ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ПРЕВЕНЦИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Проблемы аддиктивного, девиантного поведения подростков
1.2. Причины и условия формирования аддиктивного, девиантного, наркозависимого поведения
1.3. Технологии превенции наркоависимого поведения подростков
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕВЕНЦИИ НАРКОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В МБС(К)ОУ № 10 VIII ВИДА Г. КЫЗЫЛА
2.1. Деятельность МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла
2.2. Анализ превенции наркозависимого поведения у подростков
3. ПРОГРАММА «ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ: ПРЕВЕНЦИИ НАРКОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»
3.1. Актуальность, цель и задачи программы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)
Кафедра теории и технологии социальной работы
ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ Зав. кафедрой теории и технологии социальной работы
/ /
(подпись) (И.О. Фамилия)
« « 2021 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (бакалаврская работа)
Превенция наркозависимого поведения у подростков
Выполнил студент
(Имя Отчество Фамилия) (подпись, дата)
Направление подготовки: 39.03.02 Социальная работа Квалификация (степень) Академический бакалавр Форма обучения: заочная
Руководитель:
(ученая степень, должность, Имя Отчество Фамилия) (подпись, дата)
Консультант:
(ученая степень, должность, Имя Отчество Фамилия) (подпись, дата)
Новосибирск 2021
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)
Кафедра теории и технологии социальной работы
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой теории и технологии
социальной работы
/ /
(И. О. Фамилия) (подпись)
« « 2021 г.
ЗАДАНИЕ
НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
(бакалаврская работа)
Учащегося
(Имя Отчество Фамилия)
Тема Превенция наркозависимого поведения у подростков
(название темы)
Дата представления работы к защите « «
Цели работы (исходные данные)
Перечень графического и (или) иллюстрационного материала
Руководитель работы
(подпись, дата )
Задание принял к исполнению
(подпись, дата )
Содержание
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (бакалаврская работа) 1
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ПРЕВЕНЦИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Проблемы аддиктивного, девиантного поведения подростков 7
1.2. Причины и условия формирования аддиктивного, девиантного, наркозависимого поведения 11
1.3. Технологии превенции наркоависимого поведения подростков 17
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕВЕНЦИИ НАРКОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В МБС(К)ОУ № 10 VIII ВИДА Г. КЫЗЫЛА 30
2.1. Деятельность МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла 30
2.2. Анализ превенции наркозависимого поведения у подростков 32
3. ПРОГРАММА «ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ: ПРЕВЕНЦИИ НАРКОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ» 40
3.1. Актуальность, цель и задачи программы 40
3.2. Содержание проекта 49
Заключение 55
Список литературы 60
Глоссарий 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А. 74
Мероприятия по психологическому сопровождению 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 76
Согласие родителей 76
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Усилия по профилактике злоупотребления наркотиками в первые годы жизни человека могут повысить способность молодого человека оставаться свободным от наркотиков в подростковом возрасте и во взрослом возрасте. В период становления в детстве и подростковом возрасте то, как мозг растет эмоционально и физически, может оказать большое влияние на факторы риска зависимости.
Когда во взрослом возрасте возникает давление, люди обычно возвращаются к механизмам преодоления и поведенческим моделям, которые были привиты в раннем возрасте. Существует множество способов помочь молодому человеку выработать ответные меры, которые не связаны со злоупотреблением психоактивными веществами. В связи с этим изучение темы выпускного квалификационного исследования «Превенция наркозависимого поведения у подростков» является актуальной и своевременной.
Цель исследования: разработка программы превенции наркозависимого поведения подростков.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи исследования:
-
Изучить проблемы аддиктивного и девиантного поведения подростков; -
Выделить причины и условия формирования аддиктивного, девиантного и наркозависимого поведения в подростковом возрасте; -
Охарактеризовать отечественный и зарубежный опыт технологии превенции наркозависимого поведения подростков; -
Провести исследование превенции наркозависимого поведения подростков; -
Разработать программы по превенции наркозависимого поведения подростков.
Объект исследования: наркозависимое поведение подростков.
Предмет исследования: технологии превенции наркозависимого поведения подростков.
База исследования: Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение №10 VIII вида города Кызыла (далее МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла).
Количество респондентов:
100 учащихся 8-11-х классов.
Степень изученности. Ахметханов Ж. Ю. [5, c. 137-140], Беганцова И.С. [8, с. 302-305], Богородская Э.И. [10, c. 400-402], Гайфутдинова А.М. [14, c. 141-145], Гилинский Я.И. [18, c. 7-19], Гладышева Т.А. [21, c. 163] и других.
В написании дипломной работы также использовали материалы социальных и психологических обследований девиантных подростков, бесед с педагогами и администрацией МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла. Также Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 г. № 489); «Государственная программа Республики Тыва «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2020-2021 годы» и другие.
Методы исследования: анализ литературы, обзор и синтез отобранной литературы; наблюдение, беседа, анализ отчетов и статистических материалов социального педагога МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ПРЕВЕНЦИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Проблемы аддиктивного, девиантного поведения подростков
Усилия по профилактике злоупотребления наркотиками в первые годы жизни человека могут повысить способность молодого человека оставаться свободным от наркотиков в подростковом возрасте и в зрелом возрасте. В годы становления в детстве и подростковом возрасте то, как мозг растет эмоционально и физически, может оказать большое влияние на факторы риска зависимости.
Когда в зрелом возрасте возникает давление, люди обычно возвращаются к механизмам преодоления и поведенческим моделям, которые были привиты в раннем возрасте. Существует множество способов помочь молодому человеку выработать ответные меры, не связанные со злоупотреблением психоактивными веществами.
Взрослые, как правило, испытывают более высокий риск проблем со злоупотреблением психоактивными веществами в переходные периоды жизни, особенно если такие переходы сопровождаются стрессом или эмоциональной травмой. То же самое относится и к молодым людям. Для подростка такие переходы могут включать переезд в новый город или смену школы.
Эмоциональное давление со стороны сверстников также может играть большую роль в образе жизни, который выберет молодой человек. Таким образом, друзья и другие подростки могут увеличить риск злоупотребления психоактивными веществами. Стремление добиться успеха в учебе или спорте привело к тому, что некоторые молодые люди стали употреблять наркотики в поисках повышения производительности.
Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология наркомания [27, c. 60].
Организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Диоген (412-323 гг. до н.э.) утверждал: «Если кто-нибудь будет расхаживать по улицам и указывать на всё средним пальцем, то подумают, что он сошёл с ума, а если – указательным, то нет» [47, c. 221], Клайв С. Льюис (1898-1963) – «обеспечивающие правильную работу человеческой машины» [11, c.150].
Социальная норма определяет предел, меру, интервал допустимого (допустимого или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп.
На сегодняшний день исследования аддиктивного и девиантного поведения подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Данной проблемой занимались: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Столин, Е.В. Шорохова [108, c. 759].
Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.
Подростковый возраст – важный и сложный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую деятельность. В этом возрасте формируется мировоззрение , переосмысливаются ценности, идеалы и жизненные перспективы. Этот период характеризуется формированием сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая является интегральным образованием личности [108, с.759].
Л. Клагес (1872-1956), Р. Мертон (1910-2003), Н. Смелзер (1930), Т. Шибутани (1920-2004) определяют зависимость и девиантность в зависимости от степени соответствия социальным нормам. Следовательно, девиантное поведение – это то, что не соответствует социальным ожиданиям данного общества.
Я.И.Гилинский оперелил «социальная норма – это «предел, исторически сложившийся в конкретном обществе», «мера допустимого поведения»« [19, с.57].
Ю.А.Клейберг, он выделяет три основные группы среди поведенческих отклонений:
1) позитивный (социальное творчество);
2) отрицательный;
3) социально нейтральный.
Аддиктивное поведение – это «поведение человека, отклоняющееся от социальной нормы, т. е. такое поведение, которое не соответствует нормам, принятым на определенной территории в определенный период времени» [1, с.118-124].
В психологическом словаре В.П.Зинченко и Б.Г.Мещерякова поведение определяется как оценка человеком самого себя, своих возможностей