Файл: Тесты по базовым модулям курса (культура речи, риторика, стилистика, деловой русский язык), варианты контрольных заданий с образца ми выполнения, вопросы к зачету, приложения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
124
Блок 3. Грамматические нормы
Основные понятия темы:
грамматика, морфология, синтаксис, морфологические нормы, син- таксические нормы, управление, согласование (координация) под- лежащего и сказуемого.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое грамматика? Какие нормы называются грамматиче-
скими?
2. Что такое морфологические нормы?
3. Что такое синтаксические нормы?
4. Что такое управление?
ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ
Задание 1
Вставьте в определения ключевые слова.
1. Грамматические нормы − это совокупность … и … норм.
2. Морфологические нормы – это правила употребления … слов раз- ных частей речи.
3. Синтаксические нормы – это правила построения и употребления таких единиц языка, как … .
Задание 2
Определите род существительных, распределив их в четыре группы.
Общий род
Мужской род Женский род
Средний род
125
Забияка, тюль, бра (настенный светильник), пенальти, евро, пьяни- ца, какаду, шампунь, жюри, пони, мозоль, умишко, колибри, саля- ми, протеже, неженка, портмоне, невежа, жалюзи.
Задание 3
Раскройте значение аббревиатур. Определите, какие из них склоня- ются, а какие – нет. Определите их род. Согласуйте правильно аб- бревиатуры со сказуемым или определением. Используйте образец выполнения задания.
Образец:
МИД (Министерство иностранных дел) – нескл., м. р. МИД заявил.
В разговорной речи допустимо в МИДе.
НАТО, ЕС, МВФ, ООН, ГИБДД, МКАД, МОК, АЭС, ВНП, ООО,
ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ФСБ.
Задание 4
Поставьте данные существительные в форму множественного чис- ла. Распределите их (устно) в два столбика по образцу.
Окончание -ы
Окончание -а
………………………………… …………………………………
Директор, доктор, ректор, профессор, бухгалтер, ордер, шофер, сле- сарь, столяр, лектор.
Задание 5
Поставьте данные существительные в форму родительного падежа множественного числа.
Рельсы, носки, джинсы, туфли, заморозки, будни, свечи, ясли, мака- роны, помидоры, апельсины, осетины, грузины, килограммы, грам- мы, амперы, вольты, побережья, оладьи, вафли.
126
Задание 6
Ответьте на вопрос, употребив правильно имена и фамилии.
От кого получено письмо? (Эмигрант Александр Дурново, актер
Игорь Петренко, художник Николай Рерих, поэт Адам Мицкевич, студентка Елена Буханевич, студент Игорь Гейнц, инженер Анна
Седых, телеведущая Ксения Собчак, писатель Золя, президент Оба- ма.)
Задание 7
Раскройте скобки, заменяя цифры словами. Употребите правильно числительные.
1. У (732 студента) ИГЭУ хорошие баллы за промежуточный кон- троль.
2. Поселок находился в (875 километров) от столицы.
3. Дипломная работа с (268 чертежей) произвела отличное впечат- ление на членов комиссии.
4. Надо завершить реконструкцию электростанции к (25 декабря).
5. Доля АЭС в производстве электроэнергии в России составляет примерно (11,6 %).
6. Город расположен в живописном районе в (полтораста) (кило- метр) отсюда.
7. Предложение было принято (2475 голосов).
Задание 8.
Раскройте скобки. Напишите правильно следующие производные предлоги, образованные от существительных.
По прибытии… поезда, по окончани… университета, по заверше- нии… работы, по возвращени… на родину, по приезд … в столицу.
127
Задание 9
Выберите точное соответствие примера, в котором допущена мор- фологическая ошибка, и комментария к характеру допущенной ошибки.
Пример
Характер допущенной ошибки
1. Новая шампунь
А) Неверное употребление окончания существительного в форме род. паде- жа мн. числа
2. Российские инженера
Б) Неверное образование формы сте- пеней сравнения прилагательных
3. В городе проживает мно- го грузинов.
В) Неверное употребление рода ино- язычного существительного
4. Это решение более пра- вильнее.
Г) Неверное употребление окончания существительного в форме им. падежа мн. числа
5. В книге около пятьсот двадцати шести страниц.
Д) Неверное образование формы по- велительного наклонения глагола
6. Едь, пожалуйста, быст- рее.
