Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 401

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С раннего детства и всю жизнь живут с нами стойкий оловянный солдатик и милая Дюймовочка, гадкий утенок и тот мальчик, который был единственным, кто сказал людям правду, что король-то голый. Дети и взрослые всего мира знают сказки Андерсена. В них есть все, что должно всегда жить в человеке: уважение к мужеству, доброта и сочувствие всем, кому плохо; любовь к людям; презрение к чванливым и бессердечным. В этих сказках рядом живут слезы и смех, горе и радость — все как в настоящей жизни. Андерсен был великим сказочником и понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

Андерсен стал первым добрым советчиком всех детей на земле. А значит, и всех людей, потому что все взрослые люди были когда-то детьми. Сказки Андерсена написаны не только для детей. В них заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют людям радость всегда, до самой глубокой старости.

2. Словарная работа

- Объясним смысл слов и выражений.

Смётано — сложено в копны.

Озираться — осматриваться.

И меня однажды провели - обманули.

Орава - беспорядочное и шумное скопление людей.

Несуразный — нелепый, нескладный.

Подойник - сосуд, в который стекает молоко при ручном доении.

Ликующий - торжествующий, восторженно радующийся.

— Прочитаем слова по слогам, орфографически, а затем орфоэпически.

зо-ло-ти-ласьвы-ка-раб-ка-лись

длин-но-но-гийин-дю-ша-чье

за-ше-ве-ли-лисьбул-тых-ну-лись

по-то-рап-ли-вай-тесьско-ман-до-ва-ла

бла-го-вос-пи-тан-ныйко-рот-ко-нож-кой

вы-во-ра-чи-ватьбез-дель-ни-ча-ешь

пре-ми-лень-ки-ерас-су-ди-тель-ней

по-ше-вель-нуть-ся

IV. Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь.

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

V. Продолжение работы по теме урока Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

(Читает учитель или включается аудиозапись, ученики следят по учебнику. Беседа после чтения.)


- Какие чувства испытывали во время чтения? {Переживали за утенка, огорчались вместе с ним, было страшно за него и т. д.)

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Как вы думаете, почему Г.Х. Андерсен назвал свою сказку «Гадкий утенок»? Кого мы обычно так называем?

& Домашнее задание Перечитать сказку.

Урок 133. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»

Дата__________________________

Тема: Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена, сказкой «Гадкий утенок»; учить детей ставить вопросы по содержанию сказки, делить ее на смысловые части; воспитывать внимательное отношение к окружающим.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь планировать работу на уроке; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать и воспринимать на слух художественное произведение; рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей; выражать свое мнение.

Оборудование: выставка книг и портрет Г.Х.Андерсена, аудио-или видеозапись произведения; карточки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока 2
I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.

• Каждый зазнается настолько, насколько ему хватает разума.

• Кому повезло, тот и зазнался.

• Стоишь высоко — не гордись, стоишь низко — не гнись

Ill. Введение в тему

— Ребята, прочитайте еще раз эти пословицы, подумайте и скажите, почему именно их я приготовила к этому уроку. (Ответы детей.)

IV. Физкультминутка

Дружно встаньте, детвора.

Отдохнуть пришла пора!

{Дети встают, ноги на ширине плеч, руки на поясе.)

Притворитесь-ка совой —

Повертите головой.

(Дети поворачивают голову влево и вправо.)

Притворитесь тучками —

Помашите ручками.

(Дети встают на цыпочки, трясут кистямивытянутых вверх рук, показывая, как из тучкильется дождик.)

V. Работа по теме урока

Деление сказки на части, составление плана

— Представьте то место, где утка высиживала своих утят. Опишите его по памяти.



— Расскажите кратко первые три части о рождении утенка. (/. Рождение утенка. 2. Жизнь утенка на птичьем дворе. 3. Утенок на болоте.)

Почему утенок сбежал с птичьего двора?

— Изменилась ли его жизнь на болоте?

— Назовите четвертую часть сказки. (4. В избушке.)

Почему утенку было плохо в избушке у старушки? Как вы поняли, что заставило его уйти оттуда?

— Назовите пятую часть сказки. (J. Страдания продолжаются.)

Найдите слова, которые помогают нарисовать картину страданий утенка зимой.

— Нарисуйте словесную картину: опишите лебедей.

— Завидовал ли он красоте этих птиц?

— Как автор говорит об этом? (Красоте их он не завидовал. Ему и в голову не приходило, что он может быть таким же красивым, как они.)

— Назовите шестую часть сказки. (6. Счастье.)

