Файл: Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемость.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Медицинский критерий невменяемости в ст. 21 УК РФ представляет собой обобщенный перечень психических расстройств, включающих четыре их вида:
а) хроническое психическое расстройство;
б) временное психическое расстройство;
в) слабоумие;
г) иное болезненное состояние психики.
Невменяемость устанавливается только на момент совершения социально-опасного деяния. Предшествующие времени совершения правонарушения, а еще дальнейшие отклонения в психическом состоянии лица для квалификации правонарушения особенного значения не имеют. Дальнейшее выздоровление лица не является основанием привлечения его к уголовной ответственности.
Но, к примеру, лицо, страдающее хроническим расстройством психики, обыкновенно не отдающее отчета своим поступкам, в случае совершения правонарушения в момент временного просветления разума привлекается к уголовной ответственности за умышленное правонарушение. При многих психических заболеваниях у человека сохраняется до знаменитых пределов положительная ориентировка в окружающем мире, он владеет определенным резервом умений. Для признания лица с психическими расстройствами, нужно установить его неспособность осмысливать именно те социально небезопасные деяния, которые он сотворил, будучи психически больным. При этом необходимо, дабы лицо осмысливало не только фактическую сторону деяния, но и его социальную важность, общественно небезопасный характер. Вопрос о вменяемости (невменяемости) постоянно решается в отношении определенного деяния. Абсолютно никто не может быть признан сумасшедшим вообще, безотносительно к содеянному[8].
Хронические психические расстройства представляют наличие у лица хронической душевной болезни, то есть длительно протекающего расстройства психики. Иногда они могут протекать приступообразно (то есть с улучшением или ухудшением психического состояния).
К таким болезням относятся: шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз, паранойя, прогрессивный паралич, как последствие сифилиса мозга, прогрессирующее старческое слабоумие и другие болезни [9].
При решении вопроса о признании лица сумасшедшим суд прибегает к помощи судебно-психиатрической экспертизы[10], которая в соответствии с уголовно-процессуальным законом устанавливает характер болезненного расстройства психики лица и определяет его тяжесть. В прочем окончательное решение этого вопроса принадлежит суду. К лицу, признанному судом сумасшедшим невозможно применить наказание. К нему могут быть применены лишь принудительные меры медицинского характера.
Невменяемость устанавливается только на момент совершения преступления. К лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, так же применяются принудительные меры медицинского характера.
1.3. Виды расстройств, исключающие вменяемость
Помимо того, существуют психические расстройства, которые не приводят к невменяемости. При таких расстройствах лицо «не может в полной мере осмысливать фактический характер и общественную угрозу своих действий (бездействия) либо управлять ими». То есть, для установления юридического критерия ограниченной вменяемости, также как и при невменяемости, довольно присутствие одного из его элементов.
Медицинский критерий невменяемости и ограниченной вменяемости также имеет практически стопроцентное сходство. Как уже отмечалось, перед этим существует больше 100 видов шизофрений, из которых больше 1/2 не лишают лицо возможности в той либо другой мере осмысливать фактических характер делаемого ими функционирования (бездействия). В судебной психиатрии заболевания, не исключающие вменяемости, именуются душевными аномалиями, представляющие собой общность психических отклонений, приводящих к личностным изменениям. К таким заболеваниям относятся психопатия, акцентуации характера (не резко выраженные отклонения характера, которые при определенных стрессовых ситуациях могут привести к декомпенсации – нарушению психического баланса особы), олигофрению, итоги крепких черепно-мозговых травм, а так же органические поражения центральной нервозной системы и сосудистые заболевания головного мозга, изредка относят и легкие формы эпилепсии, разные виды расстройств стремлений и повадок.[11]
Если психические свойства лица выражены в психических расстройствах, то они могут стать медицинским критерием невменяемости или ограниченной вменяемости. Разграничить их возможно только по юридическому критерию.
Физиологический аффект.
Физиологический аффект – кратковременный эмоциональный процесс, взрывного характера, стремительно овладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся значительными изменениями сознания, частичным снижением волевого контроля.
Уголовно-правовое значение имеет и такое состояние психики, как физиологический аффект, который не относится к психическим расстройствам, кроме этого является защитной реакцией организма. Законодатель относит его к смягчающим уголовную ответственность обстоятельствам. Существует две разновидности аффективного состояния: физиологический и патологический. В данном контексте рассматривается только физиологическая разновидность аффекта, так как патологический относиться к временному психическому расстройству.
В прочем крепкие эмоции и состояния аффекта сравнивать ни в коем случае невозможно, так как эмоции составляют неотделимую часть нашего сознания, а вот аффект находить над ним, и не подвластен свободы человека. Он сопровождается возбуждением всей психической деятельности, что приводит к ограничению способности лица осмысливать фактический характер, общественную угрозу и итоги своих действий (бездействий), а так же управлять ими [12]. Законодатель выделяет одним из основных критериев физиологического аффекта – внезапность его наступления и приводит некоторое количество обстановок, при которых такое состояние может наступить: насилие, измывательства или оскорбления со стороны потерпевшего;
долгая психотравмирующая обстановка, вызванная непрерывным аморальным поведением потерпевшего.
Психофизиологические же качества, указанные в части 2 статьи 28 УК РФ рассматриваются наукой уголовного права, как основание для признания совершенного деяния невиновным. К данным качествам относятся постоянные показатели психики, такие, например, как зрение, слух, нервно-психическая устойчивость, степень концентрации и переключения внимания.
В части 2 статьи 28 УК РФ выдаются две разновидности невиновного причинения ущерба: лицо, совершившее социально небезопасное деяние, предвидевшее возможность наступления социально опасных последствий своего деяния, но не имеющее возможности их недопустить, либо из-за несоответствия своих психофизиологических качеств, требованиям экстремальных обстановок либо из-за нервно-психической перегрузки.
Психофизиологические качества лица, указанные в предоставленной норме, «исследуются психологами только применительно к потенциальным либо реализуемым способностям к результативному профессиональному обучению и последующей деятельности». Реально, профессии, сопряженные с экстремальными условиями работы, которые могут повлечь физические трудности, требуют присутствие определенных психофизиологических качеств.[13]
В прочем при использовании рассматриваемой нормы акцент ставиться не только на самих психофизиологических качествах, а так же и на психофизиологическом состоянии лица (целостной реакции особы на внешние и внутренние толчки). На него могут повлиять как внутренние видоизменения, протекающие в организме человека (к примеру, физиологическая усталость), так и влияние неблагополучных факторов окружающей среды (загрязненные воздух), а так же непредвзято сложившиеся обстоятельства (неопытность). Поэтому, экстремальные ситуации или нервно-психические перегрузки могут пагубно повлиять на психофизиологическое состояния лица, допущенного к выполнению работ, которые требуют определенных психофизиологических качеств, коими оно не обладает. Это и влияет на адекватное восприятие общественно опасной ситуации и мешает ее предотвращению.
Таким образом, психические состояния в большинстве случаев, так либо по другому имеют уголовно-правовое значение. В одних обстановках, они исключаю уголовную ответственность, в других – смягчают уголовную ответственность либо наказание. Впрочем, сами по себе психические состояния не учитываются законодателем, если они не оказывают воздействия на интеллектуально-волевую сферу лица.
Глава 2. Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости
2.1. Психологические проблемы невменяемости
Выбор в качестве одного из обстоятельств смягчения ответственности, психических расстройств, а не снижения ответственности обусловлен тем, что смягчить ответственность может только факт, а не юридическое представление, которое является ограниченной вменяемостью. Не все психические аномалии следует рассматривать как смягчающий фактор ответственности. Во всех случаях нужно отчетливо и недвусмысленно ответить на вопрос: почему психическое расстройство может повлиять на ответственность по его смягчению.[14]
Существует два варианта оценки влияния психических расстройств на преступное поведение.
Первый. Душевное расстройство как обстоятельство, препятствующее (ограничивающее) полную способность к осознанию (пониманию) действительности и смысла своих действий. Данный критерий в юридической литературе называют умственным, но с точки зрения понятия осознания значимости своих действий шире понимания (отражения) его поведения в ментальном плане: сознание-это отношение к миру со знанием его объективных обоснованностей. Она включает, таким образом, категорию деятельности и охватывает ценностный аспект, корреляцию их действий с нравственными, этическими категориями, отражение семантической оценки их действий.
Второй. Психическое расстройство как обстоятельство, препятствующее (ограничивающее) способности (способности) в полной мере регулировать свои действия, осуществлять произвольный волевой контроль. Ограничение способности осознавать значимость своих действий вследствие психических расстройств на сегодняшний день влечет за собой ограничение способности в полной мере регулировать эти действия. Разум (и сознание), как высшая форма отражения реальности, и таким образом действует как регулятор человеческого поведения - действия человека в той мере, в какой это уместно и целенаправленно, так как их средства и пути заключаются в том, чтобы поставить их перед целью (представить результат деятельности), которая формируется в познании реальности.
При рассмотрении трудности психических расстройств, ограничивающих способность субъекта к осознанно - волевому поведению, следует учитывать три значимых момента.
Во-первых, наличие у правонарушителя психического расстройства не означает неизбежности его воздействия на криминальное поведение в виде осознания инвалидности и начальства их действиями.
Во-вторых, душевное расстройство может быть определено как предмет определенных личностных особенностей по отношению к конкретным формам поведения.
В-третьих, воздействие психических расстройств должно быть тем элементом в генезисе правонарушения, который действует в дополнение к сознательной деятельности психически ненормальных лиц. Если психическая аномалия либо абсолютно одноразовая, либо может быть усилена свободой субъекта, то ее присутствие не обязано влиять на уголовную ответственность в направлении ослабления. Как пример феномена можно привести явление самопопустительства у психопатических личностей, когда субъект сознательно усугубляет имеющиеся психические болезни, а после ссылается на них как на факт, требующий снисхождения.
Таким образом, главная особенность психического расстройства обвиняемого, правовая значимость которого, является нарушением регулирования личного поведения.[15] Оно приобретает юридическую ценность, поскольку само психическое расстройство в данном случае рассматривается как элемент механизма преступного поведения, регистрируемого в рамках уголовного права.
2.2. Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости