ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
институт президентства, который фактически формирует правительство) при наличии двухпалатного законодательного собрания – парламента (верхняя палата – Сенат – состоит из выбираемых в регионах глав местной исполнительной власти, а нижняя формируется из депутатов, выбираемых в соответствии с существующей избирательной системой), а также системы независимого судопроизводства во главе с институтом высшей инстанции – Верховным или Конституционным Судом; возможность непосредственного участия граждан в политическом управлении в форме референдума или плебисцита. При сильной власти президента в указанных политических режимах почти неизбежны конфронтация исполнительной и законодательной ветвей власти и обвинения в усилении автократических тенденций.
Государственный механизм – это система государственных организаций, базирующихся на единых принципах функционирования, наделенных властными полномочиями с целью решения задач и реализации функций на определенных этапах его исторического развития.
Государственный механизм государства (аппарат) осуществляет свою деятельность в двух формах: неправовой и правовой. К неправовым формам относятся организационная, технико-исполнительная, информационная деятельность, к правовым – правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная и правозащитная деятельность.
Признаки :
- это коллектив людей, обладающих профессиональными навыками управления.
- механизм государства есть система государственных органов, которая основывается на единстве общих принципов его формирования и деятельности
- наличие властных, обязательных для всех полномочий, с одной стороны, и наличие правовых связей и отношений внутри системы государственных органов, с другой стороны;
- наличие материальных и организационных орудий принуждения и прочее.
Механизм государства имеет свою структуру, под которой понимается его внутреннее строение:
- государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
- государственные организации – такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, полиция, налоговая полиция и т.п.);
- государственные учреждения – такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательнообразовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
- государственные предприятия – такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
- государственные служащие (чиновники), специально занимающиеся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства;
- организационные и финансовые средства – материальные (деньги, учреждения, организации) блага
- принудительная сила - необходимая для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Таким образом, аппарат современных государств, как правило, очень сложен в организационном отношении. Объясняется это тем, что государственный аппарат приспособлен для осуществления усложнившихся многообразных функций государства в современных условиях. Данное обстоятельство ставит перед государством двоякую задачу: с одной стороны, деятельность разных звеньев государственного аппарата должна быть хорошо скоординирована; с другой – государство должно укреплять демократические методы управления обществом.
Органы Российского государства – характеризуются экономически и организационно обособленной части государственного аппарата, наделенной властным и полномочиями и компетенцией. Государственный орган – это создаваемый в установленном законом порядке и наделенный властными полномочиями организованный коллектив людей, призванных решать установленные законом задачи и осуществлять функции государства в определенной сфережизни общества. Орган государственной власти отличается от государственных предприятий и учреждений наличием внешних государственно-властных полномочий.
В зависимости от порядка формирования органы делятся на следующие виды:
– органы, которые избираются непосредственно населением (Президент РФ, Государственная Дума, региональные парламенты),
– органы, которые формируются иными государственными органами (Правительство России, Верховный Суд РФ).
В зависимости от формы осуществления государственной деятельности они подразделяются на такие виды: представительные (законодательные), исполнительные, судебные, контрольные и надзорные.
К законодательным государственным органам относят: Федеральное Собрание РФ, Архангельская областная дума и т.д. Их ключевой функцией выступает перенесение мнения и интересов общества в законы.
К исполнительным государственным органам можно отнести: Правительство РФ, министерства и ведомства, администрации субъектов РФ и т.д. Их основной задачей является реализация действующего законодательства.
К судебным органам относят: конституционные, гражданские, арбитражные, военные суды. Их главной функцией является отправление правосудия, рассмотрение имущественных споров физических и юридических лиц, защита прав и свобод человека.
Контрольно-надзорные государственные органы включают следующие виды: прокуратура, органы прокурорского надзора, Счетная палата РФ и т.д. Они призваны следить за надлежащим исполнением положений законодательства и технологической дисциплины.
В зависимости от принципа разделения властей выделяют следующие виды государственных органов: законодательные, исполнительные и судебные.
В зависимости от иерархии и территориальных масштабов деятельности различают следующие виды государственных органов: федеральные, региональные и местные.
В зависимости от характера подчиненности выделяют следующие виды: органы исключительно «вертикального» подчинения (например, прокуратура, суд) и органы «двойного» «вертикально-горизонтального» подчинения (например, полиция).
В зависимости от сроков действия полномочий выделяют следующие виды государственных органов:
– постоянные, функционирующие без ограничения срока действия (прокуратура, полиция, суд);
– временные, формирующиеся только для достижения определенных целей (например, временная администрация при возникновении чрезвычайной ситуации).
В зависимости от порядка реализации компетенции существуют такие виды государственных органов: коллегиальные и единоначальные.
В зависимости от правовых форм деятельности различают следующие виды: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные органы.