Определите основную мысль сказки. Почему утенок испытывал такое сильное чувство — счастье? (Страдания и скитания необходимы, так как они обостряют восприятие счастья; талант и душевная чуткость обязательно будут вознаграждены; счастье делает чувствительную душу благородной и великодушной утенок прощает своих обидчиков.)

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Известны ли вам случаи из жизни, когда гадкий утенок превращался в лебедя? 410

& Домашнее задание

Составить картинный план к сказке. Иллюстрации принести на урок.

Составить вопросы по содержанию сказки для своих одноклассников.


Урок 134. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»

Дата__________________________

Тема: Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена, сказкой «Гадкий утенок»; учить детей ставить вопросы по содержанию сказки, делить ее на смысловые части; воспитывать внимательное отношение к окружающим.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь планировать работу на уроке; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать и воспринимать на слух художественное произведение; рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей; выражать свое мнение.


Оборудование: выставка книг и портрет Г.Х.Андерсена, аудио-или видеозапись произведения; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

- Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

• Кто крепко держится, тот побеждает.

• Кто духом упал, тот пропал.

• Ни страданий, ни боли, если есть сила воли.

III. Работа по теме урока

1. Беседа

— Какие из пословиц и поговорок можно соотнести со сказкой «Гадкий утенок»? (Ответы детей.)

2. Проверка домашнего задания

— Дома вы нарисовали картинный план. Покажите нам его и расскажите сказку по нему. (Выступают несколько человек.)

3. Пересказ

- А сейчас задание посложнее. Расскажите о жизни утенка на птичьем дворе от имени самого утенка.

(Ученики составляют рассказ и пересказывают от имени главного героя. Обращают внимание на чувства, которые он испытывает.)

IV. Физкультминутка

У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

V. Продолжение работы по теме урока

1. Проверка домашнего задания

- Вы приготовили вопросы к сказке, задайте их своим товарищам.

(Дети задают вопросы, остальные находят ответ.)

— Какой вопрос вам показался самым интересным? (Дети определяют победителя.)

2. Беседа по содержанию сказки

— Проверьте себя: внимательно ли вы читали? Для этого разгадайте кроссворд.

— Что получилось в выделенных клетках по вертикали?

1. В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах....

2. — Постой, покажи-ка мне сперва то яйцо, которое не лопается, — сказала старая утка. — уж не... ли оно, чего доброго?

3. - Ужасный...! - сказала она. - И совсем не похож на других!

4. — Положим, что так. Но какой-то он большой и...! — прошипела злая утка. — Не мешает его немного проучить.

5. Скоро утка со своим выводком добралась до птичьего двора. Бог ты мой! Что тут был за шум! Два утиных семейства дрались из-за головки....

6. В избушке жила... со своей курицей и котом. Кота она звала Сыночком.


7. Было бы слишком печально рассказывать про все беды и... гадкого утенка в эту суровую зиму.

8. «Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверно, заклюют меня... за то, что я, такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но все равно! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимой!»

(Ответы: 1. Утка. 2. Индюшачье. 3. Урод. 4. Несуразный. 5. Угря. 6. Старуха. 7. Несчастья. 8. Насмерть.)

— Ребята, Г.Х. Андерсен назвал эту сказку автобиографической. Как вы думаете, почему? (Родившийся в бедности, он был некрасивым ребенком. Местные ребята смеялись над ним, обижали его. И он уходил от всех и чаще всего играл один. Поначалу никем не признанный, этот талантливый, трудолюбивый и благородный человек добился всемирного признания.)

— Какие слова из сказки «Гадкий утенок» стали крылатыми? {«Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!», «Доброе слово не знает гордости».)

3. Сочинение истории о жизни утенка зимой

— Автор не рассказывает нам, как утенок пережил зиму, слишком сильны были его страдания. Придумайте сами его приключения.

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Что хотел показать нам автор своей сказкой? {Он хотел показать, что порой под бедными одеждами и неприглядной внешностью скрыты заложенные в человеке дарования и высокие моральные качества, которые обязательно будут оценены.)

VIII. Оценка достижений

1. Диагностика скорости чтения и осознанности восприятия

Учитель предлагает учащимся прочитать текст Н. Красиль-никова «Манька». Через минуту он просит детей отметить место, где они остановились. Еще через минуту учащиеся так же делают отметку в тексте. (Учитель замеряет скорость чтения про себя, подсчитывая количество слов между двумя отметками.) Потом ученики читают текст до конца и выполняют задания. Текст для проверки техники чтения см. в приложении.

  • Тест

Вариант 1

А1. Найдите определение слова «миф».

1) древняя народная сказка

2) древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы

3) выдумка в стихотворной форме