Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 457
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Но всю жизнь он стремился к литературе. «Цель жизни — найти призвание», — говорил он. Его призванием стала литература. Первый рассказ Зощенко был напечатан в 1914 г. Он назывался «Тщеславие.» и повествовал о барышне, из тщеславия покупавшей французскую газету, хотя по-французски она не понимала.
Зощенко был писателем-сатириком. Он высмеивал недостатки, или, как он сам говорил, «печальные черты человеческих характеров». В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек может достойно пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. Автора обвинили в неуважении к народу, запретили печатать свои произведения. Для писателя это равносильно смерти.
Сегодня книги Зощенко печатаются большими тиражами. Читая его рассказы, написанные более полувека назад, мы видим, что многие его герои, к сожалению, дожили до наших дней...
3. Словарная работа
— Прочитайте слова. Объясните их значение.
Прельщала — стала для кого-нибудь заманчивой, приятной.
Соблазн — искушение, приманка, нечто влекущее.
Угореть — отравиться угаром; потерять соображение.
Развязно — излишне свободно и непринужденно в обращении с другими.
Абсурд — нелепость, бессмыслица.
Раскаяться - сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, испытывать сожаление об этом.
4. Чтение рассказа учащимися
— Ваши впечатления от прочитанного?
V. Физкультминутка (По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Выборочное чтение. Беседа
— От чьего имени ведется рассказ?
— Прочитайте те эпизоды, которые заставили вас улыбаться.
— Как изменилось поведение Лели и Миньки?
— Почему это произошло?
— Почему папа называл их поведение глупым?
2. Выразительное чтение по ролям (Работа в группах.)
— Приготовьте выразительное чтение любого отрывка по ролям. (Выступления детей.)
3. Беседа о смысле выражения «золотые слова»
— Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своем сердце»?
— Как вы их поняли? (Золотой — используется в переносном значении.)
— Объясните название рассказа. Помогает ли оно понять основную мысль произведения?
— В чем она заключается?
— Как «золотые слова» помогли автору стать счастливым человеком?
4. Тест
— Проверьте себя: внимательно ли вы читали?
1. Детей за ужином в особенности прельщали:
а) вкусная еда;
б) забавные истории;
в) общение со взрослыми.
2. Леле хотелось поскорее рассказать свою историю, чтоб:
а) всех рассмешить;
б) всех удивить;
в) ее не забыть.
3. Леля получила от мамы:
а) замечание;
б) шлепок;
в) недовольный взгляд.
4. После замечаний Леля:
а) обиделась;
б) раскаялась;
в) принялась за еду.
5. Леля прошептала поговорку:
а) добрый скорее сделает, чем сердитый;
б) брови нависли — злоба на мысли;
в) на сердитых воду возят.
6. Дети не садились вместе со взрослыми:
а) два месяца;
б) две недели;
в) целый месяц.
7. Отец запретил детям за столом:
а) разговаривать;
б) произносить хоть одно слово;
в) мешать взрослым разговаривать.
8. Дети за столом были заняты:
а) едой;
б) слушанием историй;
в) общением друг с другом.
9. Мальчик грел масло, потому что:
а) оно было стылое;
б) развлекался;
в) хотел пошутить над папиным начальником.
10. Папа не наказал детей, потому что:
а) пожалел их;
б) они поступили глупо;
в) были гости.
VII. Рефлексия
VIII. Подведениеитоговурока
- Дайте краткую характеристику главных героев рассказа.
— Что высмеивает автор в своем произведении?
& Домашнее задание
Составить краткий пересказ текста.
Урок № 116. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: М. Зощенко «Великие путешественники»
Цели: продолжить знакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя М.М. Зощенко; учить детей анализировать юмористический текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к близким людям.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; наблюдать за особенностями речи героев; придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.
Оборудование: выставка книг и портрет М.М. Зощенко; магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
- Прочитайте скороговорку самостоятельно. Около кола вьюн и хмель вьются на плетень, Вьются, плетутся, заплетаются, расперезавиваются.
- Найдите глаголы, прочитайте их по слогам, затем плавно, с ускорением.
- Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с утвердительной интонацией, с огорчением, с веселой интонацией, быстро).
III. Проверка домашнего задания
Краткий пересказ текста «Золотые слова».
IV. Работа по теме урока
1. Словарная работа
кру-го-свет-но-е пу-те-шес-тви-е
пу-те-шес-тво-вать
пе-ро-чин-ный но-жик
у-ве-ли-чи-тель-но-е
дья-воль-ски тя-же-лый — очень тяжелый
при-спо-со-бить
со-про-тив-ля-ют-ся
в ак-ку-рат по-хо-жа
ге-о-гра-фи-я
выс-ше-е об-ра-зо-ва-ни-е
кос-мо-гра-фи-я - наука о космосе
2. Знакомство с рассказом «Великие путешественники»
- Прочитайте название рассказа, предположите, о чем он. (Читают учитель и учащиеся до слов на с. 160 «Степка торжественно лег ногами вперед...».)
- Как вы думаете, что будет дальше? (Предположения детей.)
V. Физкультминутка
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья (Повороты туловища.)
Делаем мы упражненья.
Руки верх и руки вниз,
На носочки поднялись.
VI. Продолжение работы потеме урока
1. Беседа после прочтения
Сейчас мы дочитаем рассказ до конца и узнаем, чем он закончился.
(Читают учитель и учащиеся.)
— Понравился ли вам рассказ? Чем?
— Почему автор назвал детей великими путешественниками? Как вы произнесете эти слова: с восхищением, удивлением, гордостью, иронией, разочарованием? (Ответы детей.)
— Как дети решили отправиться в путешествие? Кто был инициатором? (Инициатором был Степка, который узнал, что Земля круглая. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.)
— Расскажите, как каждый из героев проявил себя в путешествии.
— Кто из ребят вам понравился? Чем?
— Какая поговорка встретилась в тексте?
— Как вы ее поняли? (Куда Макар телят не гонял, т. е. очень далеко.)
2. Пересказ текста
— По каким признакам можно назвать этот рассказ юмористическим?
— Восстановите порядок событий (задание 7, с. 164). Подумайте, что произойдет, если их порядок в рассказе нарушится. Составьте план и перескажите эту историю.
(План записывают в рабочую тетрадь. Если времени осталось мало, то можно составить план, а подготовку пересказа на дом.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— В каком предложении заключена главная мысль рассказа? («А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам».)
- Зачем Зощенко написал это произведение? (Чтобы мы поняли, что, прежде чем что-то делать, надо обязательно все хорошо обдумать.)
& Домашнее задание
Приготовить иллюстрации к рассказу (по желанию). Подготовить краткий пересказ без прямой речи.
Урок № 117. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: Н. Носов «Федина задача»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.Н. Носова; воспитывать уважение к пожилым людям; учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка книг и портрет Н.Н. Носова; магнит-мая азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Пересказ текста рассказа М. Зощенко «Великие путешественники».
Дети показывают иллюстрации и рассказывают, какие моменты они изобразили.
III. Введение в тему
1. Беседа
- Расшифруйте имя автора, чье произведение мы будем сегодня читать.
А | Б | В | г | д | Е |
Е | Ж | 3 | И | й | К |
Л | М | н | о | п | Р |
С | Т | У | ф | X | ц |
ч | Ш | щ | э | ю | Я |