ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для наилучшего понимания соотношения вопросов местного значения различных муниципальных образований в двухуровневой организации местного самоуправления в России, мы приведем их в табличной форме.
Статья 14. Вопросы местного значения поселения | Статья 15. Вопросы местного значения муниципального района | Статья 16. Вопросы местного значения городского округа |
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; | 1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; | 1) формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; |
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; | 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района; | 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа; |
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; | 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; | 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; |
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; | 4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; | 4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; |
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательствомРФ; | 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательствомРФ; | 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательствомРФ; |
6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; | | 6) обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; |
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; | 6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; | 7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа; |
7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; | 6.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; | 7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа; |
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; | 7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; | 8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; |
| 8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией; | 9) организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией; |
33.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции; | 8.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке муниципального района сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции; | 9.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке городского округа сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции; |
33.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности; | 8.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности; | 9.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности; |
9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; | | 10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; |
| 9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; | 11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; |
| 11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время; | 13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время; |
| 12) создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством РФ переченьтерриторий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральномуоргануисполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи; | 14) создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством РФ переченьтерриторий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральномуоргануисполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной |
10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; | 18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; | 15) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; |
11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; | 19) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов; | 16) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа; |
12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; | 19.1) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; | 17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; |
13.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении; | 19.2) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района; | 17.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе; |
13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; | | 18) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа; |
14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; | 26) обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района; | 19) обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа; |
15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; | | 20) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; |
17) формирование архивных фондов поселения; | 16) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений; | 22) формирование и содержание муниципального архива; |
22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; | 17) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг; | 23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; |
18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; | 14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; | 24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; |
19) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; | | 25) утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; |
20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексомРФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения; | 15) утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд; | 26) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексомРФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа; |
| 15.1) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным закономот 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе"; | 26.1) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом"О рекламе"; |
21) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов; | | 27) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов; |
23) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; | 21) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; | 28) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; |
24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения; | | 29) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа; |
27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; | 22) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; | 30) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; |
| 23) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района; | 31) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа; |
26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; | 24) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; | 32) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; |
28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства; | 25) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству; | 33) создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству; |
30) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении; | 27) организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью; | 34) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе; |
31) осуществление в пределах, установленных водным законодательствомРоссийской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования; | 28) осуществление в пределах, установленных водным законодательствомРоссийской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; | 36) осуществление в пределах, установленных водным законодательствомРоссийской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; |
33) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка; | | 37) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка; медицинской помощи; |
32) осуществление муниципального лесного контроля; | 29) осуществление муниципального лесного контроля; | 38) осуществление муниципального лесного контроля; |
35) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; | 30) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; | 39) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей; |
36) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны; | 31) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны; | 40) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны; |
37) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом; | 32) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального района, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом; | 41) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд городского округа, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом; |
38) осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения; | 33) осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района; | 42) осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа. |
28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства; | | |
34) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1и31.3Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". | | |
| 20) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района. | |
Из представленной таблицы видно, что в основном перечни вопросов местного значения совпадают, но имеются и различия, обусловленные особенностями их правового статуса, размерами и составом земель территории муниципального образовании, уровнем развития транспортной, коммунальной и иной инфраструктуры, а также другими факторами.
36. Раскройте порядок проведения публичных слушаний. Раскройте основные проблемы проведения публичных слушаний в муниципальных образованиях.
Демократию можно охарактеризовать как форму правления, при которой нет жёстких ограничений, цензуры и запретов со стороны государства, народ сам может принимать важные решения, участвовать в принятии законов. Волеизъявление в рамках российского законодательства, народ может осуществлять в форме непосредственной и представительной демократии, как указано в Конституции России. Стоит заострить внимание именно на первой форме. Этимологически это демократия без посредников, т. е. это участие населения без избираемых представителей, соответствующих органов или должностных лиц. С помощью институтов непосредственной демократии население максимально приближено к осуществлению власти [1, с. 60].
На сегодняшний день субъектами публичной власти могут выступать: мировое сообщество в целом, которое представлено различными международными организациями, население определенного региона, российский народ в целом, территориальные образования граждан, государство и его органы, муниципальные образования и органы местного самоуправления, граждане. Исходя из этого, публичное управление может реализовываться органами международного сообщества, в пределах государственно организованного общества страны, свои определенные особенности публичное управление приобретает в субъектах федерации в муниципальных образованиях [3, с. 251].
Конституция РФ обеспечивает стабильность и целостность нашего государства. Для положительной реализации данной цели предусматривает определенные положения о том, что население может участвовать в управление делами государства в различных его формах. Данное положение закреплено в основном законе российского общества - Конституции Российской Федерации, в гл.8 «Местное самоуправление»в частностив статье 130 в которой четко говориться, что «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.»[4, с. 29]. Граждане реализуют свое конституционное право на участие в решение местных проблем таких его формах, как референдум, выборы, сходы, конференции граждан, правотворческая инициатива, публичные слушания, и т.д. Поэтому, Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации,(далее Федеральный закон 2003 года) существенно расширяет возможность участие граждан в осуществлении местного самоуправления.
В нашем государстве публичные слушания в муниципальных образованиях являются одной из основных форм волеизъявления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Целью публичных слушаний является, возможность граждан участвовать и влиять на содержание принимаемых муниципальных правовых актов и является важным средством муниципальной демократии на местах. Они проводятся с участием жителей муниципального образования для обсуждения проектов муниципальных правовых актов принимаемые представительным органом муниципального образования утвержденным главой муниципального образования и другие более значимых проблем и вынесения по ним определенных рекомендаций для решения общественных задач. Субъектами публичных слушаний можно разделить на группы: инициаторы публичных слушаний, организаторы проведения публичных слушаний и участники публичных слушаний. Инициаторами проведения могут быть как органы местного самоуправления так и само население. Организаторами в большинстве случаев является органы местного самоуправления.
С принятием Федерального закона от 2003 года был введен и утвержден институт публичного слушания, который стал одной из основных форм волеизъявления граждан в участие организации местного самоуправления.
Большинство российских ученых, отмечают, что данный институт публичных слушаний предназначен для решения вопросов местного значения.
Так С.С. Зенин определяет как «форму участия жителей муниципального образования в обсуждении вопросов местного значения и иных вопросов, затрагивающих интересы и права жителей, с целью учета мнения физических и юридических лиц» [2, с. 16].
Порядок и организация проведения публичных слушаний регулируется ст.28 Федерального закона 2003 года, в который определяются лишь общие положения проведения, поэтому ведущую роль в регулировании данного вопроса является принимаемые муниципальные правовые акты.
Часто на практике встречается так, что должностные лица органов местного самоуправления относятся к публичным слушаниям чисто формально, т.е. в извещениях о проводимых публичных слушаний указываются те вопросы которые будут рассмотрены на слушаниях, но часто происходит подмена цели их проведения тем самым ставится вопрос об объективности проведения слушаний и принятых на них решений.
Однако, часть 3 ст.28 Федерального закона 2003 года четко устанавливает обязательность тех вопросов которые должны быть вынесены на публичные слушания: 1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав.
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий,
4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, когда Федеральный закон для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений [6].
К числу мер, обеспечивающих подготовку к публичным слушаниям должны входить: информирование население о ходе подготовки публичных слушаний; привлечение специалистов для разъяснения и консультирования населения; анализ нормативно-правовых актов предоставляемых для рассмотрения на слушаниях; предоставление документальных материалов населению для ознакомления и повышения юридической грамотности.
На основании рассмотренных мер обеспечивающих подготовку к публичным слушаниям нами был проведен сравнительный анализ, в ходе которого выявлены ряд проблем существующих в муниципалитетах:
во-первых: большинство муниципальных образований Республики Башкортостан проводят публичные слушания форме собраний, на которые собираются депутаты представительного органа местного самоуправления, прокуратура, полиция, представители СМИ. Однако такой подход работы имеет свои определенные недостатки.
Как показывает нам практика, большой интерес населения вызывает публичные слушания по отчету о расходовании и исполнении местного бюджета, и по вопросам облагораживания территорий. Например: «О публичных слушаниях по проекту решения Совета муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан за 2015 год» [5]. Во-вторых: связана с процедурой назначения публичных слушаний. Многие рассмотренные нами положения используются формулировки, не дающие уяснить, кто выступает инициатором проведения данных слушаний: инициатива проявленная гражданами или представительным органа муниципального образования. В-третьих: состав организационного комитета по проведению публичных слушаний. Как часто бывает, оргкомитет формируется из числа муниципальных служащих, что тоже ставит большой вопрос об объективности данных слушаний. В-четвертых, это вынесение итогового документа по результатам проведения публичных слушаний. Протокол заседания в большинстве случаев ведет секретарь из членов организационного комитета. Зачастую организационный комитет не отражает в итоговом документе весь спектр рассматриваемых вопросов и мнений населения, в данном случае весь смысл таких слушаний теряет свою актуальность и объективность. В-пятых, допускаемый состав присутствующих лиц на публичных слушаниях. Чаще всего это связано с тем, что муниципалитету не нужно лишних жалоб и предложений со стороны населения, тем самым показать, что работа в том или ином муниципальным образовании ведется.