ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ПРЕВЕНЦИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Проблемы аддиктивного, девиантного поведения подростков
1.2. Причины и условия формирования аддиктивного, девиантного, наркозависимого поведения
1.3. Технологии превенции наркоависимого поведения подростков
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕВЕНЦИИ НАРКОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В МБС(К)ОУ № 10 VIII ВИДА Г. КЫЗЫЛА
2.1. Деятельность МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла
2.2. Анализ превенции наркозависимого поведения у подростков
3. ПРОГРАММА «ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ: ПРЕВЕНЦИИ НАРКОЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»
3.1. Актуальность, цель и задачи программы
Ожидаемые результаты
Прогноз деятельности по проекту
Создание «Читального зала под открытым небом» будет способствовать улучшению информационной культуры подростков, удовлетворению социально-культурных запросов родителей;
«Читальный зал под открытым небом» предполагает информационную, организационную, методическую и мотивационную поддержку подростков.
Наша работа была основана на нескольких, из рассмотренных ранее этиологических моделей, в частности теории проблемного поведения, а также из литературы по развитию подростков, изменению поведения и стратегиям изменения окружающей среды. В частности, мы сосредоточились на социально-экологических, внутриличностных и поведенческих характеристиках, которые являются предикторами употребления наркотиков, которые могут быть определены в контексте подросткового развития и которые могут быть изменены.
Некоторые из этиологических моделей, в частности теория проблемного поведения, теория предметной области и модель развития Флэя, предполагают функциональную значимость употребления наркотиков среди подростков.
Употребление наркотиков, по-видимому, выполняет множество различных функций для подростков в различном возрасте и в различных условиях. Мы провели серию интервью, чтобы лучше определить функции, которые кажутся наиболее важными для подростков.
Мы определили и обозначили шесть наиболее распространенных: маркировка перехода, социальное принятие, снижение стресса, личная энергия, отдых и избавление от скуки или одиночества.
Маркировка переходного периода и социальное принятие представляются особенно важными среди младших подростков, в то время как снижение стресса представляется более важным среди старших подростков. Личная энергия, отдых и избавление от скуки и одиночества кажутся общими потребностями для многих подростков. Эти функции могут рассматриваться как потребности или проблемы, с которыми сталкиваются подростки.
Наблюдая за другими и на собственном опыте, подростки узнают, какое поведение полезно для удовлетворения этих функциональных потребностей, т. е.
Поведение приобретает функциональное значение. Поведение, имеющее сходные функциональные значения, может рассматриваться как альтернатива, из которой подросток может выбрать ту или иную реакцию по мере необходимости. Факторы, влияющие на процесс отбора,
могут включать поведение доступных моделей, давление со стороны сверстников, доступ к различным видам деятельности и т.д. Например, подростки могут выбрать употребление наркотиков в качестве способа завести новых друзей или они могут выбрать более здоровую альтернативу.
В другом месте мы описали наш общий подход к укреплению здоровья: внедрять или укреплять модели поведения, способствующие укреплению здоровья, и ослаблять или устранять модели поведения, вредящие здоровью. Этот подход очень хорошо вписывается в рамки функционального значения. Наши профилактические усилия направлены на внедрение и укрепление немедикаментозных альтернатив для различных функциональных потребностей целевой группы населения, одновременно препятствуя употреблению наркотиков. Вместо того чтобы сосредоточиться в первую очередь на обучении подростков тому, как «сказать нет» наркотикам, мы также взяли на себя другую задачу, научив их предлагать и практиковать альтернативы, не связанные с наркотиками. Признавая, что функциональные потребности меняются в подростковом возрасте, мы можем разработать соответствующие возрасту меры вмешательства. Изучая стратегии изменения поведения, мы можем выбрать методы, которые работают с целевой аудиторией. Узнав больше об окружающей среде подростка, мы можем попытаться внести изменения для дальнейшего поощрения здорового поведения и предотвращения употребления наркотиков.
Наш проект является результатом тестирования нескольких стратегий в нашей работе по профилактике курения, а затем последовательного применения подхода функциональных значений на протяжении всей программы. Цель мероприятий – предотвращение регулярного употребления табака, алкоголя и марихуаны среди учащихся седьмого класса.
Удивительные альтернативы состоят из девяти 1-часовых сеансов. Каждый класс возглавляют четыре избранных и обученных лидера сверстников, которые вовлекают своих одноклассников в:
1. Обсуждения непосредственных и долгосрочных последствий употребления наркотиков, которые публично демонстрируют диапазон и масштабы негативных последствий употребления.
2. Изучение причин, по которым подростки употребляют наркотики, то есть функций, которым служит употребление наркотиков; они включают в себя получение удовольствия, принятие, становление взрослым и реагирование на личные проблемы.
3. Изучение того, как эти функции устанавливаются друзьями, средствами массовой информации и взрослыми, путем изучения их собственных ожиданий от употребления наркотиков сверстниками и анализа методов рекламы сигарет и алкоголя.
4. Поиск альтернатив употреблению наркотиков, которые выполняют те же функции, включая различные альтернативные виды деятельности, способствующие укреплению здоровья.
5. Обучение противодействию рекламным усилиям и созданию антинаркотических средств массовой информации; создаются как антинаркотические плакаты, так и видеозаписи.
6. Отработка способов выявления и противодействия давлению со стороны сверстников и формирование альтернативных групп, включающих фактическую репетицию методов отказа.
7. Научиться быть уверенным в себе человеком, не употребляющим наркотики, в культуре, которая включает в себя многих потребителей наркотиков.
8. Принятие публичных обязательств по продолжению моделей немедикаментозного употребления наркотиков, которое проводится в качестве занятия в классе.
Таким образом, превенция наркозависимого поведения у подростков играет важную роль.
Заключение
В итоге изучения темы исследования отметим, что выдвинутые цель и задачи были достигнуты.
Из вышеиложенного материала выяснилось, что:
- Подростковый возраст – это период развития, включающий переходные процессы в основных физических, интеллектуальных, психосоциальных и моральных процессах, составляющих личность. Переходные стадии развития по определению являются периодами нарушения равновесия и разрушения и, следовательно, изобилуют возможностями для получения опыта, который одновременно опасен и способствующие росту. Для того чтобы перейти от одной стадии развития к следующей, должен возникнуть неравновесный конфликт, который побуждает индивида отказаться от комфорта хорошо интегрированной стадии рассуждений или взглядов на жизнь в пользу новой и, следовательно, менее безопасной позиции. Кризис идентичности подростков – это такой неравновесный конфликт, в ходе которого подростки ставят под сомнение ранее принятые ценности своих родителей и других авторитетных взрослых, прежде чем прийти к набору принципов, способных примирить разрозненные точки зрения, характеризующие их собственное поколение и поколение их родителей.
- Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид. Необходимо повышение уровня его организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения.
- появились превентивные интервенционные исследования для разработки и тестирования мероприятий по предотвращению начала употребления наркотиков и вмешательству на ранних стадиях в ходе экспериментов с наркотиками для предотвращения дальнейшего употребления.
Исследователи в России и за рубежом выделяют три основные потребности в исследованиях в области профилактики:
а) выявление факторов, которые, по-видимому, делают некоторых молодых людей и молодых взрослых более (или менее) уязвимыми к употреблению наркотиков, чем другие;
б) изучение того, как современные знания о факторах риска и связанных с ними теориях употребления наркотиков повлияли и могут в дальнейшем повлиять на разработку профилактических мероприятий;
в) определение областей для будущих исследований по этиологии злоупотребления наркотиками, которые могут способствовать разработке и совершенствованию профилактических мероприятий.
- В рамках дипломной работы с целью изучения проблемы профилактики девиантного поведения на базе МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла, в котором приняли участие 100 учащихся с 1-го по 11-й класс.
- В рамках выпускной квалификационной работы разработали проект «Читального зала под открытым небом: превенции наркозависимого поведения подростков». Актуальность проекта заключалось в технологии превенции наркозависимого поведения с подростками, имеющими ярко выраженные акцентуации, предлагают превратить недостатки в достоинства: известно, что каждая разновидность акцентуаций имеет оборотную сторону – тот или иной вид одаренности (аналитические, художественные, социальные, математические способности и др.). Цель проект создать более благоприятные условия для превенции наркозависимого поведения подростков и создание адекватной социальной среды для социализации личности ученика, а также возрождения семейного чтения. В итоге реализации проекта учащиеся МБС(К)ОУ № 10 VIII вида г. Кызыла будут иметь возможность отвлечься от круговорота проблем, выбрать книгу или журнал себе по вкусу, получить необходимую информацию из сети Интернет, заняв удобное место, провести время с пользой.
Этиологическая работа сыграла решающую роль в формировании нынешних усилий по профилактике. Рассмотренные модели способствовали уточнению наиболее важных переменных, вызывающих озабоченность, а также предложили методы для достижения изменений в моделях употребления наркотиков. Изменение направленности профилактических усилий с программ распространения знаний на социальные навыки и экологические проблемы напрямую связано с этой литературой. Рекомендации в отношении будущей работы следует рассматривать в свете этого существенного прогресса, достигнутого за последние 15 лет.