Файл: Вопросы по теории государств и права (ответы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Конституционные права и свободы: понятие и классификация.


Конституционные права и свободы – это закрепленные в Конституции РФ неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, составляющие основу его правового статуса, принадлежащие ему от рождения и защищаемые государством. Классификацию конституционных прав и свобод человека и гражданина можно проводить по различным основаниям.

1. В зависимости от субъекта обладания конституционные права и свободы можно классифицировать на права, свободы человека и права, свободы гражданина. Отличие первых от вторых заключается в том, что права человека являются естественными, неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения независимо от того, является ли он гражданином какого-либо государства или нет, а права гражданина связаны с принадлежностью человека к государству (с гражданством данного государства). В Конституции РФ различие между правами человека и правами гражданина проводится в формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека используются формулировки «каждый», «никто», «все». Применительно к правам гражданина в Конституции РФ указываются «граждане Российской Федерации» и «граждане».

2.По форме осуществления конституционных прав и свобод можно выделить конституционные права и свободы, реализуемые в индивидуальном и коллективном порядке. Так, только в коллективном порядке может быть реализовано право на забастовку (ч. 4 ст. 37), право на свободу публичных мероприятий (ст. 31), право на объединение (ст. 30).

3. Можно классифицировать права и свободы на основные и их составляющие. Например, право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32) - основное право, а избирательное право (ч. 2 ст. 32)- составляющее, оно является частью основного.

4. По времени закрепления в конституциях различных государств права и свободы человека и гражданина можно классифицировать на три поколения:
1) гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями;
2) социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения;
3) экологические права, появление которых связано с обострением экологической ситуации на всем земном шаре, права в сфере информации, закрепления которых потребовал научно-технический прогресс.


5. По степени абсолютизации права человека и гражданина принято делить на абсолютные и относительные. Абсолютные права, в отличие от относительных, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Сюда относятся право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, право на жилище и ряд других.

6. Наибольшее распространение в науке конституционного права получила классификация прав и свобод по их содержанию. В соответствии с этим критерием права и свободы делятся на три группы:

1) личные,

2) политические,

3) экономические, социальные и культурные.


  1. Понятие и принципы федеративного устройства России. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.


Конституция РФ закрепляет принцип федерализма в качестве одного из базовых для конституционного строя. Федерализм позволяет обеспечить децентрализацию государственной власти и управления, эффективное распределение полномочий между центром и субъектами на основе сотрудничества и взаимной ответственности сторон.

Федеративное государство - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств - членов или государственных образований (субъектов федерации)

Государственное (федеративное) устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, в том числе входящих в основы конституционного строя.

Принципы федеративного устройства РФ:

- государственная целостность РФ;

- единство системы органов государственной власти;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

- равноправие и самоопределение народов в РФ.

В этом ряду следует выделить еще принцип — национально-территориального устройства. А ст. 69 Конституции содержит принцип свободного развития коренных малочисленных народов.

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы. Основные вопросы статуса урегулированы ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов РФ».


 Статус субъекта РФ включает не только совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, но также и его принадлежность к определенному виду субъектов. Все субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов компетенции РФ. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов Федерации в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в РФ и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации. В Конституции РФ закреплен принцип равноправия субъектов Федерации в отношениях с Федерацией. Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ в Совете Федера­ции Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государствен­ного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц всех субъектов РФ.

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в ко­торую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая систе­ма субъектов РФ как бы образует собственное конституцион­ное право, которое, однако, не разрывает единого поля кон­ституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты прини­мают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, находились в пределах совмест­ного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации.

 Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Статус особой экономической зоны пре­доставляет органам государственной власти соответствующе­го субъекта РФ дополнительные права и льготы в области та­моженного регулирования, транзита товаров, налогов, режи­ма инвестиций и предпринимательской деятельности. Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории РФ. Грани­цы между субъектами Федерации могут быть изменены толь­ко с их взаимного согласия. Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно, но с учётом конституционных требований. Чтобы эта система соответствовала основам конституционного строя РФ, что, в частности, означает разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Однако их международная правосубъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании, откры­вать зарубежные представительства на уровне посольств и т. д. Субъекты Федерации не являются суверенными от России — они ее составные части. Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ. Изменение статуса субъекта Федерации может быть осуществлено по взаимному согласию субъекта федерации и Федерации.



  1. Президент Российской Федерации: функции, гарантии, полномочия.


Правовой Статус Президента РФ как главы государства определен в ст. 80 Конституции РФ. Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушения Конституции. Полномочия Президента обеспечивают возможности эффективно реализовать эту функцию. Среди них – право вето, право законодательной инициативы, обращение с запросом в Конституционный суд РФ, роспуска Государственной Думы, отставки Правительства и др.

Функции. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Президент уполномочен вводить военное или чрезвычайное положение. Как Верховный главнокомандующий он несет ответственность за надлежащий уровень боеспособности страны, за состояние Вооруженных сил РФ, их способность обеспечить охрану суверенитета РФ, независимость и целостность государства. Он несет ответственность за надлежащий уровень регулирования отношений между РФ в целом и ее субъектами, которые исключали бы нарушение единства государства, препятствовали проявлению сепаратистских устремлений. Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Эту функцию Президент реализует в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.

Гарантии.

Понятно, что такое положение Президента может побудить его к узурпации власти, подмене своей персоной всей системы государственных органов. Конституция РФ содержит гарантии от такой подмены.

Во-первых, Президент РФ должен переизбираться народом каждые шесть лет путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании, причем на выборах должно быть представлено как минимум две кандидатуры.

Во-вторых, один и тог же человек не может занимать пост Президента более двух сроков подряд, т.е. более 12 лет.

В-третьих, Конституционный Суд РФ может признать акты Президента не соответствующими Конституции РФ.

В-четвертых, за совершение тяжкого преступления Президент может быть отрешен от должности с помощью процедуры импичмента. Государственная Дума 2/3 голосов выдвигает обвинение против Президента. Затем оно должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ. Конституционный Суд РФ должен установить
, что порядок выдвижения обвинения был соблюден. После этого Совет Федерации решает дело по существу. Для принятия решения об отстранении Президента от должности необходимо набрать 2/3 голосов членов Совета Федерации.

Компетенция президента:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

- иные полномочия, включая Полномочия по формированию и деятельности органов государственной власти.

Прекращение полномочий. Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Конституция России определяет порядок отрешения от должности Президента РФ. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат, по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.



  1. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации: общая характеристика. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.


Федеральное Собрание (Парламент) - высший представительный законодательный орган государственной власти Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат. Государственная Дума (нижняя палата) представляет интересы всего населения РФ, поэтому Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов, которые работают в ней на профессиональной основе. Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов Российской Федерации. Каждый субъект представлен двумя членами. Совет Федерации не избирается, а формируется. По должности в него входят: глава представительной власти субъекта федерации и глава исполнительной власти субъекта федерации (например, мэр г.Москвы и Председатель Московской городской думы). Совет Федерации на постоянной основе не работает.