Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 466
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение. Подумайте, как его можно назвать. (О настоящем друге, или О друге.)
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце — ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но... если друга надо звать -
То вряд ли это друг...
В. Ватулко
— Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно).
III. Актуализация знаний. Проверка работы над проектом
— «Дружба» — так вы назвали стихотворение. А что вы понимаете под этим словом?
— Какая может быть дружба? Кто и с кем может дружить? (Высказывания детей.)
— Проверим, есть ли у вас в классе друзья. Расскажите, как вы начали готовиться к проекту, как вы распределили между собой обязанности.
(Отчет групп учащихся. Идет обсуждение, оказывается помощь учителем и одноклассниками.)
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 123 и прочитайте название раздела. {«Собирай по ягодке — наберешь кузовок».)
— Как вы понимаете его название? Может быть, иллюстрация вам поможет? (Высказывания детей.)
— Как вы думаете, о чем произведения в этом разделе? Чему они нас будут учить? (Предположения детей.)
— Прочитайте на доске, какие понятия мы должны узнать на этих уроках. (Доброжелательность, терпение, уважение.)
— Как бы вы объяснили значение каждого слова?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Знакомство с разделом
— Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе. Чему мы научимся? Чему мы будем учиться?
(Дети дают ответы согласно тексту на с. 123 учебника.)
2. Чтение стихотворений
(Стихи заготовлены у учителя на карточках.)
Дружок
У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе,
Весело играем,
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь, мой маленький Дружок,
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь.
В. Кошелвва
Двояшки
Мы друзья — два Яшки,
Прозвали нас «двояшки». —
Какие непохожие! —
Говорят прохожие.
И должен объяснять я,
Что мы совсем не братья,
Мы друзья — два Якова,
Зовут нас одинаково.
А. Барто
— Объясните смысл стихотворений. Что хотели рассказать нам авторы?
— Может ли быть такой дружба, как здесь рассказано? (Высказывания детей.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы начали изучать?
— С чем мы познакомимся?
— Чему мы научимся?
— Чему будем учиться?
& Домашнее задание
Подготовить рассказ о своем друге.
Урок № 110. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством Б.В. Шергина; учить детей понимать смысл пословиц; воспитывать положительные качества личности; учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка книг и портрет Б.В. Шергина; магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
• Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
— Прочитайте орфографически, орфоэпически (еще: с ускорением, с замедлением, с грустью, выразительно).
III. Актуализация знаний. Введение в тему
1. Беседа
— Ребята, вспомните название нового раздела. («Собирай по ягодке — наберешь кузовок».)
— Какое необычное название нашего раздела! Что это? {Это пословица.)
Я не зря начала сегодняшний урок тоже с пословицы. И вы это скоро поймете.
— Расшифруйте полное имя писателя, чье произведение будем сейчас читать.
SБLOWIPИVLCS
BIGИWKSTLOIWPOVBИGЧ
WШEVSPLGГИLSHW
(Борис Викторович Шергин.)
— Откройте с. 124 учебника и прочитайте название рассказа, который будем читать.
— Рассмотрите иллюстрации к нему. Можете ли вы предположить, о чем этот рассказ?
2. Рассказ учителя об авторе
Борис Викторович Шергин (1896—1973) — русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Он писал, что в Архангельске «живо было устное народное творчество. Кругом там пели еще былины и рассказывали сказы, предания... я усвоил в детстве подлинное былинное звучание, сказы северные, подлинные». Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею, для книги «У Архангельского города, у корабельного пристанища». Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в Строгановском художественно-промышленном училище, потому что его «с детских лет... прельщали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации. «У песенных рек», «Поморщина-корабелыцина», «Поморские были и сказания» — наиболее известные книги Б. Шергина. Писатель говорил о себе: «Я - малая капля, в которой отражается солнце народного художества... в устных моих рассказах и в книгах моих сохраняю я особенности северной речи, и слушатели и читатели мои ценили и ценят этот мой стиль».
IV. Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
V. Работа по теме урока
1. Чтение рассказа Б. Шергина учителем и учащимися
— Ваши впечатления от прочитанного? (Мнения детей.)
2. Словарная работа
— Объясните смысл слов и выражений.
Штукатурное — штукатур — мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.
Малярное — маляр — рабочий, который занимается окраской зданий, помещений. Звание «мастер малярного дела».
Академия — высшее научное или художественное учреждение.
3. Выборочное чтение
— Прочитайте строчки, из которых можно узнать о Ваниной бабушке. Опишите ее.
— Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка — художником?
— Что случилось с Митей?
— Как ему помогли Ванина бабушка и мастер? (Учащиеся выбирают соответствующие отрывки.)
— Как вы думаете, почему автор не сразу начал рассказывать эту историю, а написал зачем-то о бабушке и Ване?
4. Работа над пословицами в тексте
— Выберите из рассказа все пословицы, выпишите в рабочую тетрадь и объясните их смысл. Как они помогают понятьосновную мысль произведения? (Работа любит не молодца, а незалежливого. Глаза страшатся, руки делают. Комар носа не подточит. Собирай по ягодке — наберешь кузовок.)
5. Выразительное чтение
— Прочитайте диалог мастера и Мити. С какой интонацией говорит мастер? Передайте при чтении волнение, озабоченность, беспокойство Мити о том, что он не сможет выполнить работу вовремя.
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Как старики говорили о бабушке? {«Хоть какая беда, а эта старуха ладно сдумает, тихонько скажет». А один старичок как-то сказал Ване: «Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена».)
— Автор восхищается Ваниной бабушкой?
& Домашнее задание
Составить по произведениям Б. Шергина рассказ о бабушке. Написать о ней синквейн.
Урок № 111. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: А. Платонов «Цветок на земле»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; воспитывать уважение к пожилым людям; учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка книг и портрет А.П. Платонова; магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Синквейн и рассказ о бабушке, составленный учащимися по рассказам Б. Шергина.
III. Речевая разминка
— Прочитайте отрывок из стихотворения А. Шибаева.
Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно.
А безымянных — нету!
И все, что может видеть глаз —
Над нами и под нами, —
И все, что в памяти у нас, —
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно — давно привычно нам,
Другое — незнакомо...
— Как бы вы озаглавили это стихотворение? (У автора оно называется «Слова, слова, слова».)
— Как понимать слово «безымянных»? (Без имен, без названия.)
— Прочитайте с ускорением (еще: с замедлением, с грустью, сердито, весело, выразительно).
IV. Актуализация знаний. Введение в тему
1. Беседа
— Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над названием каких-нибудь предметов? А об их назначении в жизни? Приведите примеры.
— Сегодня мы ознакомимся с рассказом А.П. Платонова «Цветок на земле». Как вы понимаете название? О чем рассказ? (Предположения детей о содержании текста.)