Файл: Тесты по базовым модулям курса (культура речи, риторика, стилистика, деловой русский язык), варианты контрольных заданий с образца ми выполнения, вопросы к зачету, приложения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

166 треблении энергии для того, чтобы избежать катастрофы глобально- го потепления.
(Источник информации: http://energetiki.net)
МОДУЛЬ «ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Тема «Служебные документы»
Задание 14
Прочитайте описание вакансии. Напишите на его основании резюме от своего имени. Используйте приложение № 2 «Образцы докумен- тов» учебного пособия на с.194.
Вакансия
Наименование вакансии: инженер - маркетолог.
Уровень дохода – по договоренности.
Город: Саратов.
Тип работы: полный рабочий день.
Условия работы и компенсации: ООО МП «Мониторинг-
Экспресс» – крупная современная компания, уже 15 лет решаю- щая задачи по комплектации оборудованием и обеспечением ма- териально-техническими ресурсами крупных предприятий России и Зарубежья.
Гарантируем непрерывное развитие, рост финансового благосос- тояния.
Гарантия постоянного обучения.
Молодой, эффективный и профессиональный коллектив. Загрузка на 120 %.
Заработная плата: оклад + премия (от результата работы).
Карьерный рост.
Командировки отсутствуют.
Должностные обязанности: поиск производителей и поставщи- ков продукции с помощью интернета, справочников и т.д., выяс-

167 нение точной маркировки, технических характеристик запраши- ваемой по заявке продукции путем телефонных переговоров, пе- реписки.
Требования к кандидату:
Возраст: от 23 до 28 лет.
Пол: мужской.
Образование: высшее.
Требования к квалификации: высшее техническое образование
(умение понимать и читать чертежи оборудования, опыт работы с технической и конструкторской документацией, знание норм и правил разработки КД, ЕСКД); желательно знание английского языка, коммуникабельность, аналитический склад ума.
ВАРИАНТ 4
МОДУЛЬ «КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Тема «Нормы современного русского литературного языка»
1. Орфографические нормы
Задание 1
Перепишите слова. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы (в том числе букву Ё). Укажите выходные данные орфографического сло- варя, который был использован при выполнении задания.
Образец:Новорождённый
 Русский орфографический словарь / О.Е. Иванова, В.В. Лопатин
(отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. 2-е изд., испр. и доп. –
М., 2004.
1. Без..нициативный, буду..щий, вследстви.. (этого), выкач..нная
(нефть), выр..щенный, газ..фикация, дез..нформация, ин- терпр..тация, к..саться (земли), комп..тенция, л..коничный (ответ),


168 масл..ная
(краска),
(нагрузить) кирпич..м, неприемл..мый, пат..логический, переш..птываться, повтор..нный (вопрос), под- ключ..нный, прав..льный (ответ), пр..вилегия, пр..небрежение, пр..цедент, пр..умножить, пр..оритет, пр..бывать (к месту работы), пр..следовать, пр..творить (в жизнь), с..ртификат, соч..тание, стаж..р, ч..резмерный.
2. Бе..ценный, бе..шумный, во..становить, громоз..кий, и..мигрант, серебря..ный, кро..сворд, ограниче..ны (во времени), пута..ный (от- вет), пута..ница, ра..счёт, ровес..ник, ..жатый (воздух), серебря...ный, чере..чур, черепи..чатая
(крыша), францу..ский, це..лофан, э..фективный, ю..ный.
2. Орфоэпические нормы
Задание 2
Расставьте ударение в словах. Отметьте слова, имеющие вариант- ные ударения, запретительные пометы. Укажите выходные данные орфоэпического словаря, который вы использовали при выполне- нии задания.
Образец:из ы ск, - а ! не рек. и зыск
 Орфоэпический словарь. Произношение, ударение, грамматиче- ские формы / С.Н. Борунова и [др.]; под ред. Р.И. Аванесова. –
М.: Русский язык, 2000.
Петля, подбодрить, подростковый, (морских) портов (род. падеж, мн. ч.), плесневеть, пломбировать, (вы) правы, принудить, присово- купить, премировать, прожил (долго), свекла, столяры, ходатайст- вовать, эксперт.

