Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 469
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Примерный ответ. Сходство в том, что в них общаятема — о кукушке; их главный герой — мальчик; действие происходит в лесу. Отличия: разное время суток: у Е. Благининой - «неяркий денек», весь день с утра до вечера; у С. Маршака — рассвет, туман, росистая поляна. У Е. Благининой — нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у С. Маршака — светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем. Тема одна, но читать их надо по-разному.)
2. Выразительное чтение стихотворения «Кукушка»
3. Чтение стихотворения «Котенок» учителем
— Какое настроение у вас появилось во время чтения этого стихотворения? (Стало грустно, жалко котенка. Но закончилось хорошо. Девочка взяла котенка себе.)
— Что вы думаете об этой девочке?
— Приходилось ли вам видеть такую картину, какую увидела девочка? (Рассказы детей.)
— О чем стихотворения Е. Благининой? (О животных.)
— Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к животным? (Потому что она сама их очень любит.)
4. Выразительное чтение стихотворения «Котенок»
— Как бы вы поступили, если бы увидели бездомного котенка? Запишите в рабочую тетрадь.
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Чему научили вас прочитанные стихи?
— Над чем заставили задуматься?
& Домашнее задание
Повторить произведения раздела «Поэтическая тетрадь 2». Нарисовать иллюстрации к понравившемуся произведению.
Урок № 107. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: «Крестики-нолики»(обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»)
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся; учить действовать сообща.
Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела; работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения.
Оборудование:
выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
(Дети вытягивают карточки, помеченные знаками «х» и «о». Таким образом они делятся на 2 команды.)
Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим информационно-развлекательную игру «Крестики-нолики». В игре участвуют 2 команды, вас ждут 8 конкурсов. Тема игры: «О чем нам книгиговорят?»
Перед вами поле, где указаны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать. После каждого конкурса подводится итог, который отмечается на игровом поле знаком команды — «х» или «о». В игре победит та команда, чьих знаков окажется больше.
II. Конкурсы
1. Конкурс «Угадай-ка»
(Вопросы по очереди задают каждой команде.)
- О ком написаны строчки?
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «5» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке? (О почтальоне.С. Маршак «Почта».)
Он наотрез отказался вчера
С вами в соседстве занять номера.
Очень гордится он белою кожей —
Вот и ночует на стуле в прихожей! (О Твистере.С. Маршак «Мистер Твистер».)
Однажды приснился упрямому сон,
Как будто шагает по Африке он.
С небес африканское солнце печет,
Река под названием «Конго» течет. (О Фоме.С. Михалков «Фома».)
Кто лежит на трех подушках перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле, не убрав своей постели,
Осторожно моет щеки кипяченою водой? (О ВитеС. Михалков «Про мимозу».)
Фея кружится на сцене —
Я на сцену не гляжу.
Обыскала все колени —
Номерка не нахожу. (О девочке. А. Барто«В театре».)
Я взяла его домой,
Накормила досыта. (О котенке. Е. Благинина «Котенок».)
2. Конкурс «Бросай-ка»
- Пришло время для взаимоиспытаний. Ваша задача — придумать 2 вопроса для другой команды по пройденному разделу. Вы должны выслушать вопрос до конца, обдумать ответ за 3 секунды.
Команда, задающая вопрос, выбирает отвечающего и бросает ему мяч.
3. Конкурс «Счастливый случай»
- Гном Путалка переписывал в тетрадь любимые стихи А. Барто и С. Маршака, и вот что у него получилось... Послушайте и найдите ошибки.
Команде 1
Уронили зайку на пол,
Оторвали зайке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший. (Зайку — мишку; зайке —мишке. «Мишка».)
Эй, не стойте слишком близко —
Я рысенок, а не киска. (Рысенок — тигренок.«Тигренок».)
Вертолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме. (Вертолет — самолет.«Самолет».)
Дали тапочки слону.
