Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 461

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Подготовительная работа перед чтением

(Чтение по слогам.)

про-сы-па-ет-ся

рав-но-душ-но

де-ре-вян-но-го

жал-конь-кий

под-ка-ра-у-лить

не-по-нят-ли-вый

(Работа со значениями слов.)

Уморились — устали.

Нынче — сегодня.

Глаза смежать — закрывать.

Осерчал — рассердился.

Русская печь — большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым жерлом и верхней лежанкой.

V. Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.

VI. Работа по теме урока

1. Чтение текста учителем и учащимися

— Понравился ли вам рассказ? Чем?

— Автор называет Афоню добрым внуком. А вы как считаете?

— Расскажите о своих бабушке или дедушке. Какие они? (Рассказы детей.)

2. Знакомство с биографией писателя

Андреи Платонович Платонов (1899—1951) к своим литературным произведениям относился чрезвычайно требовательно и взыскательно: «Искусство — дело не менее серьезное, чем жизнь, — но кто живет в виде попытки? Если жизнь не удастся, ее невозможно исправить, прожив заново, вторично. Книги тоже следует писать — каждую как единственную, не оставляя надежды в читателе, что новую, будущую книгу автор напишет лучше». Поэтому герои всех его произведений живут «по-настоящему», «набело».

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Ребята, как вы поняли, о чем этот рассказ?

& Домашнее задание

Прочитать рассказ еще раз. Подумать, какой цветок увидели дед с внуком, и нарисовать его.

Урок 112. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»

Дата__________________________


Тема: А. Платонов «Цветок на земле»

Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; воспитывать уважение к пожилым людям; учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.

Оборудование: выставка книг и портрет А.П. Платонова; магнитная азбука, рабочие тетради.

Ход урока 2


I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.

• До шестнадцати лет кровь греет, до семидесяти — шуба, а дальше-то уж и не знаю что.

• И старость не страшна, коли молодые помогут.

• Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

• Не обижай малого, уважай старого — сам в почете будешь.

— Прочитайте пословицы и поговорки выразительно и безошибок.

III. Работа по теме урока

1. Выборочное чтение

— Почему Афоне стало «скучно жить на свете»?

— На прошлом уроке вы сказали, что Афоня очень хорошо относился к деду. Прочитайте отрывки об этом.

— Прочитайте выразительно диалог Афонии и деда на с. 131.

— Какие вопросы вы задаете взрослым, о чем хотите узнать?

— О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда? Прочитайте эпизоды, в которых дед рассказывает о цветке маленькому внуку.

2. Характеристика героя

— Давайте составим характеристику Афони. Вспомните планхарактеристики героя.

План характеристики героя

1. Имя героя, его место жительства.

2. Действия и поступки, совершаемые героем.

3. Внешность и характер героя.

4. Отношение автора к герою.

5. Ваше отношение к герою.

— С чего начнем? {Афоня жил в деревне с мамой и дедушкой. Егопапа был на войне.)

— В какой части рассказа мы найдем больше всего сведений о поступках Афони? Перечислите его поступки.

— Что можете сказать о внешности мальчика?

— А каким вы его себе представляете?

— Как вы думаете, что ценил автор в людях, если не придавал значения их внешности?

— Что вы можете сказать о характере Афони? (Мальчик добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, настойчивый,любознательный.)

— Как вы считаете, как относился автор к герою? (С симпатией, называл его «маленький Афоня», «добрый внук».)

Выскажите словесно свое отношение к герою рассказа.

3. Проверка домашнего задания

— Покажите, какой цветок вы нарисовали. Как вы его представляете?

(Дети показывают иллюстрации и рассказывают, что они изобразили.)


— Почему у вас получились такие разные цветы?

— Как вы думаете, почему автор не дал точного описания цветка? (Он считал главным не его внешний вид, а то, что он делает: из праха делает жизнь.)

— Объясните, как вы понимаете смысл таких слов: «Дед... погладил головку внука и посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле». О чем подумал дед?

IV. Физкультминутка

Влез кулик молодой

На колоду — бултых в воду.

Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох.

Влез на колоду и снова в воду.

Совсем кулик головой поник.

Вспомнил кулик молодой,

Что у него крылья за спиной,

И полетел.

V. Продолжение работы по теме урока

1. Деление текста на части

(Работа в парах.)

— Сейчас просмотрите текст глазками еще раз и разделите его на части. Подумайте, как озаглавить каждую часть.

— Итак, что же у вас получилось? Посмотрите на план, данный на доске, восстановите его.

(Дети читают части текста, обсуждают заголовки, восстанавливают порядок пунктов плана.)

План

1. Скучно Афоне жить на свете.

2. Дед Тит.

3. Опять скучно жить на свете.

4. Проснулся ненадолго.

5. На печи рядом с дедом.

6. Пошли гулять.

7. Цветок — труженик, он из смерти работает жизнь...

8. Гребешок для деда.

2. Краткий пересказ текста

— У нас получился подробный план. Подумайте и составьте краткий пересказ текста. Как бы вы его рассказали тем, кто еще его не читал?

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

- Что произошло с мальчиком, что он так изменился за несколько мгновений? (Он узнал от деда удивительное чудо,главное дело.)

— Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот — самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее.)

& Домашнее задание

Перечитать рассказ Л. Толстого «Филипок», который читали во втором классе.

Урок 113. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»


Дата__________________________

Тема: А. Платонов «Еще мама»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.

Оборудование: выставка книг и портрет А.П. Платонова; магнитная азбука.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Хоть мама еще

Не вернулась с работы,

Нетрудно узнать

Ее думы-заботы:

«Вернусь —

Хорошо бы пошить, почитать,

Да надо

С уборкой возиться опять».

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желанья другого —

Одно удовольствие, честное слово!

С. Погореловский

— Прочитайте отрывок из стихотворения способом «птичий базар».

— Прочитайте выразительно.

— У меня пропущен отрывок, который обозначен многоточием. Как вы думаете, о чем пропущенная часть? Бываете ливы добрыми волшебниками дома?

(Дети рассказывают, как они помогают маме.)

— Это стихотворение Сергея Погореловского «Попробуй волшебником стать». Прочитаем отрывок из него еще раз. Вы читаете хором выразительно первую часть, написанную на доске, я — пропущенную, и конец - снова вы.

(Учитель читает.)

И ты совершаешь

Веселое чудо:

Ковер засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой: —

Да это как в сказке!

Волшебник ты мой!

III. Актуализация знаний. Введение в тему

Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Сейчас вы рассказали, как помогаете им. Не забывайте, что любить - значит беречь, заботиться...