169
3. Лексические нормы
Задание 3
Определите значение следующих слов с помощью современных словарей иностранных слов или толковых словарей. Составьте предложения, которые помогают понять значение этих слов. Ука- жите выходные данные словаря, который вы использовали при вы- полнении задания.
Образец:1.ХО'ЛДИНГ − КОМПА'НИЯ, ХО'ЛДИНГ [англ. holding − владеющий] − акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний в целях установления контроля над ними.
В активах холдинга находятся контрольные пакеты акций дочер-
них организаций.
 Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов: – М.: Азбуковник, 2003.
2. КОНТЕ НТ [тэ], -а; м. [англ. content − содержимое] Книжн. Со- держание книги, статьи, пьесы.
Важно уметь анализировать контент сайта.
 Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред.
С.А. Кузнецов. 1-е изд. − СПб., 1998.
Коммуникабельный, локальный, нонсенс, прерогатива, прецедент, преференция, рекламация, спорадический, фамильярный, экспрес- сивный.
Задание 4
Перепишите предложения. Найдите ошибки, связанные с речевой избыточностью. Укажите вид речевой избыточности (плеоназм, тав- тология). Запишите правильный вариант.


170
Образец:
1. На этой странице представлены самые лучшие новые фильмы
2013 года по результатам голосования читателей сайта.
2. Электронный голос является одним из самых необычных фено- менов двадцатого века.
З. Для возрождения национального самосознания нужно соединить воедино все эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что у России единая и неразрывная история.
Задание 5
Раскройте скобки, выбирая нужное слово из ряда паронимов. Обос- нуйте свой выбор с помощью словарей паронимов. Укажите выход- ные данные словаря, который вы использовали при выполнении за- дания.
Образец:Настоящий ученый стремится (узнать, познать) сущность явления. → Настоящий ученый стремится познать сущность явле- ния. Познать − приобрести знание, получить истинное представле- ние о ком или чём-либо; постичь, узнать вполне. Узнать − получить какие-либо сведения, известия о ком или чём-либо.
 Толковый словарь паронимов русского языка / В.И. Красных. –
М., 2003.
Неправильный
вариант
Вид речевой
избыточности
Правильный
вариант
Это свойство свойст- венно всем металлам.
Тавтология
Этим свойством обладают все металлы.

171 1. Наиболее эффективным средством формирования мировоззрения будущего специалиста в вузе является (проблематичное, проблем- ное) обучение.
2. О значительных изменениях клапанов свидетельствуют (явные, явственные) шумы в сердце.
3. В этом году хоккеист из Магнитогорска был признан самым
(удачным, удачливым) спортсменом Российской Федерации.
Задание 6
Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетае- мости. Используйте словари (словари трудностей русского языка, лексической сочетаемости).
Образец:Необходимо уделять большое значение модернизации энергетики. →1 вариант: Необходимо уделять большое внимание модернизации энергетики. 2 вариант: Необходимо придавать боль- шое значение модернизации энергетики.
1. В глубоком детстве он охотно читал книги Аркадия Гайдара.
2. Эти функции поручаются службе охраны труда.
3. Русский учёный заслужил широкую известность во всем мире благодаря оригинальным идеям, обогатившим развитие психологии.
Задание 7
Выясните происхождение данных крылатых выражений. Укажите
(опираясь на информацию фразеологических словарей, словарей крылатых слов и выражений), в каком значении они употребляются в современном русском языке. Приведите свои примеры с этими выражениями. Использование визуального ряда (картинки) привет- ствуется.
Образец: Буриданов осёл. Философы позднего средневековья вы- двинули теорию, согласно которой поступки живых существ зави-


172 сят не от их собственной воли, а от внешних причин. Ученый Бури- дан, живший во Франции в XIV веке, подтверждал эту мысль таким примером. Если перед голодным ослом положить по обе стороны от него на совершенно равных расстояниях две одинаковые охапки сена, то у осла не окажется никакого основания предпочесть одну из них другой: так как они одинаковые. Он не сможет потянуться ни к правой, ни к левой и умрет с голоду.
Сегодня буридановыми ослами называют людей не- решительных, подолгу колеблющихся, прежде чем остановиться на одном решении.
Пример: Он оказался в положении буриданова осла.
Пиррова победа, прокрустово ложе.
4. Морфологические нормы
Задание 8
Подберите к данным существительным определения или глаголы в форме ед. числа прошедшего времени. Запишите полученные сло- восочетания. В случае колебаний в определении рода имён сущест- вительных обращайтесь к толковым словарям.
Образец: Смешной шимпанзе, МГУ объявил.
Аэрозоль, кресло-кровать, фламинго, шасси, ЕС, ООН.
Задание 9
Поставьте данные существительные в форму родительного падежа множественного числа.
Образец: Судьи → много судей
Блюдца, килограммы, побережья, полотенца, ясли, цапли.

173
Задание 10
Раскройте скобки. Употребите правильно географические названия
(топонимы).
1. Проживать в городе (Нижний Новгород, Чебоксары, Москва,
Иваново).
2. Я родился в (Нижний Новгород, Чебоксары, Москва, Иваново).
3. У меня есть небольшой участок земли под (Иваново, Камышин).
5. Синтаксические нормы
Задание 11
Исправьте ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм.
Объясните характер ошибок.В случае затруднений обращайтесь к изданию: Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь- справочник. – М., 1997.
Образец: Заведующий склада назначается на должность приказом директора. (Ошибка в управлении: существительное заведующий управляет творительным падежом → правильный вариант: заве- дующий складом…)
1. Существует ли альтернатива для идеологии глобализма?
2. Пройдя медицинское обследование, я был обрадован тому, что у меня прекрасное здоровье для человека пожилого возраста.
3. Глава компании объявил о решении баллотироваться депутатом.
МОДУЛЬ «РИТОРИКА»
Тема «Подготовка публичной речи»
Задание 12. Напишите информационную (по цели) публичную речь на тему «Русский язык в современном мире». Объем примерно 300 слов. Письменно сформулируйте:


174 1) цель и тезис речи;
2) риторические приемы, использованные во вступлении и заключе- нии речи.
При выполнении задания используйте материал учебного пособия на с. 57−66, приложения № 3 «Риторические приемы» учебного по- собия на с. 195−197.
МОДУЛЬ «СТИЛИСТИКА»
Тема «Функциональные стили речи»
Задание 13
Прочитайте текст. Составьте к нему назывной план. Используйте материал учебного пособия на с. 73−74.
ТЕКСТ
ЭНЕРГЕТИКА И ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА
Энергетика – это область народного хозяйства, охватывающая энер- гетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и ис- пользование различных видов энергии.
В современном мире энергетика является основой развития базовых отраслей народного хозяйства, определяющих прогресс обществен- ного производства, поэтому во всех развитых странах темпы разви- тия этой отрасли промышленности опережали темпы развития дру- гих отраслей. Однако в то же время энергетика – один из источни- ков неблагоприятного воздействия на окружающую среду и челове- ка. Так, она влияет на атмосферу (потребление кислорода, выбросы газов, влаги и твердых частиц), гидросферу (потребление воды, соз- дание искусственных водохранилищ, сбросы загрязненных и нагре- тых вод, жидких отходов), биосферу (выбросы токсичных веществ) и на литосферу (потребление ископаемых топлив, изменение ланд- шафта).

175
Несмотря на отмеченные факторы отрицательного воздействия энергетики на окружающую среду, рост потребления энергии не вы- зывал особой тревоги до середины 70-х годов ХХ века, когда в ру- ках специалистов оказались многочисленные данные о сильном ан- тропогенном давлении на климатическую систему. Эти данные сви- детельствовали об угрозе глобальной катастрофы при неконтроли- руемом росте энергопотребления. С тех пор ни одна другая научная проблема не привлекает такого пристального внимания, как про- блема изменения климата.
Считается, что главной причиной этого изменения является энерге- тика, так как ее значительная часть обеспечивается потреблением энергии, освобождающейся при сжигании органического ископае- мого топлива (нефти, угля и газа), что, как известно, приводит к вы- бросу в атмосферу диоксида углерода (СО
2
). Этот газ обладает спо- собностью удерживать отраженное Землей солнечное излучение. В результате накопления СО
2
и других газов, среди которых наиболее важными являются метан (СН
4
) и закись азота (NO
2
), происходит разогрев земной атмосферы. Это явление называется парниковым эффектом. Итак, предлагаемая схема проста: человек сжигает иско- паемое топливо, в результате чего происходит потепление климата, которое может окончиться катастрофой. Отсюда следует рецепт, как избежать этого риска: сократить выброс диоксида углерода за счет сокращения объемов потребляемого органического топлива.
В действительности все обстоит гораздо сложнее. Помимо парнико- вого эффекта, ответственность за который, конечно же, во многом лежит на энергетике, на климат планеты оказывает влияние ряд ес- тественных причин, к числу важнейших из которых относятся сол- нечная активность, вулканическая деятельность, параметры орбиты
Земли, автоколебания в системе атмосфера – океан.
Корректный анализ проблемы изменения климата возможен лишь с учетом всех факторов, а упрощенный подход лишь наносит реаль- ный вред мировой экономике. При этом, разумеется, необходимо