Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 506
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Чтение присказки
— Сейчас мы прочитаем присказку к «Аленушкиным сказкам» на с. 182. Как вы поняли, что такое «Аленушкины сказки»?
(Чтение присказки учителем или учащимися.)
3. Беседа после чтения
— В чем особенность присказки писателя? (Особенность ее в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам. В ней собираются герои этих сказок: кот Васька, пес Постойко, Мышка-норушка, Сверчок, Скворец и Петух, Заяц, Волк, медведь Мишка, Воробей.)
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— С творчеством какого писателя ознакомились на уроке? Назовите его имя.
— Что вы узнали о его жизни и творчестве?
Домашнее задание
Найти «Аленушкины сказки» и прочитать сказку «Про Комара-Комаровича».
Урок № 63. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата______________________
Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
Цели: продолжить знакомство с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей отвечать на вопросы; выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.
Оборудование: портрет Д. Н. Мамина-Сибиряка, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте, отгадайте, о ком или о чем идет речь. Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он все в лес глядит.
Его ноги кормят. (Волк.)
Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведет. (Язык.)
Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (Заяц.)
— Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем пословицы, вставив нужное слово, скороговоркой.
(Чтение учащимися хором под руководством учителя.)
III. Актуализация знаний. Введение в тему
1. Беседа
— Прочитайте название сказки. Что мы можем по нему узнать? (Из названия ясно, что главным героем будет заяц. Даже дается его подробное описание. Только непонятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)
— А можем ли мы предположить, что эта сказка из сборника «Аленушкины сказки»? (Да, скорее всего, эта сказка из сборника «Аленушкины сказки». В присказке Мамин-Сибиряк упоминает о нем: «...вон косой заяц приковылял на своих валенках».)
2. Чтение сказки учителем
(Дочитав до слов «Кричат зайцы про волка, а волк — тут как тут», учитель останавливается и задает вопрос.)
- Как вы думаете, что же будет дальше? (Предположения детей.)
IV. Физкультминутка
Лови комара
(Стоя, делать хлопки в ладоши на уровне груди, лица, над головой, поворачиваясь в разные стороны, имитируя ловлю комара.)
Хлоп в ладоши, комара
Я поймал не сразу:
Хлопал я не раз, не два...
Хлопал до упаду.
Потом я очень ловким стал,
Сразу комара поймал.
V. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение сказки до конца
— Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше. Оправдались ли наши предположения?
2. Работа после чтения
— Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она веселая, интересная. В ней столько смешных моментов.)
— Каким изображен заяц в начале сказки? (Родился зайчик в лесу и все боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки.)
— Как понимаете выражение «душа в пятки убежала»? Когда так говорят? (Это значит, он очень сильно испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит».)
—
Прочитайте выразительно, как хвастался заяц. (Дети читают отрывки.)
— Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только хвастается.)
— Прочитайте отрывок, в котором автор говорит, что «язык у хвастуна точно примерз». (Дети читают этот отрывок.)
— Как вы понимаете это выражение? (Он не мог говорить, язык у него точно примерз от страха, ведь он увидел волка.)
— Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели. Что же они могли подумать? (Они думали, что он продолжал сочинять, поэтому и говорит: «Я... я... я...»)
3. Беседа по прочитанному; обобщение
— Расскажите, что же случилось с героями сказки дальше.
— Посмотрите внимательно на пословицы, записанные на доске, и подумайте, какие из них можно отнести к нашейсказке. (Волка ноги кормят. Он хотел есть и пошел искать себе добычу. А сыт он бывает благодаря своим ногам. Побегает, поймает добычу — будет сыт. Еще к этой сказке подходит пословица «Язык болтает, а голова отвечает».)
— Как автор говорит о том, как заяц побежал? (Задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.)
— И к нашей сказке можно отнести пословицу «Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит». Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится.
— К кому из героев произведения можно отнести поговорку «У страха глаза велики»? (Эту поговорку можно отнести и к зайцу, и к волку. Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него.)
— Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным и храбрым?
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке?
Домашнее задание
Подготовить пересказ от имени зайца.
Урок № 64. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: В.Гаршин «Лягушка-путешественница»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М. Гаршина; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей отвечать на вопросы; выделять главную мысль, давать характеристику героев произ-ведения; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.
Оборудование: портрет В.М. Гаршина, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Пересказ сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка от имени зайца.
III. Речевая разминка
- Прочитайте загадки жужжащим способом. Отгадайте их.
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет. (Утка с утятами.)
Выпуча глаза, сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка.)
- Прочитаем загадки орфографически (так как записано); затем орфоэпически; в медленном темпе; скороговоркой.
IV. Введение в тему
1. Беседа
- Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки? (Предположения детей.)
- Прочитайте, что здесь написано. (Лягушка-путешественница.)
АКШУГЯЛ АЦИННЕВТСЕШЕТУП
- Как вы думаете, о чем эта сказка?
Мы сегодня ознакомимся со сказкой «Лягушка-путешественница», героями которой будут лягушка и утки. А написал эту сказку Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).
2. Рассказ учителя об авторе
V. Физкультминутка
(Дети имитируют движения рыбок. Движения придумывают сами дети.)
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели.
Посидели, погалдели,
Потом потихоньку встали,
Быстро-быстро побежали.
VI. Работа по теме урока
Знакомство со сказкой «Лягушка-путешественница»
— Ребята, посмотрите на название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественницами? И как это может быть? (Предположения детей.)
(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками. Беседа после чтения.)
— Понравилась ли вам сказка? Чем? (Ответы детей.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Докажите, что «Лягушка-путешественница» — это сказка.
Домашнее задание
Подготовить выразительное, безошибочное чтение сказки.
Урок № 65. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: В.Гаршин «Лягушка-путешественница»
Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством В.М. Гаршина; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей отвечать на вопросы; выделять главную мысль, давать характеристику героев произ-ведения; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка. Работа над скороговоркой
Утка моя, селезнюха моя,
не летай за реку,
не клюй песку, не тупи носку!
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Найдите имена существительные.
(Дети называют, учитель отмечает слова утка, селезнюха, за реку, песку, носку.)
— Прочитаем, выделяя эти слова вопросительной интонацией.
— А сейчас прочитайте, выделяя эти слова утвердительной интонацией.
— Прочитаем быстро (еще: медленно, скороговоркой).
III. Проверка домашнего задания
Чтение сказки учащимися. Учитель обращает внимание на грамотное выразительное чтение.
IV. Физкультминутка
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде:
То согнутся, разогнутся,
То зароются в песке.
V. Работа по теме урока
1. Беседа по прочитанному
— Как жилось лягушке в болоте? (Лягушке жилось хорошо. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошек, весной громко квакала вместе со своими подругами.)
— Почему она решилась отправиться в дальние края? {Утки рассказали ей, как на юге сейчас хорошо. Там тепло и много еды. Вот лягушке и захотелось лететь с ними.)