Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 508

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раз я видел, как чибисы гоняли пустельгу. Пустельга неожиданно приблизилась к их гнезду и попала в переплет. Один чибис все кувыркался перед ее носом и мешал лететь, а второй налетал сверху и лупил по чему придется. Прогнавши хищника, чибисы опустились на землю и пошли пешком по лужам, помахивая своими гордыми хохолками.

Ю. Коваль

Вопросы и задания

1. Где происходит действие? Подчеркните.

а) на реке;

б) в лесу;

в) на заливном поле.

2. Как бы вы озаглавили текст?

3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.

а) повесть;в) сказка;

б) рассказ;г) пьеса.

4. Разделите текст на три части. Озаглавьте их.

5. Какими словами вы бы могли охарактеризовать чибисов? (апишите.

6. Сформулируй главную мысль текста.

7. Объясните значение выражений.

Яростно машут — ... (сильно, быстро).

Валять дурака — ... (дурачиться, резвиться).

Попасть в переплет — ... (попасть в затруднительное положение, в трудную ситуацию).

Вариант 2

Прочитайте текст, выполните задания к нему.

* * *

Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.

Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.

Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слышно далеко: «Ук!» Подождет немножко, и опять «Ук!».

Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?

Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.

Темно скоро будет. Пора домой.

Только немного прошел — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.

— Ага, — думаю, — значит, здесь! Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец, на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» — и опять тишина.

Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.

Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.


Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.

Г. Снегирев

Вопросы и задания

1. Где происходит действие? Подчеркните.

а) в лесу;

б) в поле;

в) на болоте.

2. Как бы вы озаглавили текст?

3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.

а) повесть;в) сказка;

б) рассказ;г) пьеса.

4. Разделите текст на части. Озаглавьте их.

5. Сформулируйте главную мысль текста.

6. Найдите сравнение в описании лягушки. Запишите. (Брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.)

7. Объясните значение выражений. Притаился — ... (спрятался, затих). Солнце уже зашло — ... (скрылось).

2. КВН

(Дети делятся на 2 команды: вытягивают жетоны двух цветов.)

— Выберите капитана и название команды.

Конкурс 1. «Литературная викторина»

— Согласны ли вы с тем, что...

1. Лев Николаевич Толстой являлся автором «Аленушкиных сказок»? (Нет. ЭтоД.Н. Мамин-Сибиряк.)

2. Стихотворение «Детство» написал Иван Захарович Суриков? (Да. Это его стихотворение.)

3. Братец Иванушка превратился в козленочка, перекинувшись три раза через голову. (Нет. Так он превратился обратно в мальчика. А в козленочка превратился, выпив воды из козьего копытца.)

4. Ленивица — героиня русской народной сказки? (Нет. Это героиня литературной сказки «Мороз Иванович». Написал Одоевский.)

5. Произведение Гаршина «Лягушка-путешественница» — это сказка о животных? (Да. Это верно.)

6. Одоевский написал сказку «Морозко»? (Нет. Это русская народная сказка. А Одоевский написал сказку «Мороз Иванович».)

Кому из сказочных героев принадлежат эти слова?

1. Я заехала к вам посмотреть, как вы живете... Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила. (Это Лягушка-путешественница.)

2. Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я... я... я... (Заяц —Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост.)

3. Дайте мне лукошко, я хоть в лес пойду — грибов наберу! (Иванушка-дурачок.)

4. Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо;



В свете ж вот какое чудо... (Корабельщики.)

Конкурс 2. «Узнайте пословицу по ее началу»

• Книга мала, а... (ума придала.)

Выбирай книгу, как... (выбираешь друга.)

Книга — твой друг, без нее... (как безрук.)

Книга не самолет, а за... (тридевять земель унесет.)

— Какие еще пословицы и поговорки о книге знаете?

Конкурс 3. «Из истории книг на Руси»

— Отправимся в прошлое. Какие книги были в Древней Руси? (Рукописные книги.)

Кто писал рукописные книги? (Ученые монахи.)

— Как называется повесть об истории Руси? («Повесть временных лет».)

— Кто написал «Повесть временных лет»? (Нестор, монах Киеве- Печерского монастыря.)

Как звали первопечатника? (Иван Федоров.)

— Кто из царей приказал строить государев печатный двор? (Царь Иван Васильевич Грозный.)

Конкурс 4. «Инсценирование»

— Выберите любое прочитанное произведение из этого учебника, приготовьте инсценировку. Другая команда должна узнать его.

(На подготовку дается 5 минут.)

Конкурс 5. «Кроссворд»

— Явам даю 4 минуты, чтобы разгадать кроссворд, данный в учебнике на с. 213. Начинайте работу по моей команде.

(После команды «Стоп» дети сдают кроссворд. Проверка. Ответы: 1. Бабариха. 2. Ртуть. 3. Владычица. 4. Волк. 5. Журчит. 6. Студенец. 7. Присказка. 8. Прутик.)

— Попробуйте объяснить, почему авторов художественных произведений еще называют... (по вертикали получилось слово «художник») художниками слова. (Ответы детей.)

III. Подведениеитоговурока

(Подсчитывают жетоны. Определяют команду-победительницу. Детям вручают медальки-открытки.)

Урок 69. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»

Дата__________________________

Тема: Знакомство с названием раздела

Цели: ознакомить учащихся со второй частью учебника; ввести в новый раздел, добиться понимания его содержания; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; совершенствовать навыки выразительного, правильного и беглого чтения; прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; выделять и называть волшебные события и предметы в сказках.

Оборудование: учебник (2-я часть); карточки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенное слово. Кто на все вопросы мне ответит? Кто расскажет про дела вокруг? Да, такой волшебник есть на свете: ... — лучший спутник мой и друг. (Книга.)

- Прочитайте медленно (еще: с ускорением, скороговоркой, выразительно).

III. Введение в тему

- Как вы понимаете слова стихотворения, записанного на доске? (Если много читать, то много будешь знать. Книга действительно как волшебник. Раскроешь ее и узнаешь все тайны.)

- Какие пословицы о книге вы знаете?

- Вспомните правила обращения с книгами.

IV. Работа по теме урока

Знакомство со 2-й частью учебника

- Мы с вами начинаем изучать 2-ю часть учебника. Рассмотрите условные обозначения. Отличаются ли они от тех, что были в 1-й части? (Дети сравнивают и отмечают, что условные обозначения те же самые.)

- Как вы думаете, произведения на какую тему мы будем еще изучать? (Предположения учеников.)

- Откройте содержание учебника на с. 221. Посмотрите, сколько разделов в этой части учебника? (7.)

— Назовите их.

Я надеюсь, что вы будете часто брать в руки учебники, чтобы поработать. Но также надеюсь, что вы их сохраните в таком же хорошем состоянии.


- Что же для этого нужно? (Книги нужно беречь. Относиться к ним, как к друзьям. Брать их нужно только чистыми руками, не мять, не рвать, не загибать уголки страниц.)

V. Физкультминутка

Ох, как хочется трудиться!

Все делать охота!

Чтобы трудом насладиться,

Начинай работать!

Я и бодр, и силен,

Быстро все поделаю.

Свою волю покажу,

Слово для себя сдержу!

VI Продолжение работы по теме урока

Введение в раздел

— Расшифруйте, что здесь написано. Как вы понимаете этислова?

WBSLblUlSVH-HIESWLBGblUlMSVUWLbl

— Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте еще раз, как он называется. Как вы это понимаете? (Название состоит из двух слов: «были» значит то, что было, а «небылицы» — то, что придумано, чего не было.)

Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? (Предположения детей.)

— Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите? (Рыбы сидят в гнезде, а мама-рыба несет им червячка. Лягушки плывут по воздуху.)

— Прочитайте на с. 3, с чем мы познакомимся в этом разделе.

— Чему научимся? Чему будем учиться? (Дети читают ответы на вопросы.)

— Как вы запомнили, с чем мы познакомимся? (Сфантастическим миром рассказов М. Горького, А. Куприна, К. Паустовского.)

— Расскажите, чему мы научимся.

— Как запомнили, чему будем учиться?

— Какие сказки вы знаете? Приведите примеры.

VII. Рефлексия

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает вашеотношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел начали изучать на уроке?

— Что нового узнали, чему научились на уроке?

Домашнее задание

Тетрадь на печатной основе, с.

Урок 70. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»

Дата__________________________
Тема: М.Горький «Случай с Евсейкой»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Горького; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания.