Файл: Введение 3 Глава Теоретические основы доходов населения и социальной политики государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность и значение доходов населения и их дифференциация
1.2 Социальная политика: реформы и обязательства
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ И РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
2.1 Дифференциация доходов России и особенности их формирования
2.2 Сравнительный анализ проведения социальной политики в России и других странах
;
– проблемы занятости.
Занятость – это не только проблема трудовых отношений или социального развития субъектов хозяйствования. Это комплексная проблема, решение которой зависит от общеэкономической ситуации, бюджетной и кредитной политики страны, в которой занятость считается определяющим моментом.
Таким образом, анализ современных проблем развития общественного государства в РФ говорит о том, что для решения нужно:
– формирование целостной социально-экономической политики, как на региональном уровне, так и в масштабах страны в целом;
– оказание финансовой и кредитной поддержки регионам. Это одна из самых ключевых задач федеральной власти, которая пока не выполняется [17, с. 106].
В реальное время в условиях финансовых, структурных, общественных кризисных явлений эти задачи могут быть сгруппированы следующим образом:
– активная политика по увеличению уровня жизни, социальной помощи населению, созданию критерий для реализации его возможностей самостоятельно обеспечивать свое благосостояние;
– действенные меры на рынке труда по оптимизации структуры занятости и уменьшению безработицы;
– формирование механизма социальной защиты социально неблагополучных и социально уязвимых категорий населения, социального обеспечения нетрудоспособного населения;
– разработка действенной системы защиты прав личности и обеспечения защищенности.
Институционные преобразования в социально-бытовой инфраструктуре и социально-культурной сфере с целью расширения вероятностей получения соответствующих услуг населением, увеличения качества обслуживания, обеспечение доступности для каждого минимального набора бесплатных услуг образования, здравоохранения и т. п.
В условиях макроэкономической нестабильности, характерной для современной РФ, проблема неравенства доходов приобретает особую актуальность и значимость.
Основные социально-экономические индикаторы уровни жизни населения за 2013-2017 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения РФ за 2013-2017 гг.
На основании таблицы 1 можно сделать следующие выводы.
В настоящее время в РФ наблюдается значительный разрыв в доходах населения.
За 2013-2017гг. произошел рост следующих показателей:
– среднемесячной начисленной заработной платы;
– среднемесячного размера начисленных пенсий;
– промежуточного минимума в среднем на душу населения.
Для большей наглядности динамику основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения РФ за 213-2017 гг. на рисунке 7.
Рис. 7. Основные социально-экономических индикаторы уровня жизни населения РФ за 213-2017 гг.
Несмотря на рост основных показателей, представленных на рисунке 1, наблюдаются и отрицательные моменты.
За 2013-2017 гг. произошло снижение реальной заработной платы и пенсий, возросла численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.
Устойчивое снижение реальных доходов населения в сочетании с сокращением социальных расходов, а также усиление негативных тенденций на рынке труда, о наличии которых свидетельствуют данные официальной статистики, может негативно отражаться на социальном самочувствии населения и вызывать рост социальной напряженности.
Уровень дохода – макроэкономический показатель. Он показывает результат становления экономики РФ, а также развитие социальной сферы – главных моментов, определяющих доходы населения. Естественно, заработок каждого человека всегда будет коррелировать с его личными качествами и особенностями (интеллект, образования, характер и т.п.) и эта характеристика будет субъективна.
Различия в доходах складываются под действием всевозможных факторов. Естественно, люди не равны, и нередко личные неравенства, те, что были перечислены ранее, дополняются особенностями положения в обществе, которые и сформируют различия в уровне жизни.
В реальное время наиболее ключевым индикатором социального неравенства считается индекс Джини. Он более буквально демонстрирует, как размеренно распределены доходы между горожанами РФ.
При Ij = 0 прибыли распределены безусловно размеренно.
Значения показателя Индекса Джинни за 2010-2017 гг. представлены в таблице 2.
Таблица 2
Значения показателя индекса Джинни I
j
На основании таблицы 2 можно сделать вывод, что за 2010-217гг. коэффициент Джини имеет тенденцию к увеличению.
Для большей наглядности представим динамику коэффициента Джинни на рисунке 2.
Рис. 7. Коэффициент Джинни РФ за 2013-2017 гг.
Дифференциация доходов в значимой степени приводит к:
– усилению поляризации социума;
– возникновению вражды и негатива меж людьми.
Данные моменты в результате всегда негативно сказывается на уровне жизни.
В итоге реформ 90х годов в РФ был совершен переход к рыночной экономике. Это повлекло изменение модели рассредоточения доходов между различными категориями населения государства. То, что происходило в рамках рыночных реформ: приватизация, реструктуризация экономики, лишь усилили дифференциацию доходов населения и привело к большим масштабам обнищания людей, наращиванию доли бедных.
Можно отметить ряд оснований продолжения усиления дифференциации доходов в РФ:
1. Сокращение доли официального дохода в общем доходе населения и значительное наращивание роли неформальных доходов.
2. Ослабление роли страны в перераспределении доходов.
3. Инфляция.
4. Сращивание частного бизнеса с государством.
5. Ухудшение ситуации на рынке труда.
6. Коррупция.
Недоступность реструктуризации и приватизации на конкурентной базе привели к тому, что в руках небольшой доли населения оказались большие объемы производственных фондов, а с ними и активы, приносящие сверхвысокий заработок.
Недоступность действенного регулирования рынка и откладывание реформ только усилили коррупцию, которая отвечает заинтересованностям интересам богатых людей.
Все это привело к печальным результатам. В их числе:
1. Растет количество людей за чертой бедности, что элементарно не позволительно в развитом обществе.
2. Социум содержит направленность к расслоению на «наших» и «чужих», люди утрачивают совместные цели, интересы и ощущение патриотизма. Появляются межэтнические инциденты.
3. Происходит «отток мозгов» за рубеж. По причине чего происходит селекция сотрудников, которая влечет за собой сокращение интеллектуального уровня в стране в длительной перспективе.
4. Из-за невысокого уровня жизни снижается трудовая активность населения, портится самочувствие, снижается рождаемость, что приводит к демографическим упадкам.
Разрешение такой проблемы как борьба с неравенством – одно из главных направлений социальной политики страны. Считается необходимостью снижение количества граждан, живущих за чертой бедности, а также законодательное установление минимальной заработной платы. Для данных целей она должна приближаться к прожиточному минимуму либо приравниваться к нему.
Реформированию подлежит и сам способ расчета прожиточного минимума, который очерчивает формальные грани бедности. Нужен расчет прожиточного минимума на базе доли к среднему уровню дохода населения (40-50%).
Для влияния на категорию населения, доходы которой ниже прожиточного минимума, станут эффективны программы, в комплексно-включающие социальную поддержку в связи со сложной жизненной ситуацией, переобучение, повышение квалификации. Это способствует развитию человеческого капитала – фактора финансового подъема. Для воплощения аналогичных реформ можно применить подход, заключающийся в аккумулировании средств в руках страны методом взимания прямых и косвенных налогов.
Приобретенный в итоге экономический эффект даст вероятность вывести служащих бюджетной сферы из категории малоимущих, доведя их заработок до значения прожиточного минимума.
Высокий уровень дифференциации денежных доходов населения считается предпосылкой социальной нестабильности и влечет за собой большое количество неблагоприятных явлений. Но в тоже время, небольшая дифференциация оказывает позитивное влияние на экономику.
Безоговорочное равенство «убьет» у людей стимул к действенному труду. В случае если оплачивать одинаково — то закончат трудиться люди, работающие с большей эффективностью и имеющие исключительные компетенции. Результатом сего будет замедление экономического прогресса государства и темпов роста благосостояния ее людей. В следствие этого оплачивать деятельность людей во всяком случае будет необходимо по-разному. В силу этого, неравенство доходов все же следует признать нормальным. Кроме того, это важный инструмент стимулирования трудовой активности людей.
– проблемы занятости.
Занятость – это не только проблема трудовых отношений или социального развития субъектов хозяйствования. Это комплексная проблема, решение которой зависит от общеэкономической ситуации, бюджетной и кредитной политики страны, в которой занятость считается определяющим моментом.
Таким образом, анализ современных проблем развития общественного государства в РФ говорит о том, что для решения нужно:
– формирование целостной социально-экономической политики, как на региональном уровне, так и в масштабах страны в целом;
– оказание финансовой и кредитной поддержки регионам. Это одна из самых ключевых задач федеральной власти, которая пока не выполняется [17, с. 106].
