Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 401
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С раннего детства и всю жизнь живут с нами стойкий оловянный солдатик и милая Дюймовочка, гадкий утенок и тот мальчик, который был единственным, кто сказал людям правду, что король-то голый. Дети и взрослые всего мира знают сказки Андерсена. В них есть все, что должно всегда жить в человеке: уважение к мужеству, доброта и сочувствие всем, кому плохо; любовь к людям; презрение к чванливым и бессердечным. В этих сказках рядом живут слезы и смех, горе и радость — все как в настоящей жизни. Андерсен был великим сказочником и понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.
Андерсен стал первым добрым советчиком всех детей на земле. А значит, и всех людей, потому что все взрослые люди были когда-то детьми. Сказки Андерсена написаны не только для детей. В них заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют людям радость всегда, до самой глубокой старости.
2. Словарная работа
- Объясним смысл слов и выражений.
Смётано — сложено в копны.
Озираться — осматриваться.
И меня однажды провели - обманули.
Орава - беспорядочное и шумное скопление людей.
Несуразный — нелепый, нескладный.
Подойник - сосуд, в который стекает молоко при ручном доении.
Ликующий - торжествующий, восторженно радующийся.
— Прочитаем слова по слогам, орфографически, а затем орфоэпически.
зо-ло-ти-ласьвы-ка-раб-ка-лись
длин-но-но-гийин-дю-ша-чье
за-ше-ве-ли-лисьбул-тых-ну-лись
по-то-рап-ли-вай-тесьско-ман-до-ва-ла
бла-го-вос-пи-тан-ныйко-рот-ко-нож-кой
вы-во-ра-чи-ватьбез-дель-ни-ча-ешь
пре-ми-лень-ки-ерас-су-ди-тель-ней
по-ше-вель-нуть-ся
IV. Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
V. Продолжение работы по теме урока Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»
(Читает учитель или включается аудиозапись, ученики следят по учебнику. Беседа после чтения.)
- Какие чувства испытывали во время чтения? {Переживали за утенка, огорчались вместе с ним, было страшно за него и т. д.)
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Как вы думаете, почему Г.Х. Андерсен назвал свою сказку «Гадкий утенок»? Кого мы обычно так называем?
& Домашнее задание Перечитать сказку.
Урок № 133. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена, сказкой «Гадкий утенок»; учить детей ставить вопросы по содержанию сказки, делить ее на смысловые части; воспитывать внимательное отношение к окружающим.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь планировать работу на уроке; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать и воспринимать на слух художественное произведение; рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей; выражать свое мнение.
Оборудование: выставка книг и портрет Г.Х.Андерсена, аудио-или видеозапись произведения; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
• Каждый зазнается настолько, насколько ему хватает разума.
• Кому повезло, тот и зазнался.
• Стоишь высоко — не гордись, стоишь низко — не гнись
Ill. Введение в тему
— Ребята, прочитайте еще раз эти пословицы, подумайте и скажите, почему именно их я приготовила к этому уроку. (Ответы детей.)
IV. Физкультминутка
Дружно встаньте, детвора.
Отдохнуть пришла пора!
{Дети встают, ноги на ширине плеч, руки на поясе.)
Притворитесь-ка совой —
Повертите головой.
(Дети поворачивают голову влево и вправо.)
Притворитесь тучками —
Помашите ручками.
(Дети встают на цыпочки, трясут кистямивытянутых вверх рук, показывая, как из тучкильется дождик.)
V. Работа по теме урока
Деление сказки на части, составление плана
— Представьте то место, где утка высиживала своих утят. Опишите его по памяти.
— Расскажите кратко первые три части о рождении утенка. (/. Рождение утенка. 2. Жизнь утенка на птичьем дворе. 3. Утенок на болоте.)
— Почему утенок сбежал с птичьего двора?
— Изменилась ли его жизнь на болоте?
— Назовите четвертую часть сказки. (4. В избушке.)
— Почему утенку было плохо в избушке у старушки? Как вы поняли, что заставило его уйти оттуда?
— Назовите пятую часть сказки. (J. Страдания продолжаются.)
— Найдите слова, которые помогают нарисовать картину страданий утенка зимой.
— Нарисуйте словесную картину: опишите лебедей.
— Завидовал ли он красоте этих птиц?
— Как автор говорит об этом? (Красоте их он не завидовал. Ему и в голову не приходило, что он может быть таким же красивым, как они.)
— Назовите шестую часть сказки. (6. Счастье.)
— Определите основную мысль сказки. Почему утенок испытывал такое сильное чувство — счастье? (Страдания и скитания необходимы, так как они обостряют восприятие счастья; талант и душевная чуткость обязательно будут вознаграждены; счастье делает чувствительную душу благородной и великодушной — утенок прощает своих обидчиков.)
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Известны ли вам случаи из жизни, когда гадкий утенок превращался в лебедя? 410
& Домашнее задание
Составить картинный план к сказке. Иллюстрации принести на урок.
Составить вопросы по содержанию сказки для своих одноклассников.
Урок № 134. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена, сказкой «Гадкий утенок»; учить детей ставить вопросы по содержанию сказки, делить ее на смысловые части; воспитывать внимательное отношение к окружающим.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь планировать работу на уроке; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать и воспринимать на слух художественное произведение; рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей; выражать свое мнение.
Оборудование: выставка книг и портрет Г.Х.Андерсена, аудио-или видеозапись произведения; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
- Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
• Кто крепко держится, тот побеждает.
• Кто духом упал, тот пропал.
• Ни страданий, ни боли, если есть сила воли.
III. Работа по теме урока
1. Беседа
— Какие из пословиц и поговорок можно соотнести со сказкой «Гадкий утенок»? (Ответы детей.)
2. Проверка домашнего задания
— Дома вы нарисовали картинный план. Покажите нам его и расскажите сказку по нему. (Выступают несколько человек.)
3. Пересказ
- А сейчас задание посложнее. Расскажите о жизни утенка на птичьем дворе от имени самого утенка.
(Ученики составляют рассказ и пересказывают от имени главного героя. Обращают внимание на чувства, которые он испытывает.)
IV. Физкультминутка
У реки росла рябина,
А река текла, рябила.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
V. Продолжение работы по теме урока
1. Проверка домашнего задания
- Вы приготовили вопросы к сказке, задайте их своим товарищам.
(Дети задают вопросы, остальные находят ответ.)
— Какой вопрос вам показался самым интересным? (Дети определяют победителя.)
2. Беседа по содержанию сказки
— Проверьте себя: внимательно ли вы читали? Для этого разгадайте кроссворд.
— Что получилось в выделенных клетках по вертикали?
1. В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах....
2. — Постой, покажи-ка мне сперва то яйцо, которое не лопается, — сказала старая утка. — уж не... ли оно, чего доброго?
3. - Ужасный...! - сказала она. - И совсем не похож на других!
4. — Положим, что так. Но какой-то он большой и...! — прошипела злая утка. — Не мешает его немного проучить.
5. Скоро утка со своим выводком добралась до птичьего двора. Бог ты мой! Что тут был за шум! Два утиных семейства дрались из-за головки....
6. В избушке жила... со своей курицей и котом. Кота она звала Сыночком.
7. Было бы слишком печально рассказывать про все беды и... гадкого утенка в эту суровую зиму.
8. «Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверно, заклюют меня... за то, что я, такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но все равно! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимой!»
(Ответы: 1. Утка. 2. Индюшачье. 3. Урод. 4. Несуразный. 5. Угря. 6. Старуха. 7. Несчастья. 8. Насмерть.)
— Ребята, Г.Х. Андерсен назвал эту сказку автобиографической. Как вы думаете, почему? (Родившийся в бедности, он был некрасивым ребенком. Местные ребята смеялись над ним, обижали его. И он уходил от всех и чаще всего играл один. Поначалу никем не признанный, этот талантливый, трудолюбивый и благородный человек добился всемирного признания.)
— Какие слова из сказки «Гадкий утенок» стали крылатыми? {«Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!», «Доброе слово не знает гордости».)
3. Сочинение истории о жизни утенка зимой
— Автор не рассказывает нам, как утенок пережил зиму, слишком сильны были его страдания. Придумайте сами его приключения.
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Что хотел показать нам автор своей сказкой? {Он хотел показать, что порой под бедными одеждами и неприглядной внешностью скрыты заложенные в человеке дарования и высокие моральные качества, которые обязательно будут оценены.)
VIII. Оценка достижений
1. Диагностика скорости чтения и осознанности восприятия
Учитель предлагает учащимся прочитать текст Н. Красиль-никова «Манька». Через минуту он просит детей отметить место, где они остановились. Еще через минуту учащиеся так же делают отметку в тексте. (Учитель замеряет скорость чтения про себя, подсчитывая количество слов между двумя отметками.) Потом ученики читают текст до конца и выполняют задания. Текст для проверки техники чтения см. в приложении.
-
Тест
Вариант 1
А1. Найдите определение слова «миф».
1) древняя народная сказка
2) древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы
3) выдумка в стихотворной форме