Файл: Вопросы по теории государств и права (ответы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- гражданско-правовые (связанные с имущественными и такими неимущественными отношениями, которые представляют для человека духовную ценность).

Юридический состав правонарушения – это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. Юридический состав правонарушения складывается из четырех элементов:

1. Субъект правонарушения (правоспособное и дееспособное физическое лицо либо юридическое лицо, т.е. организация, совершившие данное деяние).

2. Объект правонарушения (то, на что посягает правонарушение; родовым объектом выступают общественные отношения, видовым – жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.).

3. Субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям). Здесь главной категорией выступает вина, под которой понимают психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию. Выделяют две формы вины – умысел и неосторожность.

4. Объективная сторона правонарушения – это совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относятся деяние (действие или бездействие), противоправность (формальный аспект), вредный результат (содержательный аспект), причинная связь между деянием и вредным результатом (вредоносный результат должен быть следствием, а само поведение – причиной именно этого результата).



  1. Юридическая ответственность: понятие и виды. Основания освобождения от юридической ответственности.



Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния. Юридическая ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им противоправное деяние.

Виды. Позитивная юридическая ответственность - это нравственно-правовая категория. Она является неотъемлемым элементом правовой системы, возникает тогда, когда поведение индивида имеет общественное значение, и регулируется правовыми нормами. Сущность ее состоит в обязанности индивида выполнять соответствующие юридические требования, предъявляемые ему обществом, государством.


Ретроспективная (негативная) юридическая ответственность - это возлагаемая в установленных законом в процессуальных формах обязанность лица или организации претерпевать определенные лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное правонарушение.

Ретроспективную юридическую ответственность можно охарактеризовать следующими признаками:

- она является одним из видов государственного принуждения;

- наступает за совершенное правонарушение;

- выражается в обязанности правонарушителя претерпевать определенные лишения личного, имущественного и организационного характера;

- связана с государственным осуждением;

- осуществляется в процессуальной форме.

Цель свидетельствует о социальной необходимости юридической ответственности, ее предназначении в правовой системе. Юриди­ческая ответственность независимо от отраслевой принадлежнос­ти преследует две цели: защиту правопорядка и воспитание граж­дан в духе уважения к праву.

К основным принципам юридической ответственности можно отнести:

  1. ответственность лишь за деяние, являющееся противо­правным. 

  2. ответственность за виновные деяния, или презумпция не­виновности.

  3. принцип справедливости

  4. принцип законности

  5. принцип целесообразности

  6. принцип неотвратимости

Основаниями, освобождающими от юридической ответственности, являются те виновные деяния, которые хотя и признаются законом в качестве противоправных, но в силу условий их совершения, личности правонарушителя или вследствие иных обстоятельств освобождают от применения мер юридической ответственности.

действующее законодательство в отношении лиц, виновных в совершении правонарушения, устанавливает некоторые основания освобождения их от юридической ответственности. К их числу относятся:

- акт амнистии;

- истечение срока давности;

- деятельное раскаяние виновного;

- примирение виновного с потерпевшим;

- изменение социально-политической обстановки;

- применение к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия.

Освобождение от ответственности не тождественно освобождению от наказания. От ответственности может быть освобожден или подозреваемый, или обвиняемый, или подсудимый. Причем это делается и органом дознания, и предварительного следствия, и прокуратурой или судом, а от наказания освобождается уже осужденный, и только судом.



  1. Законность и правопорядок: понятие, структура и гарантии


Законность – основанный на праве принцип, режим и метод деятельности каждого конкретного члена общества, состоящий встрогом, неуклонном и единообразном соблюдении юридических норм всеми участниками общественных отношений (государственными органами, частными предприятиями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами).

Принципы законности:

- Всеобщность законности, что заключается в ее всеобщей обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина, ранга, пола, возраста, материального положения и т.д.

- Единство законности, что означает распространение этого требования на всю территорию государства.

- Верховенство закона и учет иерархии нормативно-правовых актов – важнейшее свойство законности, связанное с исключительностью закона, имеющего среди всех других нормативных актов высшую юридическую силу.

- Недопустимость противопоставления законности и целесообразности: законность есть высшая целесообразность.

- Неразрывная связь законности и культурности.

- Гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип связан с основной целью всех современных государств – заботой о членах своего общества, способствованием развитию самостоятельной личности как основы и фундамента развития всего общества и государства.

Правопорядок – состояние упорядоченности общ-х отношений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм. Принципы – определенность, системность, организованность, гос гарантированность, устойчивость, единство.

Правовой порядок является составной частью общественного порядка страны. Общество представляет собой систему экономических, социальных, политических, профессиональных, семейных, дружеских отношений, которые взаимосвязаны и, постоянно меняясь, взаимодействуют между собой. Под воздействием социальных норм в обществе складывается определенный общественный порядок.

Общественный порядок – состояние урегулированности общ-х отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов. В отличие от правопорядка общ-й порядок образуется под воздействием не только правовых но и соц-х норм: морали, обычаев, корпоротивных, религиозных норм. Правопорядок - составная часть, определенное качество общественного порядка.

Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т.е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий.


Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм, это результат осуществления законности. Устойчивость, стабильность правопорядка обеспечивается реальным осуществлением требований законности.

Складывающаяся в ходе реализации права внутренне согласованная система субъективных прав и обязанностей составляет содержание правового порядка.

Для правопорядка характерно совпадение фактического поведения людей их правам и обязанностям. Важнейшей основой правопорядка является наличие его гарантий в виде законности для реального осуществления субъективных прав граждан и обеспечение исполнения правовых обязанностей.

Законность и правопорядок - понятия однопорядковые, но не тождественные. Если законность создает условия, необходимые для эффективного воздействия права на общественные отношения, то правопорядок представляет собой реализацию права в этих условиях.

Правопорядок как функция государства представляет собой деятельность, направленную на охрану установленного законом порядка общественных отношений, т.е. как деятельность по борьбе с правонарушениями и наказанию правонарушителей. Одновременно государство должно обеспечивать оптимальные условия для действий правовых институтов, беспрепятственного осуществления всеми субъектами (гражданами, должностными лицами, учреждениями, предприятиями) их прав и обязанностей.

Функция охраны правопорядка осуществляется всеми органами государства, всем государственным аппаратом. Вместе с тем в целях наиболее успешной реализации указанной функции государство создает в государственном аппарате систему специальных органов - суд, прокуратуру, органы юстиции, нотариат и другие.

Правоохранительные органы не просто охраняют правопорядок, но и поддерживают его, активно воздействуют на совершенствование общественных отношений. Их цель - не ждать правонарушений, а создавать условия, которые исключали бы противоправные действия, стимулировали правомерное поведение

Таким образом, обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организованной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач. Для этого считаю необходимым:

а) сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения;


б) минимизировать безработицу;

в) обеспечить выполнение социальных программ - иначе говоря, устранить социальную почву роста преступности и нарушений законности.


  1. Гражданское общество: понятие, структура, проблемы формирования в современной России


Гражданское общество – сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства

Структура гражданского общества:

1) негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

2) совокупность независимых от государства производите­лей (частные фирмы и т. п.);

3) общественные объединения и организации;

4) политические партии и движения;

5) сфера воспитания и негосударственного образования;

6) система негосударственных средств массовой информа­ции;

7) семья.

8) церковь и т. п.

Формирование гражданского общества обычно связывают с созданием правового государства. Первое служит предпосылкой второго. Вместе с тем формирование гражданского общества и правового государства происходит одновременно, поскольку оба института обусловлены единством интересов и единой целью - человек с его потребностями и интересами, обеспечение его экономической, политической, социальной и личной безопасности.

Проблемы и трудности формирования гражданского общества в современной России обусловлены, прежде всего, историческими условиями. 

В отличие от западных демократий, выраставших «снизу» на основе исторически вызревавших объективных и субъективных предпосылок, в России гражданское общество формировалось «сверху», выступало скорее мобилизационной моделью, которую по образу и подобию западных образцов, во-первых, предстояло создать и, во-вторых, «наполнить» демократическим содержанием. Все это в эпоху развернувшихся российских реформ представлялось в дико упрощенном, схематичном, «динамичном» варианте. Крах либеральных реформ в России еще раз подтвердил опасность слепого подражательства Западу и одновременно высветил особую, если не исключительную, роль государства в создании в стране предпосылок формирования гражданского общества и вообще условий развития новой социально-политической системы.