Файл: 1. Досуг как сфера социализации личности 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
специалистов включает посещение подростков, заключенных под стражу до гуда в следственном изоляторе, проведение бесед с подростками и их семьями. В Российской Федерации действует около 1650 клубов для подростков и молодежи по месту жительства.

Управление дополнительного образования Министерства образования Российской Федерации определило следующие приоритетные направления деятельности клубов по месту жительства [7]:

  • помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

  • помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;

  • привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;

  • изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

  • индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;

  • выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

  • пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

  • решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности вне учебного процесса;

  • организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;

  • проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования детей.

В практике работы клубов совершенствуются направления деятельности социально-воспитательной и досуговой работы с детьми, подростками и молодежью. В деятельности клубов по месту жительства могут сочетаться различные направления деятельности.


Организация досуга по месту жительства достаточно сложный процесс, требующий дополнительных резервов. Одним из таких резервов является волонтерское движение, очень актуальное в настоящее время.

Волонтерство (добровольческая деятельность) – это общественно полезная деятельность (индивидуальная или коллективная), осуществляемая людьми безвозмездно на основе доброй воли и свободного выбора в пользу третьих лиц или обществом в целом.

По основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года 1 "молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность" - добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат).

Некоторые характеристики, присущие волонтерской деятельности [6]:

  1. Вознаграждение. Волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.

  2. Добровольность. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.

  3. Приносимая польза.

  4. Благотворительность или служба на благо других.

Главное обратить внимание на следующие функции добровольческих ресурсов:

  1. Привлечение добровольцев (средства и методы PR).

  2. Предварительная работа перед набором добровольцев.

  3. Набор добровольцев.

  4. Текущая работа с добровольцами.

Добровольческая деятельность может быть организована различными организациями и общественными институтами, такими как:

  1. Инициативные группы населения:

  2. Молодежные организации;

  3. Общественные организации (ветеранские, женские, и проч.);

Привлечение в свои ряды новых добровольцев – одна из важнейших задач учреждений, работающих в социальной сфере. Поиск, мотивирование и организация добровольцев – более сложный процесс, чем наём оплачиваемых работников. В данном случае требуется не только наличие высоких организационных навыков, но и личный пример добровольчества самого организатора.


3. Основные направления и формы работы с молодежью культурно-досугового центра «Цементник»




Для уральской молодежи характерны те же проблемы, которые характерны для страны в целом. Молодежь в последнее десятилетие ХХ века и в начале ХХI века оказалась в так называемом «обществе риска». Многие возникающие проблемы они не в силах решать самостоятельно. Среди этих проблем следующие: состояние здоровья, уровень физического и духовного развития, наркотики и алкоголь и др.

Различие жизненных стартов у молодежи, отсутствие или недостаточность возможности ее самореализации, деформация ценностно-нормативных представлений приводит молодежь к неопределенной жизненной позиции и появлению у них новых ценностей. Ценности литературы и классической музыки у современной молодежи стоят на последнем месте.

Лишь четверть молодежи гордится своей страной и готова ее защищать и поднимать. В условиях социальной неопределенности появилась молодежная преступность, продолжает сохраняться межнациональная напряженность в обществе. Эффективная организация системы социального развития молодежи, ее воспитания позволит преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе. При анализе проблемы жизнеспособности молодого поколения необходимо рассматривать, прежде всего, социально-культурный, нравственный фактор. Ученые утверждают, что в самые сложные критические периоды истории человек спасался «запасами» духовных ценностей, нравственными устоями. Новые походы к воспитанию молодежи связаны с возрождением испытанных временем традиций и принципов воспитания, а также с нетерпимостью к проявлениям формализма, бюрократизма, консерватизма с очищением мышления от негативных наслоений прошлого, по существу речь идет об изменении самой идеологии управления процессами воспитания молодежи средствами и формами клубной работы.

КДЦ «Цементник» введен в эксплуатацию в 1971 году. Сегодня он рассматривается как многофункциональное учреждение культуры, обладающее широким спектром деятельности для молодежи.

Молодежь - наиболее сложная категория населения в организации досуга, поэтому работники культуры в постоянном поиске новых форм и методов работы с молодежью. Наиболее значимым звеном становится неформальные молодежные группы и задачей массового отдела в работе с молодежью является создание оптимально комфортных условий для развития новых молодежных групп.


КДЦ «Цементник» предоставляет населению широкий выбор досуговых занятий. Проводятся игровые программы, концерты, спектакли, дискотеки, вечера-отдыха. Работают молодежные кружки:

- Цирковая студия «Каскад»;

- ансамбль эстрадной песни «Своя компания»;

- танцевальные коллективы;

- клуб спортивного танца «Грация»;

- вокальные группы;

- художественного чтения;

- театральный молодежный коллектив «Зеркало»;

- народная изостудия;

- дискуссионные клубы, клубы общения;

- профориентационный клуб «Кем быть?»;

- спортивные секции (волейбол, футбол, настольный теннис, шахматный клуб, минифутбол);

- клуб молодежного актива CMC;

- молодежный клуб КВН «NEXT»;

Время изменило ценностный ряд. Уже уходит на второй план материальное благополучие. Уверенность в себе приходит через общение, проявление активной позиции, через творчество, интеллектуальную деятельность. На экране телевидения все чаще появляются передачи для «знаек» «Кто самый умный?», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером», «Своя игра» и т.п. Телевизионные игры мотивируют молодежь к самообразованию, повышению уровня знаний в различных областях, расширению кругозора. Что мешает уральским подросткам и молодежи стать на одну интеллектуальную ступень со столичными ровесниками? Отсутствие системы мероприятий с направленностью на развитие интеллекта и кругозора школьников и учащихся ссузов в городе и районе. Одним из самых популярных и действенных форм организации досуга является КВН.

Добрые традиции конкурса веселых и находчивых вот уже более сорока лет объединяют дерзкие умы молодежи. КВН включает в себя добрый юмор, состязания в остроумии и море творчества; пение, хореография, акробатика, пантомима, клоунада, поэзия, актерское мастерство, эстетический вкус и чувство меры. КВН - это дружелюбная планета абсолютно для всех, кто хочет себя попробовать на сцене. В процессе подготовки новой программы или выполнения конкурсного задания ребята, сами того не подозревая развиваются интеллектуально и творчески в итоге каждый раз дарят праздник зрителю, своим соперникам и себе. Увлечение КВНом - пожизненный диагноз, но еще никого он не сделал несчастным.

Сегодня уже никому не надо доказывать, что игра - необходимый атрибут социализации личности, что в игре гораздо легче постигаются ученые премудрости