
Государственная –рассм МСУ как часть гос устройства и исходит из невозможности точного разграничения общинных и гос-х дел. Согласно этой теории, общинные дела — это часть гос дел, переданных для исполнения на местах. Ист-м общинной власти является гос-во. Местн сообщество не обособлено от гос-ва, а служит гос-м интересам и целям.
Государственно-общественная - Выполнение общиной как местных, так и государственных дел.
35. Дайте определение вопросов местного значения. Проведите классификацию вопросов местного значения.
Сфера реализации местного самоуправления определяется в ч. 1 ст. 130 Конституции РФ через понятие "вопросы местного значения", содержание которого отчасти раскрывается в ч. 1 ст. 132: это вопросы муниципальной собственности, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, охраны общественного порядка и иные вопросы местного значения. Таким образом, вопросы местного значения образуют основное содержание предметов ведения органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ, вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с КонституциейРФ и настоящим Федеральнымзакономосуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Предметное содержание вопросов местного значения детерминировано двухуровневой организацией местного самоуправления, что и предопределило формулирование вопросов местного значения в зависимости от вида (уровня) муниципального образования. Поэтому Федеральный закон № 131-ФЗ отдельно выделил вопросы местного значения поселения, муниципального района и городского округа (ст.ст. 14, 15 и 16 Закона).