Взял он тапочку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре. (Тапочки — туфельки;тапочку — туфельку. «Слон».)
Нет, напрасно мы решили
Прокатить слона в машине:
Слон кататься не привык —
Опрокинул грузовик. (Слона — кота; слон — кот.«Грузовик».)
Команде 2
Бедный маленький верблюд:
Есть малышке не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра! (Малышке — ребенку.«Верблюд».)
Идет медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается.
Сейчас я упаду! (Медведь — бычок. «Бычок».)
Почему течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце! (Почему — отчего. «Лебеденок».)
Горит на солнышке
Цветок,
Как будто я
Огонь зажег. (Цветок — флажок. «Флажок».)
— Где обедал соловей?
— В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва
За решеткою у льва. (Соловей — воробей. «Где обедал воробей?»)
4. Конкурс «Заморочки из бочки»
(У каждой команды мешочек с капсулами от «Киндер-сюр-призов» с заданиями внутри.)
— Вам нужно вынуть капсулу из мешочка, раскрыть ее, прочитать задание, за короткое время обсудить и дать ответ.
Задания для команды 1
1. Подумайте, на какую тему, о ком писали Маршак и Михалков.
2. В каком стихотворении есть такие строки?
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
3. Как объяснить их смысл?
4. Кому из поэтов принадлежат строки?
Припомню я лагерь, палатки
На самой опушке лесной...
Задания для команды 2
1. Подумайте, на какую тему, о ком писали Барто и Благинина.
2. В каком стихотворении есть такие строки?
И звучат печально гаммы
В нашей комнате без мамы.
3. Как объяснить их смысл?
4. Кому из поэтов принадлежат строки?
...Лежу, блаженствую под елкой
И слушаю: «Ку-ку, ку-ку!»
5. Конкурс «Темная лошадка»
— В этом конкурсе вы должны узнать автора, из биографии которого я прочитаю отрывки.
1. «Печатать свои стихи она начала в журнале "Мурзилка" в начале 1930-х гг. У этой поэтессы было 8 братьев и сестер, жили они с родителями и бабушкой, которая рассказывала очень много сказок, читала наизусть стихи Пушкина». (Е. Благинина.)
2. «В годы Великой Отечественной войны она ездила на фронт — выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в городе Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Конец войны связан с горем в семье — в мае 1945 г. погиб ее сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей». (А. Барто.)
6. Конкурс «Ситуация»
- Выберите правильный ответ.
Ситуация для команды 1
Сергей Михалков рассказал о человеке огромного роста. Его звали:
1) Емеля
2) Степан
3) Иванушка
Ситуация для команды 2
Сергей Михалков написал продолжение «Дяди Степы», уже про его сына. Его звали:
1) Егор
2) Федот
3) Степан
7. Конкурс «Называй-ка»
Команде предлагается выбрать одну из двух карточек. На обратной стороне написано название произведения. Участникам команды за короткое время нужно подготовить и показать пантомиму, чтобы соперники догадались о названии произведения.
1) Е. Благинина «Котенок»;
2) А. Барто «Разлука».
8. Конкурс «Инсценируй сказку»
- За короткое время вы должны подготовить инсценировку произведения, карточку с названием которого вы вытянете.
С.Я. Маршак «Волк и лиса»
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую лису.
— Лисавета, здравствуй!
— Как дела, зубастый?
— Ничего идут дела. Голова еще цела.
— Где ты был?
— На рынке.
— Что купил?
— Свининки.
— Сколько взяли?
— Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
— Кто отгрыз?
— Собаки.
— Сыт ли, милый куманек?
— Еле ноги уволок!
СВ. Михалков «Как старик корову продавал»
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
— Хозяин, продашь нам корову свою?
— Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
— Не много ли просишь, старик, за нее?
— Да где наживаться! Вернуть бы свое!
— Уж больно твоя коровенка худа!
— Болеет, проклятая. Прямо беда!
— А много ль корова дает молока?
— Да мы молока не видали пока...
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика:
— Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
— Корову продашь?
— Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!
— Да так ли? Уж выглядит больно худой!
2. Выразительное чтение стихотворения «Кукушка»
3. Чтение стихотворения «Котенок» учителем
— Какое настроение у вас появилось во время чтения этого стихотворения? (Стало грустно, жалко котенка. Но закончилось хорошо. Девочка взяла котенка себе.)
— Что вы думаете об этой девочке?
— Приходилось ли вам видеть такую картину, какую увидела девочка? (Рассказы детей.)
— О чем стихотворения Е. Благининой? (О животных.)
— Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к животным? (Потому что она сама их очень любит.)
4. Выразительное чтение стихотворения «Котенок»
— Как бы вы поступили, если бы увидели бездомного котенка? Запишите в рабочую тетрадь.
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Чему научили вас прочитанные стихи?
— Над чем заставили задуматься?
& Домашнее задание
Повторить произведения раздела «Поэтическая тетрадь 2». Нарисовать иллюстрации к понравившемуся произведению.
Урок № 107. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: «Крестики-нолики»(обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»)
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся; учить действовать сообща.
Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела; работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения.
Оборудование:
выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
(Дети вытягивают карточки, помеченные знаками «х» и «о». Таким образом они делятся на 2 команды.)
Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим информационно-развлекательную игру «Крестики-нолики». В игре участвуют 2 команды, вас ждут 8 конкурсов. Тема игры: «О чем нам книгиговорят?»
Перед вами поле, где указаны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать. После каждого конкурса подводится итог, который отмечается на игровом поле знаком команды — «х» или «о». В игре победит та команда, чьих знаков окажется больше.
II. Конкурсы
1. Конкурс «Угадай-ка»
(Вопросы по очереди задают каждой команде.)
- О ком написаны строчки?
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «5» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке? (О почтальоне.С. Маршак «Почта».)
Он наотрез отказался вчера
С вами в соседстве занять номера.
Очень гордится он белою кожей —
Вот и ночует на стуле в прихожей! (О Твистере.С. Маршак «Мистер Твистер».)
Однажды приснился упрямому сон,
Как будто шагает по Африке он.
С небес африканское солнце печет,
Река под названием «Конго» течет. (О Фоме.С. Михалков «Фома».)
Кто лежит на трех подушках перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле, не убрав своей постели,
Осторожно моет щеки кипяченою водой? (О ВитеС. Михалков «Про мимозу».)
Фея кружится на сцене —
Я на сцену не гляжу.
Обыскала все колени —
Номерка не нахожу. (О девочке. А. Барто«В театре».)
Я взяла его домой,
Накормила досыта. (О котенке. Е. Благинина «Котенок».)
2. Конкурс «Бросай-ка»
- Пришло время для взаимоиспытаний. Ваша задача — придумать 2 вопроса для другой команды по пройденному разделу. Вы должны выслушать вопрос до конца, обдумать ответ за 3 секунды.
Команда, задающая вопрос, выбирает отвечающего и бросает ему мяч.
3. Конкурс «Счастливый случай»
- Гном Путалка переписывал в тетрадь любимые стихи А. Барто и С. Маршака, и вот что у него получилось... Послушайте и найдите ошибки.
Команде 1
Уронили зайку на пол,
Оторвали зайке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший. (Зайку — мишку; зайке —мишке. «Мишка».)
Эй, не стойте слишком близко —
Я рысенок, а не киска. (Рысенок — тигренок.«Тигренок».)
Вертолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме. (Вертолет — самолет.«Самолет».)
Дали тапочки слону.
Взял он тапочку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре. (Тапочки — туфельки;тапочку — туфельку. «Слон».)
Нет, напрасно мы решили
Прокатить слона в машине:
Слон кататься не привык —
Опрокинул грузовик. (Слона — кота; слон — кот.«Грузовик».)
Команде 2
Бедный маленький верблюд:
Есть малышке не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра! (Малышке — ребенку.«Верблюд».)
Идет медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается.
Сейчас я упаду! (Медведь — бычок. «Бычок».)
Почему течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце! (Почему — отчего. «Лебеденок».)
Горит на солнышке
Цветок,
Как будто я
Огонь зажег. (Цветок — флажок. «Флажок».)
— Где обедал соловей?
— В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва
За решеткою у льва. (Соловей — воробей. «Где обедал воробей?»)
4. Конкурс «Заморочки из бочки»
(У каждой команды мешочек с капсулами от «Киндер-сюр-призов» с заданиями внутри.)
— Вам нужно вынуть капсулу из мешочка, раскрыть ее, прочитать задание, за короткое время обсудить и дать ответ.
Задания для команды 1
1. Подумайте, на какую тему, о ком писали Маршак и Михалков.
2. В каком стихотворении есть такие строки?
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
3. Как объяснить их смысл?
4. Кому из поэтов принадлежат строки?
Припомню я лагерь, палатки
На самой опушке лесной...
Задания для команды 2
1. Подумайте, на какую тему, о ком писали Барто и Благинина.
2. В каком стихотворении есть такие строки?
И звучат печально гаммы
В нашей комнате без мамы.
3. Как объяснить их смысл?
4. Кому из поэтов принадлежат строки?
...Лежу, блаженствую под елкой
И слушаю: «Ку-ку, ку-ку!»
5. Конкурс «Темная лошадка»
— В этом конкурсе вы должны узнать автора, из биографии которого я прочитаю отрывки.
1. «Печатать свои стихи она начала в журнале "Мурзилка" в начале 1930-х гг. У этой поэтессы было 8 братьев и сестер, жили они с родителями и бабушкой, которая рассказывала очень много сказок, читала наизусть стихи Пушкина». (Е. Благинина.)
2. «В годы Великой Отечественной войны она ездила на фронт — выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в городе Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Конец войны связан с горем в семье — в мае 1945 г. погиб ее сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей». (А. Барто.)
6. Конкурс «Ситуация»
- Выберите правильный ответ.
Ситуация для команды 1
Сергей Михалков рассказал о человеке огромного роста. Его звали:
1) Емеля
2) Степан
3) Иванушка
Ситуация для команды 2
Сергей Михалков написал продолжение «Дяди Степы», уже про его сына. Его звали:
1) Егор
2) Федот
3) Степан
7. Конкурс «Называй-ка»
Команде предлагается выбрать одну из двух карточек. На обратной стороне написано название произведения. Участникам команды за короткое время нужно подготовить и показать пантомиму, чтобы соперники догадались о названии произведения.
1) Е. Благинина «Котенок»;
2) А. Барто «Разлука».
8. Конкурс «Инсценируй сказку»
- За короткое время вы должны подготовить инсценировку произведения, карточку с названием которого вы вытянете.
С.Я. Маршак «Волк и лиса»
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую лису.
— Лисавета, здравствуй!
— Как дела, зубастый?
— Ничего идут дела. Голова еще цела.
— Где ты был?
— На рынке.
— Что купил?
— Свининки.
— Сколько взяли?
— Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
— Кто отгрыз?
— Собаки.
— Сыт ли, милый куманек?
— Еле ноги уволок!
СВ. Михалков «Как старик корову продавал»
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
— Хозяин, продашь нам корову свою?
— Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
— Не много ли просишь, старик, за нее?
— Да где наживаться! Вернуть бы свое!
— Уж больно твоя коровенка худа!
— Болеет, проклятая. Прямо беда!
— А много ль корова дает молока?
— Да мы молока не видали пока...
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика:
— Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
— Корову продашь?
— Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!
— Да так ли? Уж выглядит больно худой!