Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 300

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для воровских сходок также характерно: обсуждение положения об организации сбора, хранения и использования “общаковых” средств для сообщников, отбывающих наказание в местах лишения свободы, помощи их семьям, а также применения в бизнесе, коммерции; наделение кандидатов («коронация”) криминальным титулом «вора в законе»; определение санкций к отдельным «ворам в законе» и другим лидерам преступной среды, а также к коммерсантам, бизнесменам, сотрудникам правоохранительных органов.

Итак, можно сказать, что, временное преступное сообщество - это криминальное объединение главарей преступных организаций и лидеров преступной среды, создаваемое для координации и упорядочения преступной деятельности, решения межрегиональных и межгосударственных криминальных вопросов, оказания помощи в приспособлении преступных структур к современным условиям России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Специфическую структуру имеют преступные формирования в местах лишения свободы. В состав данных преступных формирований входят:

  • «вор в законе» - руководитель;

  • «положенец» - имеет право принимать решения в отсутствие «вора в законе» и от его имени;

  • «смотрящий» - принимает незначительные решения частного характера. Например: «смотрящий за общаком» - собирает и хранит ценности, деньги, чай, сигареты, аудио-видео технику и т.д.; «смотрящий за штрафным изолятором, помещением камерного типа» - следит за тем, чтобы содержащиеся там осуждённые имели как можно меньше материальных трудностей.

  • «мужики» - осуждённые, составляющие основную массу «криминального общества» исправительных учреждений. Они задействованы на производстве либо изготовлении ширпотреба для «воровского общака»;

  • активные осуждённые отрицательной направленности - пропагандируют «воровские законы» и противостоят администрации исправительного учреждения323.

По официальным данным МВД РФ (на март 2005 года) на территории России действовало 116 преступных сообщества, каждое из которых объединяло десятки преступных групп с 4 тысячами наиболее активных участников324.

У сотрудников правоохранительных органов существует свой подход к классификации организованных преступных формирований325 - "международная организованная группа" и "этническая организованная группа". В первом случае в группу объединены граждане одной или нескольких стран, во втором - представители одного этноса. В 2007 году насчитывалось примерно 450 организованных преступных формирований численностью свыше 12 тысяч участников, оказывающих серьезное влияние на криминогенную обстановку и социально-экономическую ситуацию в стране. Они отличаются прочными позициями в экономических структурах, обладают устойчивыми межрегиональными, международными и, что немаловажно, коррупционными связями. Коррумпированные должностные лица оказывают содействие каждому третьему преступному формированию. Коррупция переросла чисто криминальный аспект и приобрела политическую окраску. Постоянно совершенствуются формы мздоимства, получают распространение новые виды коррумпированных отношений. Примерно половина преступных формирований имеет межрегиональный и международный характер. Каждая пятая преступная группа сформирована на этнической основе.


В криминологической литературе имеются и другие классификации326.

IV. Характеристика личности участника организованных преступных формирований.

Для участников организованных преступных формирований в большинстве случаев характерны черты и свойства личности профессиональных преступников. Это обусловлено постоянным и системным характером и специализацией соответствующей деятельности. При этом овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками для совершения преступлений предполагает усвоение не только «технологии» этой деятельности в соответствии с исполняемыми функциями, но и её идеологии и психологии, включающей нормы иерархизированного поведения, общения; норм дисциплины в сообществе; ценностных ориентаций; систем распознания «свой» - «чужой» и другие элементы преступной субкультуры.

При этом единой характеристики личности участника ОП составить не возможно. Дифференциация этой характеристики может быть связана со многими специфическими чертами, например, мотивацией вхождения в организованное преступное сообщество.

Поэтому некоторые специалисты выделяют следующие личностные типы участников ОП327:

а) лидеры ОПФ, в среде которых в свою очередь можно выделить в зависимости от содержания и направленности преступной деятельности и необходимости иметь «конспирацию» для легального межличностного общения:

  • руководителей ОПГ (сообществ) в сфере экономики, больше половины которых относится к числу должностных лиц предприятий, учреждений, организаций или элитному слою частных предпринимателей. Очевидно, что система их поведения, общений в деловой сфере и в быту определяется общепринятыми требованиями к социальному поведению. Но нельзя забывать, что демонстративное следование признанным социальным ценностям, включая общественную активность, благотворительность и т.д., лишь маскирует собственные ценностные ориентации, отличные от общепринятых;

  • руководителей общеуголовных структур из числа «воров в законе», других «авторитетов»;

  • коррумпированных руководителей из числа сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, возглавляющих организованные преступные структуры, связанные с вымогательством и другими корыстно - насильственными преступлениями, контрабандой, преступлениями в сфере экономики.


Для всех лидеров характерны авторитарность, жестокость, готовность идти на всё ради достижения цели, организационные способности, умение подчинить себе других, уверенность в собственном превосходстве, мотивация господства и корысти - обогащения. Отсутствие способности к сопереживанию, отношение к людям как к орудиям для достижения цели.

Тенденция слияния общеуголовных организованных структур, действующих в сфере экономики, приводит к созданию смешанных групп (сообществ), лидерами которых могут быть лица с любой из названных характеристик. При этом надо иметь в виду внедрение лидеров общеуголовных структур в легальный бизнес. В этих случаях происходит «перерождение» в предпринимателей или общественных деятелей. Возникают и многоступенчатые конструкции, лидеры которых из числа должностных лиц и предпринимателей используют (через посредников) представителей общеуголовных структур для устранения конкурентов в легальном бизнесе, обретая при этом личностные черты безжалостности и инструментальной жестокости, сохраняя при этом неспособность к непосредственному применению насилия ими самими.

По данным некоторых исследований, главарю преступной организации, как правило, 35 - 40 лет. Он имеет в основном среднее образование, но, возможно, и незаконченное высшее, и высшее. Вместе с тем преступный опыт нельзя связывать с образованием, он имеет и социальную, и социально-психологическую основы. Криминальные способности, а в некоторых случаях даже и талант, помноженные на общение с опытными преступниками, в том числе в местах лишения свободы, могут создать довольно изощренный тип преступного лидера с большим криминальным будущим.

По данным других исследований, главарь имеет, как правило, криминальный опыт, нередко судим, является своеобразным генератором преступных идей и взглядов, бескомпромиссный противник, изобретателен, честолюбив, иногда религиозен. Под маской порядочности часто скрывается несправедливость, лживость, мстительность, жестокость. При необходимости он общителен, умеет устанавливать контакты, проявлять инициативу, решительность, способен подчинять своей воле не только лиц с криминальной установкой, но и представителей государственных, в том числе правоохранительных, структур.

б) «воры в законе», иные «авторитеты», осуществляющие информационную взаимосвязь, иную координационную деятельность в отношении организационных структур, действующих на определённой территории или в сфере преступного бизнеса; организационную и правовую помощь этим структурам по их просьбе; хранение общих денежных средств; разрешение возникающих споров и конфликтов и т.д., т.е. пособничество особого рода, связанное с организованной деятельностью в целом, а не с конкретными преступлениями;


в) специалисты в различных областях профессиональных знаний (изготовления и ремонта оружия, взрывчатых устройств, техники связи, транспортных средств, компьютерных технологий, биохимии и фармакологии и т.п.).

г) рядовые участники преступных групп и сообществ - боевики, охрана лидеров; лица, осуществляющие разведывательные и контрразведывательные функции, исполнение конкретных преступлений и сокрытие их следов и т.д. Особенностью рядовых участников ОПФ является ярко выраженная престижно-потребительская ориентация личности; доведённая до автоматизма послушность указаниям руководителя. Для рядовых участников характерны решительность, быстрота реакции, профессиональное использование оружия и приёмов боевой борьбы. Им свойственны агрессивность, готовность к разрешению конфликтов путём насилия или запугивания, готовность без колебаний применить жестокие методы воздействия на жертву. Причём при систематическом участии в насильственных действиях операционные агрессия и жестокость могут превратиться в потребностные.

Для участников ОПФ общеуголовной и смешанной направленности характерно значительное количество рецидивистов. По данным 90-х годов каждый третий из них был неоднократно ранее судим328. С нашей точки зрения, данная ситуация сохраняется до настоящего времени по ряду причин, рассмотренных нами при анализе рецидивной и профессиональной преступности. Для участников общеуголовных и смешанных ОПФ характерно употребление наркотиков и психотропных веществ.

В этой категории преступников значительна доля бывших спортсменов.

В связи с целенаправленной вербовкой новых участников ОПФ из среды подростково - молодёжных территориальных группировок, безработных молодых людей произошло значительное омоложение данного контингента. Не менее активно идёт формирование новых участников по признакам землячества или принадлежности к определённой национальности, этносу. Причём такие ОПФ, нередко, специализируются на преступных действиях в среде предпринимателей той же национальности, гастролируют, быстро перемещаясь из одного региона в другой или из одной страны СНГ в другую.

д) коррумпированные должностные лица, создающие «прикрытие» для ОПФ, обеспечивая их безопасность, например, адвокаты, судьи, сотрудники правоохранительных органов, другие государственные служащие.

е) иные участники: поставщики оружия, другой «преступной техники»; изготовители подложных документов, сотрудники медицинских учреждений, нотариальных контор и т.п. выполняющие поручения лидеров ОПФ; лица, предоставляющие конспиративные квартиры, систематически укрывающие участников этих формирований, находящихся на нелегальном положении, а также помогающие в сбыте имущества, полученного преступным путём, и укрытию преступно нажитых средств.


Обобщающей всех участников ОПФ чертой является жадность, ориентация на максимальные преступные доходы. Ещё одной психологической особенностью является уверенность в безопасности занятия преступной деятельностью, в безнаказанности этой деятельности, неограниченных возможностях лидеров и руководителей ОПФ по защите своих подчинённых.

У новичков из молодёжной среды отмечается особая старательность в усвоении иерархических норм поведения в преступной среде, уверенность в неотвратимости санкций за их нарушение, беспрекословная готовность к выполнению своих функций и безжалостностью при их выполнении. В значительной степени эта психологическая позиция обусловлена представлениями об одобряемом и дозволенном поведении в преступной и маргинальной среде, выходцами из которой является большинство из них. Немаловажную роль в формировании такой позиции играет уверенность в бесперспективности попыток нормальной жизнедеятельности, отчуждённость и озлобленность в отношении окружающих, месть за потерю социального статуса, которая наиболее характерна для участников ОПФ из безработных329.

Большинству участников ОПФ свойственно осознанное стремление к подчинению лидерам в сочетании со стремлением доминировать над нижестоящими участниками преступной иерархии; завышенная самооценка, сочетающаяся с отчуждённостью и даже презрением по отношению к окружающим, не включённым в преступную среду; своеобразное честолюбие, приводящее как к внутригрупповым конфликтам (борьба за лидерство или приближённость к лидеру), так и к конфликтам между группами (сообществами) за властвование на определённой территории или в определённой сфере.

В криминологической литературе разработаны и иные дифференциации участников ОПФ. Так, авторы книги «Личность преступника» выделяют такие категории, как: лидеры, специалисты, технический персонал, низшее звено330.

Среди характерных черт участников ОПФ авторы книги выделяют неуёмную страсть к «большим» деньгам.

Многие лидеры ОПФ стараются вести респектабельный образ жизни, заботятся о своём имидже. Охотно участвуют в благотворительных акциях, активно внедряются в политическую жизнь страны. Для этой категории лиц характерны такие личностные качества как повышенный уровень притязаний, честолюбие, алчность, цинизм, нигилизм, нередко «нарциссизм», жестокость.

Для низшего и среднего звена необходимо подчинение ряду обстоятельств, налагаемых преступной организацией: тайность операций и имён, неразговорчивость с посторонними, беспрекословное подчинение и выполнение любых заданий. Тщательная проверка, которой подвергаются вступающие в ОПФ, способствует формированию таких личностных свойств, как приспособленчество, цинизм, жестокость, ложь, скрытность, двуличие, безразличие и равнодушие к чужим судьбам и интересам и т.п.