Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 309
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вместе с тем следует иметь в виду, что с отменой в 1993 году уголовной ответственности за злостное нарушение правил административного надзора профилактические возможности этого института снизились. Административный надзор может быть применён не ко всем ранее судимым, а только к тем, в отношении которых он предусмотрен Федеральным законом РФ от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освободившимися из мест лишения свободы». Однако и до принятия данного закона подразделениями ОВД по всей стране ежегодно проводились мероприятия в отношении «поднадзорных», например, под названием «Условник».
Большое значение в усилении социальной помощи и контроля ранее судимым лицам, особенно в ходе индивидуальной профилактики, имеет степень взаимодействия правоохранительных и других организаций. Например, органов внутренних дел и органов социально защиты населения. Ведь решение многих проблем лиц, состоящих на учёте в ОВД, лежит за рамками компетенции подразделений этого ведомства.
Особое значение в предупреждении рецидива преступлений имеет отношение со стороны не только ближайшего окружения, но и со стороны официальных субъектов к судьбе и проблемам лиц, освобождённых от исполнения наказания. Так, опыт длящегося криминологического изучения личности во взаимодействии с социальной средой на протяжении 20 лет показал, что на путь исправления встали те немногие, кто почувствовал неформальное, активное и заинтересованное участие в их судьбе со стороны отдельных сотрудников милиции, руководителей предприятий, на которых они работали, членов их семей290.
В предупреждении рецидивных и «профессиональных» преступлений важнейшая роль принадлежит прокуратуре, которая в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет надзор за исполнением законов органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы. Отличительными чертами прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждениями, исполняющими наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу, выступают:
-
выполнение им роли гаранта соблюдения прав и свобод лиц, находящихся в указанных органах и учреждениях, предопределённой иммунитетом прокурорского надзора к восприятию местных и ведомственных влияний, его особым местом в системе контроля за законностью действий и актов данных органов и учреждений; -
инициативный характер проведения, не требующий обязательного наличия обращений о нарушении законности; -
отчётливо выраженная властность полномочий прокурора, обеспечивающая его непосредственное участие в установлении и пресечении нарушений закона.
Прокурорский надзор имеет значение для соблюдения норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующих порядок и условия содержания под стражей, исполнение наказания и мер принудительного характера, назначаемых судом, активно способствует достижению их целей. Прокуроры оказывают положительное воздействие на функционирование уголовно-исполнительной системы, принимая непосредственное участие в решении задач точного исполнения законов, определяющие основополагающие вопросы деятельности входящих в неё органов и учреждений. Прокурорам принадлежит ведущая роль в пресечении, устранении и предупреждении нарушений законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; осуждённых; лиц, к которым применены меры медицинского характера. Деятельность прокуроров призвана обеспечить реальное соблюдение прав и свобод содержащейся в указанных органах и учреждениях специфической категории лиц, возможности которых в их защите в повседневной действительности выглядят крайне ограниченными.
По мнению специалистов, в современных условиях для повышения эффективности борьбы с рецидивной и профессиональной преступностью возможны два подхода: 1) включение в общую программу борьбы с преступностью раздела, посвящённого борьбе с этими видами преступности; 2) разработка специального плана, программы с конкретной целью воздействия на рецидивную преступность.
Достоинствами первого подхода являются, во-первых, комплексное отношение к проблеме рецидивной и профессиональной преступности, тесно связанных с другими криминологическими проблемами; во-вторых, более широкие возможности координации и взаимодействия различных субъектов профилактики, в том числе не занятых непосредственно решением проблемы рецидивной и профессиональной преступности.
Преимущества второго подхода заключаются в возможностях максимальной конкретизации и детализации разрабатываемых мер, отсутствующих, как правило, в общих программах из-за опасения их безмерного разрастания.
Целесообразным представляется сочетание этих двух подходов, предусматривающих:
1) разработку новых форм и методов индивидуальной профилактики;
2) меры по улучшению взаимодействия уголовно-исполнительных учреждений с региональными органами внутренних дел;
3) усиление социального контроля за ранее судимыми лицами, а также отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы;
4) повышение эффективности административного надзора;
5) оказание социальной помощи лицам, нуждающимся в ней после отбытия наказания;
6) меры по совершенствованию информационного обеспечения борьбы с рецидивной преступностью;
7) усиление внимания к выявлению и анализу причин и условий, способствующих рецидивной преступности, в том числе данных, характеризующих личность осуждённого;
8) правовые и медицинские меры по борьбе с пьянством, алкоголизмом, наркоманией среди осуждённых и лиц, отбывших наказание291.
При этом необходимо учитывать специфику личности профессионального преступника. По уровню криминального мастерства профессиональных преступников можно разделить на такие типы, как: специалисты высшего уровня; специалисты среднего класса; неквалифицированные и низко квалифицированные специалисты. Наиболее серьёзные преступления организуются и совершаются криминальными профессионалами высшего уровня. Все они должны находиться на учёте, их деятельность должна непрерывно отслеживаться специальными структурами органов внутренних дел. Анализ их профессионального почерка и связей в преступном мире позволит более результативно раскрывать сложные преступления. Специалисты среднего уровня - резерв криминального мира. Среди них немало перспективных преступников, которые также должны находиться на особом учёте. При решении вопроса о мере наказания за преступление, совершённые криминальными специалистами высшего и среднего уровня, должна учитываться почти стопроцентная гарантия рецидива. Вероятность обращения их в социально полезных людей очень низка292.
Важным направлением в предупреждении рецидивной и профессиональной преступности является деятельность по устранению и развенчанию традиций и обычаев криминальной среды, романтизация которых нередко привлекает в ряды преступников несовершеннолетних и молодых. Это направление, учитывая длительность периода существования указанных явлений криминального мира и историю российского населения, представляется наиболее трудным. В этом направлении необходимо тесное сотрудничество учёных и практиков, особенно сотрудников, непосредственно работающих с данной категорией преступников. Очень эффективным, с нашей точки зрения, если возможно, было бы участие в этой работе самих бывших преступников, имеющих большой криминальный стаж и вставших на путь исправления.
Таким образом, анализ рецидивной и профессиональной преступности, личности преступников позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на достаточно жёсткий контроль в советское время, они не только не исчезли, но и приобрели более опасные формы. Поэтому противодействие данным видам преступности должно носить системный характер даже в те периоды, когда они не имеют, по официальным показателям, ощутимого прироста и качественных изменений. Вместе с тем необходимо понимать, что успех возможен только при активном противодействии первичной преступности.
Тема 13. Организованная преступность.
-
Понятие и признаки организованной преступности. -
Характеристика организованной преступности. -
Характеристика организованных преступных формирований. -
Личность участников организованных преступных формирований. -
Причинный комплекс организованной преступности. -
Предупреждение организованной преступности.
I. Понятие и признаки организованной преступности.
Организованная преступность (ОП) - подвид умышленной преступности, присущ не всем государствам. Поэтому наличие в государстве незначительного числа организованных преступлений ещё не означает существования организованной преступности как общественного явления.
В Российском уголовном законодательстве нет понятия «организованная преступность». В нём в рамках института соучастия используются дефиниции «организованная преступная группа» и «преступное сообщество (организация)». В криминологической литературе, а также в неподписанном Президентом РФ законе «О борьбе с организованной преступностью» (1995г.) различают не две, а три организованные формы: организованная группа, преступная организация и преступное сообщество293.
Общественная опасность ОП резко отличается от неорганизованной преступности, поскольку она:
-
оказывает влияние на все политические и другие социальные процессы в стране. Поэтому ОП - это не только уголовно-правовое, но и политическое явление, представляющее угрозу национальной безопасности. Она основной фактор криминализации власти в Российской Федерации в целом294. -
насаждает криминальную идеологию, заключающуюся в том, что все средства хороши для обогащения, что всё можно купить, что побеждает сильнейший, а не закон. -
втягивает в преступную деятельность людей, которые могут даже не подозревать о масштабе этой деятельности, в те или иные формы пособничества или извлечения выгод из результатов организованной преступной деятельности (ОПД). -
вышла за рамки одного государства, и этот процесс отражается в расширении рынков сбыта наркотических средств, оружия, краденых вещей и других незаконных услуг, которые поставляются и обрабатываются через сеть преступных коммерческих организаций, охватывающих весь мир. Объём этих сделок составляет сотни миллиардов долларов, что превышает национальные бюджеты многих государств.