ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В заключение статьи можно сделать вывод, что проблемы проведения публичных слушаний существуют. Проведенный анализ положений о публичных слушаниях муниципальных образований Республики Башкортостан и других субъектов РФ, дает понять, что органам местного самоуправления нужно развивать данный институт публичных слушаний для того, чтобы население более активнее принимало участие в решении вопросов местного значения, тем самым больше доверяла власти на местах, а муниципалитетам в свою очередь нужно работать в открытом диалоге с населением, для того, чтобы жители знали и понимали, что государство соблюдает конституционные права граждан. Органам местного самоуправления нужно больше проводить сходы граждан, конференции для поднятия юридической грамотности среди граждан.
Демократию можно охарактеризовать как форму правления, при которой нет жёстких ограничений, цензуры и запретов со стороны государства, народ сам может принимать важные решения, участвовать в принятии законов. Волеизъявление в рамках российского законодательства, народ может осуществлять в форме непосредственной и представительной демократии, как указано в Конституции России. Стоит заострить внимание именно на первой форме. Этимологически это демократия без посредников, т. е. это участие населения без избираемых представителей, соответствующих органов или должностных лиц. С помощью институтов непосредственной демократии население максимально приближено к осуществлению власти.
37. Поясните различия между сходами и собраниями граждан в системе местного самоуправления.
Сход граждан - это форма прямого волеизъявления для решения вопросов местного значения, проводимая в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом не более 100 человек.
Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, т. к. в маленьких поселениях нет смысла создавать его.
Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей численностью не менее 10 человек.
Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.
На сходе граждан председательствует глава местной администрации или иное лицо, избранное сходом.
Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые сходом подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) и исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.
Сход граждан решает следующие вопросы:
-
1. формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета, -
2. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения, -
3. владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, -
4. организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, -
5. содержание и строительство транспортно-инженерных сооружений в пределах границ поселения, -
6. организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, обеспечение нуждающихся жилыми помещениями, -
7. транспортное обслуживание населения, -
8. участие в предупреждении и ликвидации ЧС, обеспечение мер пожарной безопасности, -
9. обеспечение жителей услугами связи, общественного питания, торгового и бытового обслуживания, библиотечное обслуживание,
и другие вопросы организации отдыха, развлечений, работы, образования, культуры и безопасного проживания на территории поселения Антонова Н.А. Развитие форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления. // Конституционное и муниципальное право. 2010, №4..
Помимо вопросов местного значения поселения сход определяет структуру органов местного самоуправления, осуществляет полномочия представительного органа, а именно:
-
1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, -
2. утверждение местного бюджета, отчета о его исполнении, -
3. принятие планов и программ развития муниципального образования и др.
Таким образом, сход граждан обладает довольно обширными полномочиями на территории поселения, практически все значимые вопросы должны проходить через него. На мой взгляд, сход граждан - яркий пример непосредственного участия населения в решении важных вопросов.
Собрание граждан - форма участия в осуществлении местного самоуправления, используемая для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования Местное самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативных актов. - М: Юрид. лит., 2011. - 784 с..
Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом.
Собрание, проводимое по инициативе представительного органа или главы муниципального образования, назначается представительным органом или главой муниципального образования соответственно.
Если собрание граждан проводится по инициативе населения, то оно назначается в порядке, установленном уставом.
Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами.
Обращения, принятые собранием подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в них вопросов, с направлением письменного ответа.
Порядок проведения собрания граждан и его полномочия определяются Федеральным Законом, уставом муниципального образования и нормативными актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления.
Итоги собрания подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Шугрина Е.С. Муниципальное право. Учебник. Новосибирск, 2013..
Анализируя изложенное, можно выделить следующие различия между сходом и собранием граждан:
-
- сход имеет место в небольших поселениях или поселениях с низкой плотностью населения, в то время как собрание - в муниципальных образованиях с большим количеством проживающих в нем людей, -
- полномочия схода расширены за счет полномочий представительного органа, сход решает большинство важных вопросов поселения, в то время как собрание созывается для обсуждения и информированиянаселения, а также осуществления территориального общественного самоуправления. -
- в отношениях схода с главой муниципального образования и иными должностными лицами сход граждан находится на одном с ними уровне как субъект, наделенный определенными полномочиями, среди которых - право выбрать иного председательствующего взамен главы муниципального образования, в то время как собрание граждан имеет право принимать обращения, но эти обращения не имеют обязательного характера для должностных лиц и органов местного самоуправления.
38. Дайте определения муниципального образования. Назовите виды муниципальных образований и поясните различия между ними.
Термин «муниципальное образование» является собирательным понятием и обозначает территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.
Необходимость введения и юридического закрепления этого понятия была вызвана тем, что с развитием федеративных отношений во многих субъектах Российской Федерации стали применяться различные исторические и национальные наименования территорий и населенных пунктов, а для юридической практики требовалось унифицированное определение территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление1.
Муниципальное образование согласно статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Вероятно, наличие дефинитивной нормы, основанной на перечислении возможных видов муниципальных образований, следует признать ошибкой и в учебных целях предложить иное, доктринальное определение понятия «
муниципальное образование» – часть территории субъекта Российской Федерации, на которой имеются выборные органы местного самоуправления, муниципальная собственность и местный бюджет. Приведенное определение основано на перечислении существенных признаков данного типа публично-правовых образований2:
а) наличие собственной территории, границы которой установлены законом субъекта Федерации в соответствии с требованиями Закона № 131-ФЗ;
б) наличие собственной компетенции, которую определяют законодательно установленные вопросы местного значения и полномочия местного самоуправления;
в) наличие собственной экономической основы, которую составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований;
г) наличие системы местного самоуправления в основе которой – наличие собственных выборных и иных органов местного самоуправления (их структура обязательно включает представительный орган муниципального образования, главу муниципального образования, местную администрацию);
д) наличие устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов, составляющих в совокупности систему муниципальных правовых актов муниципального образования (они принимаются населением непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления);
е) право устанавливать в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.
Ст. 10 Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ четко выделяет четыре вида муниципальных образований:
1) поселения, которые в свою очередь могут быть подразделены в зависимости от административного центра на сельские или городские поселения;
2) муниципальные районы;
3) городские округа;
4) внутригородские территории городов федерального значения.
Итак, в соответствии с действующим законодательством:
-
сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; -
городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; -
муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; -
городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; -
внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.