Файл: Тесты по базовым модулям курса (культура речи, риторика, стилистика, деловой русский язык), варианты контрольных заданий с образца ми выполнения, вопросы к зачету, приложения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
157 тем применения нетрадиционных источников могло бы стать реше- нием проблемы, но в силу своей бедности они не имеют средств на закупку в достаточном количестве соответствующего оборудования.
Богатые же страны энергетического голода не испытывают и прояв- ляют интерес к альтернативной энергетике в основном по сообра- жениям экологии и энергосбережения.
(По материалам: http://www.rodniki.bel.ru
)
МОДУЛЬ «ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Тема «Служебные документы»
Задание 14
Напишите заявление на имя декана с просьбой предоставить вам академический отпуск, соблюдая правила оформления реквизитов, используя языковые клише, характерные для этого вида личных служебных документов. Используйте приложение № 2 «Образцы документов» на с. 192.
ВАРИАНТ 3
МОДУЛЬ «КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Тема «Нормы современного русского литературного языка»
1. Орфографические нормы
Задание 1
Перепишите слова. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы (в том числе букву Ё). Укажите выходные данные орфографического сло- варя, который был использован при выполнении задания.
Образец: Новорождённый
158
Русский орфографический словарь / О.Е. Иванова, В.В. Лопатин
(отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К.Чельцова. 2-е изд., испр. и доп. –
М., 2004.
1. Б..калавр, без..ядерный, ветр..ной (двигатель), в..нтиляция, в те- чени.. (часа), гр..моздкий, двух..этажный, досто..н (награды), дюра- люмин..евый, зар..внять (землю), интелл..генция, интерпр..тация, инц..дент, к..рбюратор, к..мбинезон, компл..мент, крюч..к, неотъ- емл..мая (часть), ож..г (руки), около девяност.. (рублей), пер..ферия, прав..льный, предл..гать, пр..вилегия, про..ктировать, реш..тка, тр..ектория, трис.. (рублей), экск..ватор, эктр..вагантный.
2. Анте..на, апе..ляция, а..тестат, ба..ласт, га..лерея, гости..ница, ди..ференцировать, интел..игент, ка..сета, ко..форка, пе..рон, поли- кли..ника, помо..ник, при..ти, прои..шествие, пье..са, тер..акт, тру- же..ник, нефтя..ник, уча..ствовать.
2. Орфоэпические нормы
Задание 2
Расставьте ударение в словах. Отметьте слова, имеющие вариант- ные ударения, запретительные пометы. Укажите выходные данные орфоэпического словаря, который вы использовали при выполнении задания.
Образец:из ы ск, - а ! не рек. и зыск
Орфоэпический словарь. Произношение, ударение, грамматиче- ские формы / С.Н. Борунова и [др.]; под ред. Р.И. Аванесова. –
М.: Русский язык, 2000.
Маркировать, мастерски, местностей (род. падеж мн. ч.), мизер- ный, намерение, нефтепровод, новорожденный, нормировать, обеспечение, облегчить, одновременно, откупорить, отраслей
(род. падеж мн. ч.), памятуя,языковые (особенности).
159
3. Лексические нормы
Задание 3
Определите значение следующих слов с помощью современных словарей иностранных слов или толковых словарей. Составьте предложения, которые помогают понять значение этих слов. Ука- жите выходные данные словаря, использованного при выполнении задания.
Образец:1.ХО'ЛДИНГ − КОМПА'НИЯ, ХО'ЛДИНГ [англ. holding − владеющий] − акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций дру- гих компаний в целях установления контроля над ними.
В активах холдинга находятся контрольные пакеты акций дочер-
них организаций.
Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов: – М.: Азбуковник, 2003.
2. КОНТЕ НТ [тэ], -а; м. [англ. content − содержимое] Книжн. Со- держание книги, статьи, пьесы.
Важно уметь анализировать контент сайта.
Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред.
С.А. Кузнецов. 1-е изд. − СПб., 1998.
Абориген, альтруизм, априори, аутсайдер, вербальный, когнитив- ный, креативный, лоббировать, пролонгировать, шовинист.
Задание 4
Перепишите предложения. Найдите ошибки, связанные с речевой избыточностью. Укажите вид речевой избыточности (плеоназм, тав- тология). Запишите правильный вариант.
