Файл: Урок Литературное чтение. 3 класс. Умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 402
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Впоследствии другой благородный герой, могучий Геракл, освободил страдальца.
Мы говорим «муки Прометея», желая описать бесконечные страдания; говорим «Прометеев огонь», когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужества и таланта.
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
(Текст на карточках читают учитель или хорошо читающие ученики.)
1. Золотой век
Сегодня нам предстоит узнать новые подробности из жизни Прометея.
В давние-давние времена, когда на небе жили боги-титаны, а миром правил Крон, боги и люди мало отличались друг от друга, так как происходили от одной матери - Геи-Земли. Боги тогда часто спускались на землю, к людям, а люди жили, как боги, не зная изнурительного труда и горя. Земля щедро кормила их, и старость не смела подступиться к ним. Всю свою жизнь, куда более долгую, чем у нынешних людей, они были молоды и сильны, а смерть приходила к ним незаметно и безболезненно, точно сон. Зовется это время Золотым веком.
- Что вы узнали о Золотом веке?
2. Рождение Прометея
Умом и благородством был наделен Прометей. Отцом его был титан Иапет, родной брат Крона, а матерью - великая Фемида, богиня справедливости и правосудия.
- Что нового вы узнали?
3. Победа Зевса
Крон, страшась, как бы кто из детей не отнял у него царскую власть, проглатывал каждого новорожденного младенца, которого его супруга Рея, по обычаю, опускала ему на колени.
Долго смирялась и молчала Рея, но, когда родился младенец Зевс, сердце ее не выдержало и она взмолилась к матери Гее, чтобы та помогла ей. И Гея научила свою несчастную дочь скрыть младенца Зевса в глубокой пещере на острове Крит, а на колени Крону положить большой камень, завернутый в пеленки. Рея так и сделала. Титан не заметил обмана и проглотил камень.
Гея-Земля сама вскормила и выпестовала внука. Шли годы. Вырос Зевс, налилось силой его мощное тело, и он решил лишить власти своего жестокого отца. Однажды, когда Крон, спустившись на землю, уснул под дубом, Зевс напал на него и заковал грозного отца в несокрушимые оковы. Поверженный царь титанов по требованию Зевса вернул всех проглоченных им детей. И потом Зевс сбросил Крона в мрачную подземную бездну Тартар.
— Почему Крон проглатывал всех детей?
— Как и кем он был наказан?
4. Война с титанами
Титаны отказались покориться новому владыке. Тогда Зевс взошел па высокую гору Олимп, вершина которой вечно окутана облаками, и призвал к себе всех небожителей.
— Кто выйдет со мной на титанов, — провозгласил новый владыка богов, — сохранит свою прежнюю власть. Кто не имел власти — получит ее.
Первой на этот зов пришла титанида Стикс, дочь Океана. Она привела с собой сыновей Силу и Власть. Перешел на сторону Зевса и сам океан, старший из титанов.
Прометей сперва остался верен титанам и пытался убедить их применять в борьбе с Зевсом не только грубую силу, но и ум и хитрость. Но титаны насмехались над его советами.
Оскорбленный Прометей понял, что титаны потерпят поражение и борьбе с Зевсом. Тогда он внял советам своей матери Фемиды, провидящей судьбы людей и богов, и склонился вместе с ней перед победителем Титана Крона.
Десять лет сражались боги-титаны и боги-крониды, и не было видно конца войне. На одиннадцатом году борьбы Прометей и Фемида подали Зевсу спасительный совет: освободить еще томящихся под землей шестерых гигантов, сыновей Урана и Геи - троих циклопов, у которых, и отличие от прочих титанов, было лишь по одному глазу посреди лба, и троих сторуких великанов. Вызволенные из подземной бездны циклопы на радостях подарили Зевсу огненные стрелы-молнии, которые они наковали в заключении. Сторукие великаны Котт, Бриарей и Гиес тут же устремились на битву с титанами и за один раз метали в них по триста громадных камней. Зевс пустил в ход свое новое оружие - и посыпались с Олимпа на титанов частые молнии. Загорелся лес, вскипело море, до неба поднялись волны и дрогнули и покорились титаны. Сторукие братья надели на них крепкие оковы и бросили их в Тартар.
— Расскажите о войне с титанами (можно пользоваться текстом).
5. Жребий
Когда титаны были низвергнуты, младшие боги, которым Зевс посулил власть, заспорили: каждый восхвалял собственные заслуги и подвиги, и каждый требовал себе большей власти.
Громовержец — так прозвали всесильного владыку богов Зевса, когда узнали силу огненных молний, подаренных ему циклопами, - растерялся, не зная, кого слушать и как поступить. Выручил его Прометей, предложив решить дело жребием. Всем понравилась выдумка Прометея, и не нашлось никого, кто бы не согласился подчиниться воле случая. Так-, по жребию, боги мирно поделили наследие побежденных. Небо осталось за Зевсом, море отошло Посейдону, а Аид стал богом подземного царства. — Как боги поделили наследие побежденных?
6. Новые люди
Во время битвы с титанами молнии Зевса выжгли на земле все живое — и она опустела. Возродить жизнь на пепелище Громовержец поручил Прометею. Прометей замесил глину и принялся вместе с братом Эпитемием лепить смертных, начав с самых малых. Но тут Зевс позвал Прометея посоветоваться по какому-то важному делу, и, уходя, Прометей наказал Эпитемию прекратить работу. Однако Эпитемий ослушался, решив, что справится сам.
Когда Прометей возвратился, он увидел, что незадачливый ваятель уже извел почти всю глину, а главное — племя людей — еще не было создано. Пришлось отщипнуть по куску глины от уже готовых зверей, птиц и рыб.
Сотворенные существа лежали неподвижно, высыхая под жарким солнцем, пока любимая дочь Зевса богиня Афина, сойдя с Олимпа, не коснулась каждого создания своим копьем. Мигом оживал каждый, до кого дотронулась мудрая, искусная и отважная дочь Громовержца. Ожили и люди.
— Как появились люди?
7. Похищение огня
Но какими жалкими и бессильными, без мыслей и желаний были они в те времена! Они слонялись по земле, не зная, за что приняться, как построить себе жилище. От дождя и диких зверей прятались они в глубоких пещерах, куда никогда не заглядывало солнце. Они не умели предвидеть приближение зимы с ее морозами или щедрой плодами осени. И еду не умели готовить те люди, ибо не владели огнем. Огонь они видели только в облике страшной смертоносной молнии царя богов Зевса.
Так проходили сотни, а может, и тысячи лет. Никто из людей не считал тогда времени, ибо не умел этого делать. Да и зачем было считать? Год за годом, столетия за столетиями влачили люди одинаково жалкое существование в темноте глубоких пещер. А всесильные и могучие боги жили на своем заоблачном Олимпе. Судьба людей их вовсе не занимала. К тому же они опасались, что обученные жить как следует люди перестанут почитать богов.
Только Прометея печалила судьба людей. Чистую и благородную душу имел Прометей, открытую жалости и состраданию. Ясные глаза его смотрели прямо и смело.
Не раз просил он Зевса помочь людям, но тот решительно отказывал гитану:
— Оставь эти мысли, Прометей! Не вспоминай об этом грязном племени, не замечай его, как не замечаем его мы, боги. Пусть ползает оно но земле, как ползало до сих пор! Не к лицу тебе, титану, думать о нем. Прометей слушал Зевса, а глаза его невольно смотрели вниз, на землю. И постепенно в его благородной душе все сильнее вскипало горячее желание помочь людям, хотя бы и против воли Зевса.
Однажды сидел Прометей на высокой скале и задумчиво глядел па людей. Падал белый холодный снег, его подхватывал пронизывающий петер и бросал на голые, не знавшие одежды тела. Посиневшие от холода, испуганные люди ползли к своим пещерам, прижимая к себе задубевшими от холода руками маленьких детей. Кто не успевал доползти, падал, замерзал. И холодный равнодушный снег покрывал неподвижные фигуры. Душа Прометея разрывалась от жалости. Он не выдержал, вскочил, глаза его гневно засверкали.
— Я помогу этим несчастным! — воскликнул он. — Я сделаю их счастливыми! Пусть гневается Зевс!
Прометей помчался к острову Лемносу, где в кузнице работал его друг — сын Зевса Гефест. Брызги ярких искр рассыпались из-под молота Гефеста. Бывало, Прометей часами просиживал возле Гефеста, любуясь его мастерством. Однако на этот раз он, улучив момент, когда Гефест отвернулся, выхватил из горна искру божественного огня, спрятал ее в сухой камышинке, простился с богом-кузнецом и побежал назад. «Огонь, огонь — вот что прежде всего необходимо иметь людям!»
А холодный снег все падал и падал. Скрючившись, люди сидели в пещере, прижимаясь друг к другу, пытаясь спастись от леденящего ветра. И вдруг в пещеру, словно молния, влетел Прометей. Глаза его сияли радостью, возбужденное лицо светилось горячей любовью к несчастным. - Вот вам огонь! — крикнул он. — Разожгите костры и согрейтесь! Но люди только испуганно глядели на него. Они не понимали, что такое огонь и как можно согреться им.
Тогда Прометей принялся за дело сам. Он собрал кучу сухих веток, ра щул искру, что хранилась в камышинке, и разжег костер. Красные к лыки пламени вырвались из-под веток и весело заплясали. Снег таял над костром и теперь уже не долетал до людей; злобный ветер только задувал пламя, Прометей удивленно смотрел на людей, которые в страхе отодвинулисьот огня.
Но вот засмеялись дети и потянулись посиневшими ручонками к животворному теплу. Потом и взрослые почувствовали, как возвращается подвижность к их одеревеневшимрукам и ногам. Люди окружили костep, радуясь , что огонь защитил их от непогоды. Они смеялись и и накали от радости. И Прометей смеялся вместе с ними.
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
- Как помог людям Прометей?
- Почему Зевс запрещал Прометею заботиться о людях?
- Почему Прометей все-таки помог людям?
& Домашнее задание
Прочитать другие мифы Древней Греции.
Урок № 132. Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа России»
Дата__________________________
Тема: Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Г.Х. Андерсена, сказкой «Гадкий утенок»; учить детей ставить вопросы по содержанию сказки, делить ее на смысловые части; воспитывать внимательное отношение к окружающим.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь планировать работу на уроке; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать и воспринимать на слух художественное произведение; рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей; выражать свое мнение.
Оборудование: выставка книг и портрет Г.Х.Андерсена, аудио-или видеозапись произведения; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение-загадку, отгадайте ее.
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает:
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот...
Впрочем, довольно!
Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка?
Чья это сказка? {Г.Х. Андерсен «Дюймовочка».)
— Прочитаем медленно, затем с ускорением; начинаем быстро, постепенно замедляя темп чтения.
— Прочитайте с интонацией удивления (еще: восхищения, сердито, выразительно).
III. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя об авторе
- Какие сказки Г.Х. Андерсена вы читали и знаете? (Дети вспоминают сказки, называют их.)
- Что вы помните о самом писателе? Послушайте историю.
Давно, более ста пятидесяти лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл в номере тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: «Датскому писателю Гансу Христиану Андерсену» — и отнес тросточку на почту. И почта приняла посылку с таким коротким адресом, доставила ее адресату. Потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого необыкновенного человека.