Файл: Программа первоначальной подготовки спасателей мчс россии к ведению поисковоспасательных работ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 232
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
67 профессиональной деятельности спасателя
1.2. Профессиональное здоровье. Мероприятия по профилактике и коррекции негативных последствий профессионального стресса
2
–
2 1.3. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
4 4
1.4. Методы и приемы саморегуляции
4
–
4
2. Экстренная психологическая помощь
14
–
2.1. Экстренная психологическая помощь в зоне ЧС
4
–
4 2.2. Толпа. Профилактика образования толпы в условиях ЧС
6 4
2 2.3. Особенности ведения информационно- разъяснительной работы с пострадавшими при ЧС
4 2
2
3. Элементы психологии управления
14
–
–
3.1. Психологические особенности малых групп
8 2
6 3.2. Разрешение конфликтных ситуаций с помощью третьей стороны
6 2
4
Зачет
–
–
–
Итого
40 16 24
1. Профессиональное здоровье
Тема 1.1. Вводная лекция. Психологическая
составляющая профессиональной деятельности спасателя.
Психологические факторы, влияющие на личность и деятельность спасателя при ЧС.
Тема 1.2. Профессиональное здоровье спасателя. Мероприятия
по профилактике и коррекции негативных последствий
профессионального стресса
Группы факторов нарушений профессионального здоровья и развития профессиональных деструкций. Система мероприятий по профилактике профессиональных деструкций в системе МЧС России. Мероприятия по коррекции негативных последствий профессионального стресса. Организация труда и отдыха спасателей в условиях ЧС как профилактика негативных последствий профессионального стресса.
Тема 1.3. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
Травматическая ситуация. Динамика переживания травматической ситуации. ПТСР, определение, группы симптомов, диагностические критерии.
Факторы, способствующие возникновению ПТСР. Профилактика ПТСР.
Тема 1.4. Методы и приемы саморегуляции
Ассоциативная методика саморегуляции. Поиск ключей доступа к желаемым состояниям.
2. Экстренная психологическая помощь
Тема 2.1. Экстренная психологическая помощь в зоне ЧС
Особенности оказания экстренной психологической помощи при ЧС различного характера.
68
Частные случаи общения с пострадавшими в условиях ЧС: разбор учебных задач. Анализ ошибок в общении с пострадавшими при ЧС.
Особенности работы с ОСР при большом скоплении людей.
Общение с представителями СМИ.
Тема 2.2. Толпа. Профилактика образования толпы в условиях ЧС
Методы и приемы работы с толпой. Паника: индивидуальная, групповая, массовая. Методы профилактики паники.
Методы и приемы профилактики образования толпы и превращения толпы в действующую.
Тема 2.3. Особенности ведения информационно-разъяснительной
работы с пострадавшими при ЧС
Информационно-разъяснительная работа: цели, задачи, основные принципы. Слухи как один из механизмов образования толпы. Слухи: определение, виды, динамика развития, факторы, способствующие распространению слухов. Приемы противодействия слухам.
3. Элементы психологии управления
Тема 3.1. Психологические особенности малых групп
Малые группы: определение. Внутригрупповые процессы. Коллектив.
Социально-психологический климат коллектива.
Стили формы и методы управления. Управление коллективом в условиях
ЧС и в повседневной работе.
Тема 3.2. Разрешение конфликтных ситуаций с помощью третьей стороны
Роль, цели, задачи и основные функции третьей стороны при разрешении конфликтных ситуаций. Переговорный процесс: основные этапы, стратегии третьей стороны в ведении переговорного процесса.
Примерный учебно-методический план для подготовки
спасателей международного класса
Наименования разделов и тем
Всего учебны х часов
Лекц ии
Практи ческие занятия
1. Профессиональное здоровье. Профилактика
профессионального стресса
20
–
–
1.1. Вводная лекция. Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя
2 2
–
1.2. Проектирование профессионального развития
4
–
4 1.3. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как средство расширения репертуара решений в деятельности спасателей
4
–
4 1.4. Профилактика посттравматического стрессового расстройства
4 2
2 1.5. Методика обучения методам саморегуляции
2
–
2 1.6. Деловая игра «Организация психологического сопровождения спасателей МЧС России»
4
–
4
69
Наименования разделов и тем
Всего учебны х часов
Лекц ии
Практи ческие занятия
2. Экстренная психологическая помощь
10
–
–
2.1.Принципы организации экстренной психологической помощи в зоне ЧС
2
–
2 2.2.Информационно-разъяснительная работа. Принципы общения с представителями средств массовой информации
2
–
2 2.3.Деловая игра «Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ с учетом психологических аспектов состояния и поведения пострадавших в ЧС»
6
–
6
3. Элементы психологии управления
10
–
–
3.1. Психологические механизмы и технология переговорного процесса. Особенности ведения переговоров в условиях ЧС
4 2
2 3.2. Управление. Лидерство. Функции лидера. Управленческие барьеры. Эффективная деятельность руководителя
4 2
2 3.3. Деловая игра «Управление коллективом»
2
–
2
Зачет
–
–
–
Итого
40 8
32
1. Профессиональное здоровье.
Профилактика профессионального стресса
Тема 1.1. Вводная лекция. Психологическая составляющая
профессиональной деятельности спасателя
Психологические факторы, влияющие на личность и деятельность спасателя при ЧС.
Тема 1.2. Проектирование профессионального развития
Понятие профессионального развития. Принципы проектирования профессионального развития. Формирование положительного образа будущего.
Выделение критериев достижения желаемого результата на каждом этапе профессионального становления.
Тема 1.3. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
как средство расширения репертуара решений в деятельности спасателей
Общие положения теории решения изобретательских задач, возможности и ограничения. Принципы практического применения приемов ТРИЗ. Приемы
ТРИЗ. Практика использования приемов ТРИЗ в деятельности спасателей.
Тема 1.4. Профилактика посттравматического стрессового расстройства
Методы и приемы профилактики ПТСР. Дебрифинг: цели, задачи, фазы, правила проведения дебрифинга.
Тема 1.5. Методика обучения методам саморегуляции
Система приемов и методов саморегуляции. Приемы обучения дыхательным техникам, нервно-мышечной релаксации, концентрации внимания, визуализации. Общие принципы обучения АТ, медитации.
70
Тема 1.6. Деловая игра «Организация психологического
сопровождения спасателей МЧС России»
Нормативные документы, регламентирующие деятельность по психологическому сопровождению спасателей МЧС России. Основные направления по психологическому сопровождению спасателей МЧС России.
Цели, задачи, основные формы проведения мероприятий по каждому направлению. Организация психологического сопровождения в подразделении
МЧС России.
2. Экстренная психологическая помощь
Тема 2.1. Принципы организации экстренной
психологической помощи в зоне ЧС
Экстренная психологическая помощь в зоне ЧС. Общение с пострадавшими при ЧС. Суицид. ОСР. Толпа. Реакции горя. Динамика развития психического и психофизиологического состояния пострадавших при
ЧС. Факторы, снижающие риск развития негативных явлений. Организация экстренной психологической помощи в зоне ЧС.
Тема 2.2. Информационно-разъяснительная работа.
Принципы общения с представителями средств массовой информации
Информационно-разъяснительная работа как фактор, снижающий риск развития негативных массовых явлений. Общие принципы информационно- разъяснительной работы. Вербальный и невербальный компоненты информационно-разъяснительной работы.
Влияние СМИ на психическое состояние пострадавших при ЧС.
Принципы общения с представителями
СМИ.
Общие правила комментирования событий, связанных с ЧС в СМИ.
Тема 2.3. Деловая игра «Организация аварийно-спасательных
и других неотложных работ с учетом психологической составляющей»
Принципы организации экстренной психологической помощи на разных этапах ЧС. Прогнозирование психического состояния и поведения пострадавших. Выделение направлений оказания экстренной психологической помощи в конкретной ЧС. Планирование мероприятий, сил и средств для оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в конкретной
ЧС.
3. Элементы психологии управления
Тема 3.1. Психологические механизмы и технология переговорного
процесса. Особенности ведения переговоров в условиях ЧС
Роль медиатора в переговорах. Принципы включения медиатора в переговорный процесс. Стили медиаторства. Этапы переговорного процесса.
Задачи медиатора на каждом этапе переговорного процесса.
Особенности ведения переговоров в условиях ЧС.
71
Тема 3.2. Управление. Лидерство. Функции лидера.
Управленческие барьеры. Эффективная деятельность руководителя
Определение лидера. Функции и задачи лидера. Эффективная управленческая деятельность. Критерии эффективной управленческой деятельности. Выявление и преодоление управленческих барьеров. Учет индивидуальных особенностей членов коллектива в управленческой деятельности. Принципы проведений изменений в коллективе.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 30
Тема 3.3. Деловая игра «Управление коллективом»
Разработка стратегии управления коллективом.
Выявление управленческих барьеров. Проведение планируемых изменений в определенном коллективе.
6. СПЕЦИАЛЬНАЯ (ТЕХНИЧЕСКАЯ) ПОДГОТОВКА
Примерный учебно-тематический план
№ тем ы
Наименование темы
Количество часов для классов третьего второго первого международ ного
№ занят ия кол- во часов
№ занят ия кол- во часов
№ заня тия кол- во часов
№ занят ия кол- во часов
1
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Последствия воздействия чрезвычайных ситуаций на среду обитания человека
1–6 10
–
–
7, 8 2
9 2
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 2
Технические средства, оборудование, инструменты, приборы, механизмы, приспособления, применяемые при ведении ПСР
1, 2, 3 6
4, 5 6
6, 7 4
–
–
72 3
Техническое обслуживание аварийно-спасательных средств.
Отработка практических навыков в техническом обслуживании аварийно-спасательных средств
–
–
1, 2 4
3 2
4 2
4 Охрана труда при ведении ПСР
1, 4, 5 8
2, 3 4
5 2
6 2
5
Отработка практических навыков работы на аварийно-спасательных средствах при ведении ПСР
1–6 18 7
2 8
2 9
2 6
Определение прочности строительных материалов
1–3 6
1, 2 4
2 2
3 2
Итого
–
48
–
20
–
14
–
10
Задачи обучения:
Спасатель третьего класса должен:
знать причины возникновения и основные характеристики ЧС, наиболее характерных для региона; основные причины возникновения ЧС на автомобильном транспорте и поражающие факторы; краткую характеристику коммунально-энергетических сетей городов и промышленных объектов и основные причины возникновения ЧС на них; основные причины, приводящие к разрушению зданий и сооружений; характеристику аварий и разрушений в зоне бедствия; требования руководящих документов по применению, обслуживанию штатных аварийно-спасательных средств (АСС); назначение, тактико-технические характеристики, устройство и возможности аварийно- спасательного оборудования и инструмента аварийно-спасательной машины
(АСМ); порядок подготовки к работе и технологию проведения поисково- спасательных работ (ПСР) с помощью аварийно-спасательного оборудования и инструмента
АСМ; основные неисправности аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ и порядок их устранения; порядок проведения технического обслуживания и текущего ремонта АСС; основные регулировочные работы на АСС; инструменты, приспособления, механизмы, машины и приборы, используемые при проведении ПСР, их назначение, технические данные, порядок применения и возможности; условия допуска спасателя к выполнению работ в зонах ЧС при обрушениях здании и сооружении и ПСР;
уметь эффективно использовать оборудование, применяемое при выполнении ПСР; проводить ПСР с помощью аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ; проводить техническое обслуживание и текущий ремонт в стационарных и полевых условиях аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ; проводить регулировку аварийно- спасательного оборудования и инструмента АСМ; проверять исправность и подготавливать к работе средства индивидуальной защиты; выбирать безопасные способы работ; подготавливать места работы, освещение; организовывать страховку, ограждение; применять при ведении разведки в разрушенных и поврежденных зданиях, сооружениях и в завалах, при проведении деблокирования пострадавших из завалов, замкнутых помещений,
73 при спасании пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий и сооружений.
Спасатель второго класса должен:
знать требования, предъявляемые к спасателю 3 класса; кроме того, виды и причины возникновения наводнений; характеристики поражающих факторов и экстремальные условия при наводнениях; источники химического заражения и их краткую характеристику; поражающие факторы при аварии на химически опасных объектах, понятия «концентрация» и «токсодоза» химически опасных веществ; основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте и поражающие факторы; назначение, ТТХ, устройство и возможности электро-аварийного спасательного инструмента
(ЭАСИ); порядок подготовки к работе и технологию проведения ПСР с помощью ЭАСИ, аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ; основные неисправности и порядок их устранения в ЭАСИ, аварийно- спасательном оборудовании и инструменте АСМ; порядок проведения техобслуживания и текущего ремонта ЭАСИ, аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ; основные регулировки ЭАСИ, аварийно- спасательного оборудования и инструмента АСМ; общие требования безопасности при нахождении в зоне химического заражения (условия допуска спасателя данной специальности к выполнению работ в конкретных условиях; основные опасные факторы, воздействующие на спасателей при ведении работ в зоне химического заражения; требования к экипировке спасателей; общий порядок действий при повреждении средств защиты, травмах, поломке технических средств, порядок оказания спасателям первой помощи); меры безопасности и основные нормативы для безопасного ведения спасательных работ в зоне химического заражения, при ведении разведки, локализации проливов АХОВ, обеззараживании территории и обеспечении ПСР;
уметь эффективно использовать оборудование, применяемое при выполнении ПСР; проводить ПСР с помощью ЭАСИ, аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ; проводить техническое обслуживание и текущий ремонт в стационарных и полевых условиях ЭАСИ, аварийно- спасательного оборудования и инструмента АСМ; проводить регулировку
ЭАСИ, аварийно-спасательного оборудования и инструмента АСМ; применять сигналы взаимодействия с машинистом крана, вертолетом и со спасателями при ведении работ в средствах индивидуальной защиты; соблюдать меры безопасности при ведении разведки, локализации проливов АХОВ, обеззараживании территории и обеспечении ПСР.
Спасатель первого класса должен:
знать требования, предъявляемые к спасателю 2 класса; кроме того, источники радиоактивного загрязнения и их краткую характеристику; поражающие факторы, характерные для различных фаз развития радиационных аварий; пути формирования дозовых нагрузок при нахождении личного состава
РСЧС и населения на загрязненных территориях; нормы радиационной безопасности; основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций на