Файл: Вопросы по теории государств и права (ответы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Различают следующие виды монархий:

абсолютные (Саудовская Аравия, Оман), в которых власть монарха ничем и никем не ограничена;

ограниченные - где власть монарха ограничена представительным органом

- выборные - монархии, в рамках которой монарх избирается влиятельными кланами (например, Монгольская империя Чингисхана) или членами коллегиального органа власти.

Республика – форма правления, при которой власть принадлежит представителям народа, избираемым на определенный срок. Основные признаки республики:

- выборность - означает, что государственная власть в стране временно передается (делегируется) народом определенному выборному органу.

- коллегиальность правления - возможно наличие нескольких выборных органов (в том числе коллегиальных), осуществляющих совместное управление государством, при этом взаимодействие между ними осуществляется на основе системы сдержек и противовесов.

- сменяемость и срочность власти - представительная власть меняется (переизбирается) через определенный период времени.

- зависимость от народа в лице избирателей - на законодательном уровне закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности. В наиболее простом случае ответственность выражается в возможности отзыва представителей либо проведении новых выборов.

Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

Особенности формы государственного правления в России

Форма правления в Российской Федерации устанавливается в ст. 1 Конституции РФ и определяется как республиканская. Главные признаки республики - выборность и периодическая сменяемость главы государства.

Республиканская форма правления в Российской Федерации выглядит следующим образом: главой государства является Президент РФ; законодательную власть осуществляет Парламент - Федеральное Собрание, состоящее из двух равноправных палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

При этом, Конституция России не закрепляет непосредственно ни одну из существующих разновидностей республики (парламентская, президентская, смешанная). Анализ конституционного статуса главы государства
, его взаимодействия со всеми ветвями власти, прежде всего с парламентом, позволяет сделать вывод о наличии в нашей стране смешанной республики – президентско -парламентской. Это выражается в том, что Государственная Дума: во-первых, дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, во-вторых, решает вопрос о доверии Правительству РФ, в-третьих, выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности. К ведению Совета Федерации относится вопрос об отрешении Президента РФ от должности в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. В свою очередь, Президент РФ может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.

Таким образом, в РФ президентско -парламентская форма правления, с сильной президентской властью.



  1. Форма государственного устройства: понятие и виды. Особенности формы государственного устройства в России.


Форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. Форма государственного устройства - элемент формы государства, который отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное государство может быть:

- Простым или сложным. (Болгария, Польша / Финляндия, Дания);

- Централизованным – (Франция);

Федеративное государство - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств - членов или государственных образований (субъектов федерации). Различают:

- Договорные и конституционные (США, ОАЭ / Индия Пакистан). Договорно-конституционные (Россия, Югославия, Мексика);


- Национальные, территориальные и комплексные федерации. (Югославия / США / Германия).

- Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (Сенегамбия до 1988 года)

- Региональное государство - вся его территория целиком состоит из автономных образований, имеющих право собственного (местного) законодательства. (Италия, ЮАР, Испания).

Особенности формы государственного устройства в России:

В соответствии со статьей 1 действующей Конституции, Российская Федерация есть федеративное государство. Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам. Среди таких принципов выделяют следующие:

  • верховенство Конституции и федеральных законов

  • равноправие и самоопределение народов

  • государственная целостность

  • равноправие субъектов Федерации

  • единство системы государственной власти

  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации


  1. Политический (государственный) режим: понятие и виды. Особенности политического (государственного) режима в России.



Политический (государственный) режим - совокупность способов и средств, которые использует государство для достижения своих целей (с помощью которых осуществляется государственная власть).

Форма правления (монархическая, республиканская) и государственное устройство (унитарное, федеративное) - это внешняя форма государства, а политический режим - внутренняя.

Признаки политического режима:

- народовластие - признание народа единственным источником власти в стране;

- свобода личности в экономической сфере: свобода предпринимательства и признание частной собственности;

- реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

- функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей;

- выборность и сменяемость органов государственной власти;

- децентрализация государственной власти;

- учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;

- политический плюрализм, то есть отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений и убеждений;

- наличие легальной оппозиции.

Виды:

Среди демократических режимов различают:

1. либерально-демократический, отличающийся:

- плюрализмом во всех сферах общественной жизни (многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, терпимость к различным взглядам, суждениям);

- экономической основой служит рыночная экономика;

- осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

- в отношениях личности и государства приоритет отдается интересам личности;

- высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.

2. демократический - основан на максимальном использовании демократических институтов (демонстраций, шествий, митингов, петиций):

- признание равенства и свободы всех людей;

- максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцит, демонстраций, собраний, митингов;

- принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например, национальных меньшинств;

- строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы.


Среди недемократические (антидемократические) режимов различают:

1. Тоталитарный режим - господство одной официальной идеологии, преследование инакомыслия, ограничение политических свобод, запрещение политических партий и легализация деятельности партии власти, жесткая централизация государственного управления, подавление экономической свободы (сохранился в некоторых странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки). Режиму характерно:

- нетерпимость ко всякому инакомыслию, насильственное уничтожение инакомыслия;

- монополия государства на информацию;

- подавление человеческой индивидуальности; массовый террор против своего населения; репрессии;

- однопартийность, слияние партийного и государственного аппаратов;

- жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь;

- упразднение МСУ;

- доминирующее положение государственной собственности.

2 Авторитарный режим - режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы лиц (диктатура). Он считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для данного режима характерно:

- власть элиты не ограничена законом;

- наличие формальных государственных органов;

- народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты - смена прямых выборов на представительские;

- в политической жизни допускается многопартийность, но оппозиционные партии запрещаются;

- имеются сферы, свободные от политического контроля, - экономика и частная жизнь, контролируется, главным образом, политическая область жизни общества;

- устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;

- принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников режима. 

Особенности политического (государственного) режима в России.

Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, следует отметить его переходное состояние. Подобный тип принято называть гибридным, или смешанным, указывая на то, что данная форма обладает чертами демократии, пришедшей на смену авторитаризму. Политический режим современной России сродни системам США и Франции. Для таких режимов характерны: сильная исполнительная власть (особенно