Е) Неверное образование формы ко- личественного числительного
Задание 10
Составьте и запишите словосочетаниями со словами, данными в скобках. Обратите внимание на синтаксические нормы, связанные с управлением.
Образец:
Заведующий чем? (кафедра) → заведующий кафедрой
1. Удивляться чему? (результаты) – удивлен чем? (результаты).
2. Обрадоваться чему? (успехи) – обрадован чем? (успехи).
3. Обращать внимание на кого? (заказчики) – уделять внимание ко- му? (заказчики).
128 4. Препятствовать чему? (развитие) – тормозить что? (развитие).
5. Указать на что? (ошибки) – описать что? (событие).
6. Управляющий чем? (отделение банка) – руководитель чего?
(группы).
7. Оплатить что? (образование) – уплатить что? за что? (проезд).
8. Согласно, вопреки чему? (приказ).
Задание 11
Выполните итоговое задание по теме в форме теста с множественным выбором.
Выберите правильные варианты ответов
1. Грамматические нормы – это …
А) орфографические нормы
Б) лексические нормы
В) морфологические нормы
Г) синтаксические нормы
Д) орфоэпические нормы
2. Морфологические нормы – это правила …
А) употребления форм слов разных частей речи
Б) правописания слов разных частей речи
3. Выберите предложение, в котором нет морфологиче-
ской ошибки.
А) Бытовые условия в этом обще- житии оказались более предпочти- тельнее, чем в другом.
Б) В нашем городе проживает мно- го грузин.
В) В нашей группе всего шестеро девушек.
4. Выберите предложение, в котором есть морфологи-
ческая ошибка.
А) Этот ученый известный своими работами по электротехнике.
Д) По окончании работы все со- трудники собрались в зале.
129
Продолжение
5. Синтаксические нормы – это правила употребления …
А) словосочетаний
Б) слов
В) предложений
Г) произношения
Д) знаков препинания
6. Управление – это такой вид подчинительной связи в словосочетании, при кото- ром зависимое слово …
А) связывается с главным по смыслу и интонационно
Б) ставится в тех же формах, что и главное
В) ставится в падеже, определяе- мом главным словом
Г) ставится в роде, определяемом главным словом
7. Выберите примеры, в ко- торых есть ошибки в управ-
лении.
А) Заведующий лаборатории ин- формационных технологий в энер- гетике выступил с докладом.
Б) Северная Корея заверила о го- товности возобновить переговоры по ядерной программе.
В) Международное энергетическое агентство предостерегло Германию об опасности отказа от атомной энергетики.
Г) Легко отличить генератор и трансформатор.
Д) Экологическая чистота харак- терна нетрадиционной энергетике.
130
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Тема «Функциональные стили современного русского
литературного языка»
Блок 1. Научный стиль речи
Основные понятия темы: научный стиль речи, стилеобразующие факторы научного стиля ре- чи, подстили и жанры научного стиля речи, компрессия текста.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные стилеобразующие факторы научного стиля ре- чи?
2. Какие языковые средства формируют научный стиль речи?
3. Какие выделяют подстили и жанры научного стиля?
4. Какие выделяют виды компрессии (сжатия) текста?
5. Какие приемы компрессии текста вы знаете?
ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ
Задание 1
Прочитайте фрагменты учебных текстов. Запишите к ним пункты вопросного, тезисного и назывного планов. При выполнении зада- ния используйте материал учебного пособия на с. 73−74.
1. Энергетика является совокупностью систем, которые предназна- чены для получения, преобразования, распределения и использова- ния энергетических ресурсов.
2. В соответствии с различными формами движения материи рас- сматривают различные формы энергии: механическую, электромаг-
131 нитную, ядерную и др. Эти формы энергии могут преобразовывать- ся друг в друга. Например, в генераторе химическая, механическая, тепловая энергия преобразуется в электрическую энергию.
Задание 2.
Прочитайте текст. Определите, к какому стилю, подстилю и жанру он относится. Обоснуйте свой ответ, опираясь на анализ содержа- ния, структуры, речевых клише текста. При выполнении задания используйте материал учебного пособия на с. 75−76.
Алгоритм выполнения:
Стиль текста − …
Подстиль − …
Жанр − …
Почему я так считаю? (Особенности структуры…. Особенности со- держания… Речевые клише, характерные для этого жанра…).
Фролов А.В. Новые источники энергии. – Тула, 2011.