В зависимости от характера компетенции выделяют такие виды:
– органы общей компетенции, которые в пределах собственных правомочий решают любые вопросы (например, Правительство РФ),
– органы специальной компетенции, действующие в одной сфере общественной жизни (например, Министерство финансов РФ).
Таким образом, существует большое количество подходов к выделению видов государственных органов, каждый из которых раскрывает различные точки зрения на структурирование огромной системы органов управления государством.
Право – это сложный социальный феномен. Согласно юридической доктрины и научного определения, право – это один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения. Однако, единого определения этому термину нету. Различают право объективное и субъективное
Объективное право существует как явление, практически не зависящее от воли конкретного субъекта. Объективное право — регулятор общественных отношений, оно формируется постепенно. Люди в своей жизни вступают в многочисленные отношения, чтобы удовлетворить разнообразные потребности — в товарах, услугах, в создании семьи, в трудовой деятельности и т.п. В соответствии с этим со временем формируются нормы, устоявшиеся правила поведения, которые становятся нормами права. Поэтому к такому понятию права применяют термин «объективное».
Субъективное право представляет собой притязания субъекта на возможное поведение (право на образование, право участвовать в выборах органов государственной власти и т.д.); это право принадлежит отдельному субъекту, его использование зависит от его воли, именно поэтому оно именуется субъективным. Право в субъективном смысле — это право на что-то, на какие-либо действия, например право на труд, право на образование, право покупателя по договору купли-продажи требовать передачи оплаченного товара. При этом субъективное право закрепляется в тех самых нормах, совокупность которых образует право объективное.
Право — это единственная социальная норма (система норм), обеспеченная государством. Этот признак не предполагает обязательное государственное принуждение, речь идет о гарантии. За счет государственной гарантированности право действенно, работоспособно. В случае нарушения права может последовать наказание.
В основе права лежат социально-правовые притязания конкретных субъектов; Общесоциальная направленность (общесоциальная сущность), которая заключается в том, что право служит интересам всех людей, выступает универсальным регулятором, обеспечивает стабильное развитие всех социальных связей. Право представляет собой социальную потребность каждого человека, так как общество нуждается в организации и регулировании. Только право как всеобщий и универсальный регулятор способно выполнить эту потребность.
Социальное назначение права состоит в том, что право выступает универсальным регулятором общественных отношений и таким образом:
- обеспечивает общественный порядок, недопустимость анархии и произвола в обществе,
- обеспечивает нормальное стабильное функционирование основных общественных институтов: экономических, политических, социально-культурных,
- обеспечивает свободу индивидов как волевых и самостоятельных субъектов,
- обеспечивает реализацию в жизнь общечеловеческого и общенравственного принципа справедливости.
Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Основные концепции:
-
Механизм и аппарат государства – соотношение понятий. Органы современного Российского государства: понятие и виды.
Государственный механизм – это система государственных организаций, базирующихся на единых принципах функционирования, наделенных властными полномочиями с целью решения задач и реализации функций на определенных этапах его исторического развития.
Государственный механизм государства (аппарат) осуществляет свою деятельность в двух формах: неправовой и правовой. К неправовым формам относятся организационная, технико-исполнительная, информационная деятельность, к правовым – правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная и правозащитная деятельность.
Признаки :
- это коллектив людей, обладающих профессиональными навыками управления.
- механизм государства есть система государственных органов, которая основывается на единстве общих принципов его формирования и деятельности
- наличие властных, обязательных для всех полномочий, с одной стороны, и наличие правовых связей и отношений внутри системы государственных органов, с другой стороны;
- наличие материальных и организационных орудий принуждения и прочее.
Механизм государства имеет свою структуру, под которой понимается его внутреннее строение:
- государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
- государственные организации – такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, полиция, налоговая полиция и т.п.);
- государственные учреждения – такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательнообразовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
- государственные предприятия – такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
- государственные служащие (чиновники), специально занимающиеся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства;
- организационные и финансовые средства – материальные (деньги, учреждения, организации) блага
- принудительная сила - необходимая для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Таким образом, аппарат современных государств, как правило, очень сложен в организационном отношении. Объясняется это тем, что государственный аппарат приспособлен для осуществления усложнившихся многообразных функций государства в современных условиях. Данное обстоятельство ставит перед государством двоякую задачу: с одной стороны, деятельность разных звеньев государственного аппарата должна быть хорошо скоординирована; с другой – государство должно укреплять демократические методы управления обществом.
Органы Российского государства – характеризуются экономически и организационно обособленной части государственного аппарата, наделенной властным и полномочиями и компетенцией. Государственный орган – это создаваемый в установленном законом порядке и наделенный властными полномочиями организованный коллектив людей, призванных решать установленные законом задачи и осуществлять функции государства в определенной сфережизни общества. Орган государственной власти отличается от государственных предприятий и учреждений наличием внешних государственно-властных полномочий.
В зависимости от порядка формирования органы делятся на следующие виды:
– органы, которые избираются непосредственно населением (Президент РФ, Государственная Дума, региональные парламенты),
– органы, которые формируются иными государственными органами (Правительство России, Верховный Суд РФ).
В зависимости от формы осуществления государственной деятельности они подразделяются на такие виды: представительные (законодательные), исполнительные, судебные, контрольные и надзорные.
К законодательным государственным органам относят: Федеральное Собрание РФ, Архангельская областная дума и т.д. Их ключевой функцией выступает перенесение мнения и интересов общества в законы.
К исполнительным государственным органам можно отнести: Правительство РФ, министерства и ведомства, администрации субъектов РФ и т.д. Их основной задачей является реализация действующего законодательства.
К судебным органам относят: конституционные, гражданские, арбитражные, военные суды. Их главной функцией является отправление правосудия, рассмотрение имущественных споров физических и юридических лиц, защита прав и свобод человека.
Контрольно-надзорные государственные органы включают следующие виды: прокуратура, органы прокурорского надзора, Счетная палата РФ и т.д. Они призваны следить за надлежащим исполнением положений законодательства и технологической дисциплины.
В зависимости от принципа разделения властей выделяют следующие виды государственных органов: законодательные, исполнительные и судебные.
В зависимости от иерархии и территориальных масштабов деятельности различают следующие виды государственных органов: федеральные, региональные и местные.
В зависимости от характера подчиненности выделяют следующие виды: органы исключительно «вертикального» подчинения (например, прокуратура, суд) и органы «двойного» «вертикально-горизонтального» подчинения (например, полиция).
В зависимости от сроков действия полномочий выделяют следующие виды государственных органов:
– постоянные, функционирующие без ограничения срока действия (прокуратура, полиция, суд);
– временные, формирующиеся только для достижения определенных целей (например, временная администрация при возникновении чрезвычайной ситуации).
В зависимости от порядка реализации компетенции существуют такие виды государственных органов: коллегиальные и единоначальные.
В зависимости от правовых форм деятельности различают следующие виды: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные органы.
В зависимости от характера компетенции выделяют такие виды:
– органы общей компетенции, которые в пределах собственных правомочий решают любые вопросы (например, Правительство РФ),
– органы специальной компетенции, действующие в одной сфере общественной жизни (например, Министерство финансов РФ).
Таким образом, существует большое количество подходов к выделению видов государственных органов, каждый из которых раскрывает различные точки зрения на структурирование огромной системы органов управления государством.
-
Понятие, сущность и социальное назначение права. Основные концепции правопонимания.
Право – это сложный социальный феномен. Согласно юридической доктрины и научного определения, право – это один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения. Однако, единого определения этому термину нету. Различают право объективное и субъективное
Объективное право существует как явление, практически не зависящее от воли конкретного субъекта. Объективное право — регулятор общественных отношений, оно формируется постепенно. Люди в своей жизни вступают в многочисленные отношения, чтобы удовлетворить разнообразные потребности — в товарах, услугах, в создании семьи, в трудовой деятельности и т.п. В соответствии с этим со временем формируются нормы, устоявшиеся правила поведения, которые становятся нормами права. Поэтому к такому понятию права применяют термин «объективное».
Субъективное право представляет собой притязания субъекта на возможное поведение (право на образование, право участвовать в выборах органов государственной власти и т.д.); это право принадлежит отдельному субъекту, его использование зависит от его воли, именно поэтому оно именуется субъективным. Право в субъективном смысле — это право на что-то, на какие-либо действия, например право на труд, право на образование, право покупателя по договору купли-продажи требовать передачи оплаченного товара. При этом субъективное право закрепляется в тех самых нормах, совокупность которых образует право объективное.
Право — это единственная социальная норма (система норм), обеспеченная государством. Этот признак не предполагает обязательное государственное принуждение, речь идет о гарантии. За счет государственной гарантированности право действенно, работоспособно. В случае нарушения права может последовать наказание.
В основе права лежат социально-правовые притязания конкретных субъектов; Общесоциальная направленность (общесоциальная сущность), которая заключается в том, что право служит интересам всех людей, выступает универсальным регулятором, обеспечивает стабильное развитие всех социальных связей. Право представляет собой социальную потребность каждого человека, так как общество нуждается в организации и регулировании. Только право как всеобщий и универсальный регулятор способно выполнить эту потребность.
Социальное назначение права состоит в том, что право выступает универсальным регулятором общественных отношений и таким образом:
- обеспечивает общественный порядок, недопустимость анархии и произвола в обществе,
- обеспечивает нормальное стабильное функционирование основных общественных институтов: экономических, политических, социально-культурных,
- обеспечивает свободу индивидов как волевых и самостоятельных субъектов,
- обеспечивает реализацию в жизнь общечеловеческого и общенравственного принципа справедливости.
Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Основные концепции: