Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 499

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— О каком времени года говорится в этом стихотворении? {В нем говорится об осени.)

— А вы любите осень? Чем она вам нравится? (Ответы детей. Уточнить, какой период осени они любят.)

— Какие стихи об осени вы помните наизусть?

— Расшифруйте, что здесь написано.

ЙАЛОКИН ЧИВЕЕСКЕЛА ВОСАРКЕН {Николай Алексеевич Некрасов.)

— Что вы знаете об этом писателе? Читали ли вы его произведения?

— Определите тему и цели урока.

IV. Работа по теме урока

1. Стихотворение «Славная осень!..». Чтение и беседа

Сегодня мы с вами ознакомимся еще с одним стихотворением, посвященным этому времени года.

(Учитель читает наизусть стихотворение «Славная осень!..» Н.А. Некрасова.)

— Какое настроение возникло у вас, когда я читала это стихотворение?

(Ученики говорят о своем настроении.)

— Перечитайте стихотворение. Найдите в нем сравнения. (Дети читают стихотворение самостоятельно, дается времяна поиск сравнений.)

— Итак, какие сравнения вы нашли и как они помогают изобразить лед на речке, опавшие листья, осень? {Лед поэт сравнивает с тающим сахаром. Около леса — опавшая листва, как мягкая постель. Листья лежат, как ковер.)

— Как автор называет осень, с какой интонацией? {Он называет ее славной, с восклицательной интонацией. Автор восхищается осенью. Даже повторяет это слово дважды.)

Прочитайте стихотворение еще раз, приготовьтесь читать выразительно.

2. Выразительное чтение стихотворения

V. Физкультминутка

Зимняя зарядка

А сегодня у зимы новоселье,

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба.

А какой вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.

А какой ширины?

Вот такой ширины.

Погляди-ка, потолки ледяные

Высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем.

Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем.

Справа — хлоп, слева — хлоп.

— Здравствуй, зима!

Ты хозяйке поклонись-ка:

— Здравствуй, зима!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Рассказ о жизни и творчестве Н.А. Некрасова

— Посмотрите на портрет писателя, который подарил нам это замечательное стихотворение. Прочитайте еще раз, как его зовут.
(Николай Алексеевич Некрасов.)

Послушайте рассказ о жизни этого человека.

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) был поэтом глубоко национальным.

В его поэзии живет все богатство русского народного языка. Многие стихи Некрасова еще при его жизни стали народными песнями, их поют доныне, например «Коробейники», «Меж высоких хлебов...». Тема сострадания, сочувствия к народу, бедным и угнетенным — одна из главных в поэзии Некрасова. Поэт, выражая мнение лучших людей своей Родины, призывал каждого быть гражданином — борцом за свободу и счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», — писал он.

2. Чтение стихотворения «Не ветер бушует над бором...»

— Сейчас мы познакомимся с другим его стихотворением. Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению на с. 169. Как вы думаете, о чем это стихотворение? На какую оно тему? (Я думаю, что это стихотворение о зиме.)

(Чтение стихотворения учителем.)

3. Работа после чтения

— Понравилось ли вам стихотворение? (Высказывания детей.)

— Что-нибудь оно вам напоминает? (Да, это стихотворение похоже на сказку про Мороза.)

Найдите сходство со сказкой. (Мороз здесь показан как живой «идет по деревьям шагает, трещит по замерзлой воде». Он властвует над природой, а она подчиняется ему. Мороз даже поет хвастливую песню.)

Кто такой Мороз-воевода? (Это Мороз-богатырь с косматойбородой.)

Представьте себе такую картину: деревья убираются инеем, снегом, ветки их свешиваются и напоминают косматую бороду, в которой блестят, переливаются на солнце снежинки.

— Найдите значение слова «палица».

Палица — старинное оружие — тяжелая дубинка с утолщенным концом.

- Прочитайте, как покоряется Морозу природа. (Примерный ответ. Морозу подчиняется все — «метели, снега и туманы покорны морозу всегда». Это его воины, он кажется нам всемогущим владыкой. Он все может: «Пойду на моря-окияны, построю дворцы изо льда», «задумаю — реки большие надолго упрячу под гнет», «построю мосты ледяные, каких не построит народ».)

— Чем же отличается образ Мороза у Н. Некрасова от образа в русских сказках?

