Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 302

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Метод экспертных оценок. Он заключается в сборе мнений специалистов о возможном изменении тенденций и закономерностей преступности на планируемый период.

Наибольшей популярностью среди методов экспертизы пользуется дельфийский метод. По этому методу вопросы экспертам ставятся так, чтобы они имели какую-то количественную характеристику. Опросы проводятся в несколько туров, в ходе которых вопросы и ответы уточняются. При отклонении прогноза от мнения большинства эксперты обосновывают свою точку зрения. В ходе экспертизы возможно привлечение дополнительных экспертов. На основе прогнозов всех привлечённых экспертов составляется общий прогноз, в котором находят отражение наиболее распространённые точки зрения. Данный способ наиболее распространён в практике.

Чтобы успешно решать задачи, поставленные перед органами, осуществляющими борьбу с правонарушениями, нужно не только предвидеть изменения преступности, но и «управлять» ею, необходимо осуществлять планирование работы по предупреждению преступлений.

III. Понятие и задачи криминологического планирования.

Планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность поведения людей, отклоняющегося от норм уголовного законодательства134.

Целью планирования является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивного изменения её характера и структуры в планируемый период.

Планы, основанные на прогнозах преступности, позволят определить, какие проблемы должны быть решены в первую очередь и в какой последовательности. Не менее существенно и то, что в таких планах мероприятия, намеченные к исполнению, логически связаны между собой таким образом, что любое из них, будучи составным элементом более общей проблемы, в свою очередь распадается на составные элементы. И, наконец, план содержит в себе не только предвидение определённых результатов, но и является организующей, мобилизующей силой, которая побуждает добиваться намеченной цели. Планирование вносит организующее начало в деятельность органов, осуществляющих борьбу с преступностью.


Очевидно, что на основе долгосрочных прогнозов (и прогнозов на средние сроки) должны составляться перспективные планы предупреждения преступности, а на основе краткосрочных прогнозов - текущие планы, которые охватывают относительно короткие периоды времени. Перспективное планирование определяет главные направления в работе, выбор основных путей и средств достижения поставленных целей, действенную систему контроля. Текущее планирование призвано решать проблемы, возникающие в связи с изменением состояния и структуры преступности, в ходе осуществления предупредительной деятельности, например, правоохранительных органов.

Возможна классификация планов и по другим критериям. Например, по срокам: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. По составу и роли исполнителей: комплексно-территориальные, комплексно - отраслевые, отраслевые (ведомственные).

Программирование - это научно сформулированная постановка основных задач общества в области борьбы с преступностью, в частности и главным образом перед органами, осуществляющими борьбу с преступностью135.

Программа позволяет участникам её реализации чётко представить свою роль и оценить точки взаимодействия с другими исполнителями программных мероприятий.

Известные в настоящее время программы можно разделить на общесоциальные и специальные.

Общесоциальные программы по предупреждению преступности предусматривают осуществление мероприятий, которые косвенным образом влияют на состояние, структуру преступности и противоправное поведение граждан. Однако это влияние весьма значительно. В свою очередь общесоциальные программы также можно подразделить. Некоторые из них, например, Федеральные целевые программы «Социальных реформ в Российской Федерации», «Содействия занятости населения Российской Федерации», имеют, условно говоря, «общий характер». Другие же, например, Федеральная миграционная программа, Федеральная целевая программа «Молодёжь России» рассчитаны на действие в отношении определённой категории граждан.

Специальные программы по предупреждению преступности предусматривают мероприятия, непосредственно направленных на предупреждение преступлений. Эти программы также как и общесоциальные неоднородны. Среди них, прежде всего, следует отметить Федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступностью. Наличие в структуре программ разделов о профилактике правонарушений даёт возможность:



  • предотвратить нарушение приоритетности предупредительных мероприятий в отношении наиболее общественно опасных преступных посягательств;

  • не допустить использование не по назначению сил и средств, выделенных на профилактику;

  • обеспечить постоянное выполнение профилактических мероприятий в соответствии с программами и осуществить контроль за их реализацией и т.д.

С учётом основных направлений и требований Федеральных программ принимаются региональные, которые нацеливают на максимальное использование местных потенциальных возможностей для укрепления законности и правопорядка, защиты законных интересов граждан и государства от преступных и иных противоправных проявлений. Региональные программы, как правило, учитывают специфические особенности «местной» преступности и ориентируются на неё.

Среди специальных программ есть и такие, которые рассчитаны на воздействие в отношении определённой категории граждан. Например, Федеральные целевые программы «Содействие трудовой занятости осуждённых к наказанию в виде лишения свободы», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Разработка таких Программ важна в предупреждении преступлений, так как учёт особенностей этих граждан позволяет более детально определить и профилактические мероприятия в отношении них.

В заключении следует сказать, что через различные программы государство и общество выполняет свою обязанность по предупреждению преступности.

Тема 8. Предупреждение преступности.

  1. Понятие, принципы и цели предупреждения преступности.

  2. Система предупреждения преступности.

  3. Правоохранительные органы как субъекты профилактики преступности.

  4. Правовая основа деятельности по предупреждению преступлений.

  5. Международное сотрудничество в противодействии преступности.

I Понятие, принципы и цели предупреждения преступности.

В процессе исторического развития человечество использовало два основных способа противодействия преступным посягательствам на права и законные интересы личности, общества, государства: наказание за совершённые преступления и предупреждение преступлений.

Однако, несмотря на необходимость справедливого, своевременного и неотвратимого наказания преступника, для сдерживания преступности и обеспечения общественного порядка, по мере развития человеческой цивилизации всё более укреплялось мнение о том, что именно предупреждение преступности (преступлений) - наиболее перспективный способ борьбы с этим явлением.


Предупреждению преступности уделялось определённое внимание ещё в дореволюционной России. В частности, специально регулировалась профилактическая деятельность полиции; с участием общественности, была создана разветвлённая система учреждений социальной помощи для предупреждения рецидивных преступлений и преступлений несовершеннолетних.

Первым историческим криминологическим законом в мире был Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений, который вошёл в Свод законов Российской империи в 1833г. (принят в 1832г.). В этом Законе были определены общие принципы и меры предупреждения преступлений.

Основы современной системы предупреждения преступлений были заложены в советский период времени. Несмотря на то, что в 70-80-е годы эта система всё в большей степени ощущала отрицательное воздействие формализма и погони за отчётными показателями, она сохраняла достаточную эффективность. Её влияние сказалось на том, что противоречивые тенденции преступности в названный период не привели к её скачкообразному росту.

Отечественная модель предупреждения преступности получила международное признание. Ряд её организационных форм и методических положений получили поддержку в документах ООН, её специализированных органов и адаптированы в практику борьбы с преступностью ряда зарубежных стран.

К сожалению, в силу ряда объективных и субъективных причин и, в частности, недооценки органами власти стратегического значения предупреждения преступности для будущего страны, её отечественная система за годы реформ оказалась разрушенной.

В настоящее время целесообразно её восстановление и развитие в новых условиях с использованием существовавших форм и методов предупредительной деятельности, выдержавших испытание временем и практикой.

В пользу предупреждения преступности свидетельствуют и такие аргументы:

Во-первых, упреждающий характер: не дать совершиться злу всегда лучше для возможных жертв посягательств (как и для общественного спокойствия и безопасности в целом), чем наказание за уже содеянное.

Во-вторых, эффективность: противодействуя совершению конкретных преступлений и их определённых групп (видов), государство и общество воздействует на саму почву, на которой они возникают, следовательно, не дают и в дальнейшем возникнуть сходным преступлениям.

В-третьих, огромная экономия ресурсов общества за счёт уменьшения его непроизводительных «расходов». Расчёты показали, например, что предупреждение только одного убийства предотвращает экономический ущерб на сумму около миллиона рублей, не говоря уже об ущербе для воспроизводства населения, воспитания детей, обороноспособности страны и т.д. Полностью экономически и социально оправдано содержание должностного лица, наделённого предупредительными функциями, если оно ежегодно будет удерживать от преступлений хотя бы двух несовершеннолетних
136.

Предупреждение преступности многоуровневая система мер и осуществляющих их субъектов, направленная на выявление:

а) и устранение либо ослабление причин преступности, отдельных её видов, а также способствующих им условий;

б) и устранение ситуаций на определённых территориях или в определённой среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений;

в) в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска;

г) лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости и на их ближайшее окружение137.

Учитывая сказанное можно привести одно из определений предупреждения преступности, под которым предлагается понимать «деятельность государства и общества, направленная против преступности с целью удержания её на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих её причин»138.

Положительных результатов в предупреждении преступности можно достичь только при комплексном подходе к решению этой проблемы, то есть с использованием экономических, социально-культурных, воспитательных и правовых мер. При этом важнейшую роль играет политическая ситуация. Ведь для выработки и реализации вышеназванных мер необходима политическая воля. Поэтому деятельность по предупреждению преступности часть политики государства по национальной безопасности и (во взаимодействии с уголовно- правовыми мерами) борьбе с преступностью.

Целью предупреждения преступности можно считать достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивного изменения её характера или структуры.

Содержание предупреждения преступности составляет деятельность государственных и общественных органов и организаций (субъектов) как по устранению и нейтрализации объективных предпосылок антиобщественного поведения, так и изменения сознания лиц, склонных к правонарушениям.

Как любая система социального управления, предупреждение преступности опирается на совокупность принципов - руководящих идей, являющихся обязательным ориентиром для задач и содержания соответствующей деятельности. Это принципы законности, демократизма, социальной справедливости и гуманизма, комплексности, дифференциации и индивидуализации, своевременности и необходимой достаточности, научной обоснованности.