160
Образец:
1. На протяжении ХХ века бизнес и культура взаимно обогащали друг друга.
2. Одни традиционные жанры народного фольклора сегодня исче- зают, отмирают, а другие находят новое место в жизни.
З. После перерыва занятия на курсах вновь возобновились.
Задание 5
Раскройте скобки, выбирая нужное слово из ряда паронимов. Обос- нуйте свой выбор с помощью словарей паронимов. Укажите выход- ные данные словаря, который вы использовали при выполнении за- дания.
Образец:Настоящий ученый стремится (узнать, познать) сущность явления. → Настоящий ученый стремится познать сущность явле- ния. Познать − приобрести знание, получить истинное представле- ние о ком–чём-либо; постичь, узнать вполне. Узнать − получить ка- кие-либо сведения, известия о ком–чём-либо.
Толковый словарь паронимов русского языка / В.И. Красных. –
М., 2003.
1. Знаменитая актриса призналась, что она небогатый человек и ни- когда ни от кого не получала никакого (наследия, наследства).
2. Для архитектуры ХVIII века характерна (органичная, органиче- ская) связь зданий с окружающим ландшафтом.
3. Учёный был всегда оторван от действительности, (невежей, не- веждой) в практических вопросах.
Неправильный
вариант
Вид речевой
избыточности
Правильный
вариант
Это свойство свойст- венно всем металлам.
Тавтология
Этим свойством обладают все металлы.
161
Задание 6
Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетае- мости. Используйте словари (словари трудностей русского языка, лексической сочетаемости).
Образец:Необходимо уделять большое значение модернизации энергетики. → 1 вариант: Необходимо уделять большое внимание модернизации энергетики.2 вариант: Необходимо придавать боль- шое значение модернизации энергетики.
1. Красноярский край имеет обильную минерально-сырьевую, кото- рая включает свыше 1300 месторождений.
2. Необходимо предпринять конкретные меры по устранению на- рушений.
3. Мой знакомый обратился в суд с просьбой взыскать с соседа ма- териальный ущерб в свою пользу.
Задание 7
Выясните происхождение данных крылатых выражений. Укажите
(опираясь на информацию фразеологических словарей, словарей крылатых слов и выражений), в каком значении они употребляются в современном русском языке. Приведите свои примеры с этими выражениями. Использование визуального ряда (картинки) привет- ствуется.
Образец: Буриданов осёл. Философы позднего средневековья вы- двинули теорию, согласно которой поступки живых существ зави- сят не от их собственной воли, а от внешних причин. Ученый Бури- дан, живший во Франции в XIV веке, подтверждал эту мысль таким примером. Если перед голодным ослом положить по обе стороны от него на совершенно равных расстояниях две одинаковые охапки се- на, то у осла не окажется никакого основания предпочесть одну из
162 них другой: так как они одинаковые. Он не сможет потянуться ни к правой, ни к левой и умрет с голоду.
Сегодня буридановыми ослами называют людей не- решительных, подолгу колеблющихся, прежде чем остановиться на одном решении.
Пример: Он оказался в положении буриданова осла.
Нить Ариадны, перейти Рубикон.
4. Морфологические нормы
Задание 8
Подберите к данным существительным определения или глаголы в форме ед. числа прошедшего времени. Запишите полученные сло- восочетания. В случае колебаний в определении рода имён сущест- вительных обращайтесь к толковым словарям.
Образец: Смешной шимпанзе, МГУ объявил.
Евро, невежа, торт-мороженое, хиппи, фальшь, МКАД.
Задание 9
Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Образец:Судьи → много судей
Баклажаны, грузины, носки, устье, ясли.
Задание 10
Ответьте на вопрос. Употребите правильно имена и фамилии, дан- ные в скобках. Обоснуйте свой выбор.
Образец: От кого получено письмо? (Доктор Рошаль) → От доктора
Рошаля (не славянская фамилия, оканчивается на согласный, при- надлежит лицу мужского пола → склоняется).
163
От кого получено письмо? (Писатель Александр Дюма, телеведу- щая Ксения Собчак, стажёр Крис Уиллик, эмигрант Виктор Дурно- во, политик Василий Дашивец и его жена Елена Дашивец, философ
Грайс.)
5. Синтаксические нормы
Задание 11
Исправьте ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм.
Объясните характер ошибок.В случае затруднений обращайтесь к изданию: Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь- справочник. – М., 1997.
Образец:Заведующий склада назначается на должность приказом директора. (Ошибка в управлении: существительное заведующий управляет творительным падежом → правильный вариант: заве- дующий складом…)
1. Великим историкам прошлого характерна корректность высказы- ваний.
2. Российские ученые удостоены наградой ЮНЕСКО «За вклад в развитие нанонауки и нанотехнологий».
3. Кажется, Коко Шанель говорила о том, что мужчина, способный к поступку, обречён быть любимым.
МОДУЛЬ «РИТОРИКА»
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Тема «Подготовка публичной речи»
Задание 12
Напишите небольшую протокольно-этикетную (по цели) публич- ную речь на тему «Приветственное слово к участникам праздника, посвященного Дню русского языка». Объем примерно 300 слов.
Расскажите о важности этого праздника, о необходимости изучения
164 русского языка, о его значении в жизни российского общества и ка- ждого человека. Пожелайте всем успехов. Используйте приложение
№ 4 «Модель написания приветственной речи» на с.198.
МОДУЛЬ «СТИЛИСТИКА»
Тема «Функциональные стили речи»
Задание 13
Прочитайте текст. Составьте к нему тезисный план. Используйте материал учебного пособия на с. 73−74.
ТЕКСТ
ЭНЕРГЕТИКА И ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА
Энергетика – это область народного хозяйства, охватывающая энер- гетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и ис- пользование различных видов энергии.
В современном мире энергетика является основой развития базовых отраслей народного хозяйства, определяющих прогресс обществен- ного производства, поэтому во всех развитых странах темпы разви- тия этой отрасли промышленности опережали темпы развития дру- гих отраслей. Однако в то же время энергетика – один из источни- ков неблагоприятного воздействия на окружающую среду и челове- ка. Так, она влияет на атмосферу (потребление кислорода, выбросы газов, влаги и твердых частиц), гидросферу (потребление воды, соз- дание искусственных водохранилищ, сбросы загрязненных и нагре- тых вод, жидких отходов), биосферу (выбросы токсичных веществ) и на литосферу (потребление ископаемых топлив, изменение ланд- шафта).
Несмотря на отмеченные факторы отрицательного воздействия энергетики на окружающую среду, рост потребления энергии не вы- зывал особой тревоги до середины 70-х годов ХХ века, когда в ру-
165 ках специалистов оказались многочисленные данные о сильном ан- тропогенном давлении на климатическую систему. Эти данные сви- детельствовали об угрозе глобальной катастрофы при неконтроли- руемом росте энергопотребления. С тех пор ни одна другая научная проблема не привлекает такого пристального внимания, как про- блема изменения климата.
Считается, что главной причиной этого изменения является энерге- тика, так как ее значительная часть обеспечивается потреблением энергии, освобождающейся при сжигании органического ископае- мого топлива (нефти, угля и газа), что, как известно, приводит к вы- бросу в атмосферу диоксида углерода (СО
2
). Этот газ обладает спо- собностью удерживать отраженное Землей солнечное излучение. В результате накопления СО
2
и других газов, среди которых наиболее важными являются метан (СН
4
) и закись азота (NO
2
), происходит разогрев земной атмосферы. Это явление называется парниковым эффектом. Итак, предлагаемая схема проста: человек сжигает иско- паемое топливо, в результате чего происходит потепление климата, которое может окончиться катастрофой. Отсюда следует рецепт, как избежать этого риска: сократить выброс диоксида углерода за счет сокращения объемов потребляемого органического топлива.
В действительности все обстоит гораздо сложнее. Помимо парнико- вого эффекта, ответственность за который, конечно же, во многом лежит на энергетике, на климат планеты оказывает влияние ряд ес- тественных причин, к числу важнейших из которых относятся сол- нечная активность, вулканическая деятельность, параметры орбиты
Земли, автоколебания в системе атмосфера – океан.
Корректный анализ проблемы изменения климата возможен лишь с учетом всех факторов, а упрощенный подход лишь наносит реаль- ный вред мировой экономике. При этом, разумеется, необходимо внести максимальную ясность в вопрос, как будет вести себя миро- вое энергопотребление в ближайшем будущем, действительно ли человечеству следует установить жесткие самоограничения в по-