В реальное время в условиях финансовых, структурных, общественных кризисных явлений эти задачи могут быть сгруппированы следующим образом:
– активная политика по увеличению уровня жизни, социальной помощи населению, созданию критерий для реализации его возможностей самостоятельно обеспечивать свое благосостояние;
– действенные меры на рынке труда по оптимизации структуры занятости и уменьшению безработицы;
– формирование механизма социальной защиты социально неблагополучных и социально уязвимых категорий населения, социального обеспечения нетрудоспособного населения;
– разработка действенной системы защиты прав личности и обеспечения защищенности.
Институционные преобразования в социально-бытовой инфраструктуре и социально-культурной сфере с целью расширения вероятностей получения соответствующих услуг населением, увеличения качества обслуживания, обеспечение доступности для каждого минимального набора бесплатных услуг образования, здравоохранения и т. п.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ И РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
2.1 Дифференциация доходов России и особенности их формирования
В условиях макроэкономической нестабильности, характерной для современной РФ, проблема неравенства доходов приобретает особую актуальность и значимость.
Основные социально-экономические индикаторы уровни жизни населения за 2013-2017 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения РФ за 2013-2017 гг.
Показатели | 2013г. | 2014г. | 201г. | 2016г. | 2017г. |
Среднемесячная начисленная заработная плата 1 работника, рублей | 20780 | 23221,1 | 25928,2 | 27766,6 | 30224,5 |
Реальная начисленная заработная плата 1 работника, в процентах к предыдущему году | 100,5 | 104,6 | 104,0 | 99,3 | 95,7 |
Среднемесячный размер назначенных пенсий на конец года, рублей | 7820 | 8272,7 | 9153,6 | 10029,7 | 10888,7 |
Реальный размер назначенной месячной пенсии на конец года, в процентах к предыдущему году | 104,2 | 104,6 | 103,3 | 103,3 | 97,5 |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения, рублей в месяц | 6369 | 6510 | 7306 | 8050 | 9701 |
Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения | 12,7 | 10,7 | 10,8 | 11,2 | 13,3 |
Децильный коэффициент фондов, в разах | 16,2 | 16,4 | 16,3 | 16,0 | 15,6 |
На основании таблицы 1 можно сделать следующие выводы.
В настоящее время в РФ наблюдается значительный разрыв в доходах населения.
За 2013-2017гг. произошел рост следующих показателей:
– среднемесячной начисленной заработной платы;
– среднемесячного размера начисленных пенсий;
– промежуточного минимума в среднем на душу населения.
Для большей наглядности динамику основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения РФ за 213-2017 гг. на рисунке 7.
Рис. 7. Основные социально-экономических индикаторы уровня жизни населения РФ за 213-2017 гг.
Несмотря на рост основных показателей, представленных на рисунке 1, наблюдаются и отрицательные моменты.
За 2013-2017 гг. произошло снижение реальной заработной платы и пенсий, возросла численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.
Устойчивое снижение реальных доходов населения в сочетании с сокращением социальных расходов, а также усиление негативных тенденций на рынке труда, о наличии которых свидетельствуют данные официальной статистики, может негативно отражаться на социальном самочувствии населения и вызывать рост социальной напряженности.
Уровень дохода – макроэкономический показатель. Он показывает результат становления экономики РФ, а также развитие социальной сферы – главных моментов, определяющих доходы населения. Естественно, заработок каждого человека всегда будет коррелировать с его личными качествами и особенностями (интеллект, образования, характер и т.п.) и эта характеристика будет субъективна.
Различия в доходах складываются под действием всевозможных факторов. Естественно, люди не равны, и нередко личные неравенства, те, что были перечислены ранее, дополняются особенностями положения в обществе, которые и сформируют различия в уровне жизни.
В реальное время наиболее ключевым индикатором социального неравенства считается индекс Джини. Он более буквально демонстрирует, как размеренно распределены доходы между горожанами РФ.
При Ij = 0 прибыли распределены безусловно размеренно.
Значения показателя Индекса Джинни за 2010-2017 гг. представлены в таблице 2.
Таблица 2
Значения показателя индекса Джинни I
j
Год | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Ij | 0.421 | 0.421 | 0.417 | 0.42 | 0.419 | 0.416 | 0.413 | 0.416 |
На основании таблицы 2 можно сделать вывод, что за 2010-217гг. коэффициент Джини имеет тенденцию к увеличению.
Для большей наглядности представим динамику коэффициента Джинни на рисунке 2.
Рис. 7. Коэффициент Джинни РФ за 2013-2017 гг.
Дифференциация доходов в значимой степени приводит к:
– усилению поляризации социума;
– возникновению вражды и негатива меж людьми.
Данные моменты в результате всегда негативно сказывается на уровне жизни.
В итоге реформ 90х годов в РФ был совершен переход к рыночной экономике. Это повлекло изменение модели рассредоточения доходов между различными категориями населения государства. То, что происходило в рамках рыночных реформ: приватизация, реструктуризация экономики, лишь усилили дифференциацию доходов населения и привело к большим масштабам обнищания людей, наращиванию доли бедных.
Можно отметить ряд оснований продолжения усиления дифференциации доходов в РФ:
1. Сокращение доли официального дохода в общем доходе населения и значительное наращивание роли неформальных доходов.
2. Ослабление роли страны в перераспределении доходов.
3. Инфляция.
4. Сращивание частного бизнеса с государством.
5. Ухудшение ситуации на рынке труда.
6. Коррупция.
Недоступность реструктуризации и приватизации на конкурентной базе привели к тому, что в руках небольшой доли населения оказались большие объемы производственных фондов, а с ними и активы, приносящие сверхвысокий заработок.
Недоступность действенного регулирования рынка и откладывание реформ только усилили коррупцию, которая отвечает заинтересованностям интересам богатых людей.
Все это привело к печальным результатам. В их числе:
1. Растет количество людей за чертой бедности, что элементарно не позволительно в развитом обществе.
2. Социум содержит направленность к расслоению на «наших» и «чужих», люди утрачивают совместные цели, интересы и ощущение патриотизма. Появляются межэтнические инциденты.
3. Происходит «отток мозгов» за рубеж. По причине чего происходит селекция сотрудников, которая влечет за собой сокращение интеллектуального уровня в стране в длительной перспективе.
4. Из-за невысокого уровня жизни снижается трудовая активность населения, портится самочувствие, снижается рождаемость, что приводит к демографическим упадкам.
Разрешение такой проблемы как борьба с неравенством – одно из главных направлений социальной политики страны. Считается необходимостью снижение количества граждан, живущих за чертой бедности, а также законодательное установление минимальной заработной платы. Для данных целей она должна приближаться к прожиточному минимуму либо приравниваться к нему.
Реформированию подлежит и сам способ расчета прожиточного минимума, который очерчивает формальные грани бедности. Нужен расчет прожиточного минимума на базе доли к среднему уровню дохода населения (40-50%).
Для влияния на категорию населения, доходы которой ниже прожиточного минимума, станут эффективны программы, в комплексно-включающие социальную поддержку в связи со сложной жизненной ситуацией, переобучение, повышение квалификации. Это способствует развитию человеческого капитала – фактора финансового подъема. Для воплощения аналогичных реформ можно применить подход, заключающийся в аккумулировании средств в руках страны методом взимания прямых и косвенных налогов.
Приобретенный в итоге экономический эффект даст вероятность вывести служащих бюджетной сферы из категории малоимущих, доведя их заработок до значения прожиточного минимума.
Высокий уровень дифференциации денежных доходов населения считается предпосылкой социальной нестабильности и влечет за собой большое количество неблагоприятных явлений. Но в тоже время, небольшая дифференциация оказывает позитивное влияние на экономику.
Безоговорочное равенство «убьет» у людей стимул к действенному труду. В случае если оплачивать одинаково — то закончат трудиться люди, работающие с большей эффективностью и имеющие исключительные компетенции. Результатом сего будет замедление экономического прогресса государства и темпов роста благосостояния ее людей. В следствие этого оплачивать деятельность людей во всяком случае будет необходимо по-разному. В силу этого, неравенство доходов все же следует признать нормальным. Кроме того, это важный инструмент стимулирования трудовой активности людей.