(Примерный ответ. В сказке Мороз добрый и справедливый, может пожалеть, может наказать. Он сильный и богатый. А в стихотворении у Н. Некрасова он всесильный богатырь с косматой бородой. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз-воевода.)

— Прочтите выразительно хвастливую песенку Мороза так, чтобы ваши друзья ощутили его силу и власть.

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

— Какое стихотворение произвело на вас большее впечатление? Чем?

Домашнее задание

Выучить стихотворение «Не ветер бушует над бором...» наизусть.

Урок 57. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»

Дата_________________

ТЕМА: Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Цели: продолжить ознакомление с творчеством Н.А. Некрасова; ознакомить с его новым произведением; учить детей делить текст на части, анализировать содержание прочитанного; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов Н.А. Некрасова, его портрет.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение стихотворения наизусть несколькими учениками.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Е. Евтушенко. Читаем все вместе, медленно.

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

— Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)

— О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т. п.)


К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)

— Прочитаем выразительно.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

— Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Николая Алексеевича Некрасова. Прочитайте, как оно называется. («Дедушка Мазай и зайцы».)

— Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения стихотворения сказать, о чем текст? (Наверное, о том, как дед Мазай спасал зайцев.)

2. Чтение стихотворения учителем

— Что больше всего тронуло? удивило? рассмешило? (Больше всего тронуло то, как дед Мазай спасал зайцев. Удивило то, как зайцы были послушны. Было смешно читать, как автор говорит о зайцах. Особенно о зайчихе: Еле жива, а толста, как купчиха!/ Я ее, дуру, накрыл зипуном...)

V. Физкультминутка

Зайчик, где ты был?

(И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Под речовку дети приседают, имитируя движения зайчика, который прячется, потом встают. Так повторяется до конца речовки.)

— Зайчик, зайчик, где ты был?

— За кусточком я сидел.

— Посмотри лису и волка!

— Лучше выгляну я в щелку.

— Встань, не бойся, их здесь нет!

— Не хочу. Вот вам ответ.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа после чтения

- С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чем он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.)

- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Бревен нагоняет много в половодье весной. Он их собирал.)

- Нарисуйте словами картину половодья. (Словесное рисование детьми.)

- Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев, что он любит этих зверьков? (Он их называет так: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко, горемыка, плуты косые.)

- Какую находку было жаль бросать Мазаю? Прочитайте отрывок. (Мимо бревно суковатое плыло, / Сидя, и стоя, и лежа пластом, / Зайцев с десяток спасалось на нем. / «Взял бы я вас — да потопите лодку!» / Жаль их, однако, да жаль и находку —/ Язацепился багром за сучок/ И за собою бревно поволок...)


- Только ли ради потехи прокатил он «деревней зайчишек»? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)

2. Словарная работа

- Как понимаете выражение «сотнями гинут»? (Сотнями погибают.)

Багор - шест с металлическим крюком и острием.

Аршин — старая русская мера длины, равная 0,71 м.

Сажень — старинная русская мера длины, равная трем аршинам.

Зипун — крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.

3. Подготовка к выразительному чтению (Выразительное чтение учащимися.)

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Можно ли сказать, что в произведении изображен не сказочный, а реальный случай из жизни?

— Как относится поэт к главному герою?

— Познакомьтесь с новым для вас приемом «синквейн».

Сжквейн (в пер. с фр. — 5 строчек) - нерифмованное стихотворение.

Инструкция

1-я строчка: тема (одно существительное);

2-я строчка: описание темы в двух словах (два прилагательных);

3-я строчка: описание действия в рамках темы тремя словами(три глагола);

4-я строчка: фраза из четырех слов, показывающая отношениек теме (целое предложение);

5-я строчка: синоним из одного слова к теме. — Составьте синквейн про Мазая. (Запись в рабочей тетради.)

Например:

1) дедушка;

2) добрый, смелый;

3) спасает, собирает, любит;

4) бережно относится к природе;

5) Мазай.

Домашнее задание

Выучить наизусть понравившийся отрывок.


Урок 58. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»

Дата_________________

ТЕМА: К. Бальмонт «Золотое слово»

Цели: ознакомить детей с жизнью и творчеством К.Д. Бальмонта; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении; объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря; создавать словесные картины по тексту стихотворения.