Книга представляет собой обзор технологий получения электро- энергии и тепла, не требующих расхода топлива. Она написана ди- ректором ООО "Фарадей" А.В. Фроловым по результатам 20-летних практических исследований. В книге представлены электрические схемы машин, позволяющие использовать потенциальное поле для совершения полезной работы. Автор обсуждает роль резонансных процессов в электротехнике и на примерах патентов показывает ме- тоды использования воды и водорода в роли топлива. В книге под- робно освещается вопрос автотермии воздуха, капиллярных явле- ний, технологии плазмы и холодного синтеза, впервые публикуются данные об открытии автором книги явления инерциальности фото- эффекта и продольного фотоэффекта.
Предназначена для инженерно-технических специалистов и широ- кого круга читателей, интересующихся вопросами конструирования энергосистем, не требующих топлива.
132
Задание 3
Выполните итоговое задание по теме в форме теста с множественным выбором.
Выберите правильные варианты ответов
1. Сфера употребления, функция и стилевые черты – это …
А) стилеобразующие факторы любо- го стиля речи
Б) коммуникативные качества речи
В) признаки литературного языка
2. Какие стилевые черты характерны для научного стиля речи?
А) обобщенность
Б) субъективность
В) подчеркнутая логичность
3. Какие языковые особен- ности характерны для науч- ного стиля речи?
А) обилие терминов
Б) преобладание абстрактных отгла- гольных существительных (напри- мер, преобразование)
В) употребление просторечных слов
4. Слово или словосочета- ние, точно и однозначно на- зывающее понятие науки – это …
А) тезис
Б) определение
В) термин
5. Подстили – это …
А) жанры
Б) разновидности стиля
6. К подстилям научного стиля речи относятся …
А) собственно научный подстиль
Б) учебно-научный подстиль
В) управленческий подстиль
7. Какой из жанров не от-
носится к научному стилю речи?
А) монография
Б) докладная записка
В) курсовая работа
8. Какие жанры относятся к видам компрессии текста?
А) научная статья
Б) монография
В) тезисы
133
Продолжение
9. Аннотация – это …
А) основные положения текста
Б) краткое описание статьи, книги
В) кратко сформулированные выво- ды по работе
10. Реферат – это …
А) краткое описание статьи, книги
Б) композиционно-организованное, сжатое изложение информации на основе ее смысловой переработки
В) перечисление основных мыслей текста
11. Основное положение
(мысль) текста – это …
А) план
Б) тезис
В) конспект
12. Выберите
правильный вариант оформления биб- лиографических данных книги.
А) Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. – М., 2003.–
176 с.
Б) Ю.В. Рождественский. Принципы современной риторики. – М, 2003 г.
– 176 с.
В) Рождественский Ю.В. «Принци- пы современной риторики». – М.,
2003. – 176 с.
13. Выберите
правильный вариант оформления биб- лиографических данных на- учной статьи, опубликован- ной в журнале.
А) Аникеев, А.И. Национальное са- мосознание //Диалог. – 1993. – № 3. –
С.4−6.
Б) Аникеев А.И. Национальное само- сознание. Журнал «Диалог» – 1993 г.
– № 3. – С.4−6.
В) А.И. Аникеев. «Национальное са- мосознание» В журнале «Диалог» –
1993 г. – № 3. – С.4−6.
134
Блок 2. Официально-деловой стиль речи. Деловой русский
язык»
Основные понятия темы
стилеобразующие факторы официально-делового стиля речи, под- стили и жанры официально-делового стиля речи, унифицирован- ность, стандартизированность, реквизиты документа, формуляр до- кумента, деловая корреспонденция, коммерческая корреспонденция, деловой этикет.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные стилеобразующие факторы официально- делового стиля речи?
2. В чем сходство и различие научного и официально-делового сти- лей речи?
3. Какие выделяют подстили и жанры официально-делового стиля?
4. Как классифицируют служебные документы?
5. Какие виды частных (личных) служебных документов вы знаете?
6. Что вы знаете об основных правилах оформления документов?
7. В чем состоит основное отличие деловой корреспонденции от
коммерческой?
8. Какие виды деловых писем вы знаете? Охарактеризуйте их.
9. В чем состоят основные различия в оформлении и содержании
резюме и автобиографии?
10. В чем заключается суть делового общения?
11. Какие устные жанры делового общения вы знаете?
12. Каковы основные правила делового телефонного разговора?
13. Из каких элементов состоит интервью (собеседование)?