Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 295

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
этом желание так велико, что все средства приемлемы, вплоть до самых общественно опасных (убийство по найму, захват заложника, наркобизнес, взяточничество и т.д.).

Безработица и утрата гарантий трудоустройства выпускников образовательных учреждений. В период экономического спада, роста безработицы ОП выступает крупным работодателем. По оценкам зарубежных экспертов, увеличению контингента нетрудоустроенных на 1% соответствует рост количества преступников на 5%. Причём этот показатель для ОП выше примерно в 1,5 раза, так как из «резерва» преступников ОПФ осуществляют уже целенаправленную вербовку нужных им специалистов, а также лиц, с нужными интеллектуальными и волевыми качествами (предприимчивых, контактных или озлобленных, мстительных и т.д.). Включаясь в организованную преступную деятельность, такие люди получают материальный доход в разы больше того, что они имели в легальной сфере занятости.

Экономический кризис, в который вступил весь мир и Россия в том числе, уже показывает свои негативные последствия. Это огромный резерв для нового притока участников ОПФ.

Определённые возможности для вербовки новых участников лидеры ОПФ имеют среди участников боевых действий, которые в силу психологической и социальной дезадаптации не смогли войти в мирную жизнь или не смогли реализовать свои способности в легальной сфере трудовой занятости.

Деформация нравственной позиции населения и отношения общественного мнения к этой преступности. Широкое распространение злоупотреблений в экономической и бытовой сфере деятельности населения, привыкание к ним как допустимым для себя и простительным для других создают ситуацию, маскирующую организованную преступную деятельность, если не знать её масштабов, под совокупность не связанных между собой малозначительных деяний.

Одновременно через СМИ на общество обрушиваются потоки публикаций о всесилии и безнаказанности ОПФ, о бессилии государственных органов в борьбе с преступностью. В результате, по данным Общественного центра содействия в реформе уголовного правосудия, каждый второй потерпевший от тяжких преступлений сомневается в эффективности обращения в правоохранительные органы. До низкой отметки упал и общий показатель доверия населения органам милиции, прокуратуры, судам. Криминогенное влияние этих факторов на создание ситуаций, благоприятных для действий участников ОПФ, очевидно
342.

Одним из наиболее доходных видом криминального промысла ОП является наркобизнес. Расширению его масштабов в России способствуют многие обстоятельства. Однако во многом это связано с громадными масштабами производства героина и опия в Афганистане, незащищённостью границ в Центрально-Азиатском регионе, высоким уровнем коррупции и крайне низким уровнем жизни среднеазиатских стран. Всё это привело к значительной активизации поставок афганского героина и опия в РФ через Таджикистан, Киргизию и Казахстан.

Основные маршруты наркотрафика правоохранительным органам известны. Однако оперативно-розыскные мероприятия на объектах транспорта проводятся органами ФСБ, ФСКН, МВД, ФТС России разобщено и бессистемно.

Эскалация специфической самодетерминации той части населения, которая не получая должной поддержки от государственных органов в защите их прав и законных интересов, решает свои проблемы с нарушением закона, в том числе уголовного. Криминологические исследования последних лет показывают, что значительная часть фактически потерпевших предпочитает защищать свои нарушенные интересы путём расправы с обидчиком вне закона: либо лично, либо с привлечением третьих лиц, в том числе и на основе найма. По данным одного из исследований в течение года лично допустили физическую расправу с преступником от 9 до 34% опрошенных в четырёх городах России. Среди предпринимателей в Москве - 24%. Из более 200 опрошенных осуждённых, отбывающих лишение свободы, 7% указали, что их преступление было вызвано неверием в возможность защиты своих интересов в законном порядке, с помощью государственных органов343.

Чаще всего действия, связанные с «самозащитой», не остаются безнаказанными и лица, их совершившие, далеко не самые злостные правонарушители, попадают в места лишения свободы. Там они, так или иначе, взаимодействуют с криминальной средой. Таким образом, продолжает развиваться криминальная подструктура общества («криминальное общество» со своей экономической, социальной, духовной базами и политическими амбициями).

Высокая латентность и безнаказанность участников организованных преступных формирований привлекает в их состав многих молодых людей. О высокой латентности ОП свидетельствуют и теоретические и практические данные. Так, например, в 2003 году было выявлено участников ОПГ, ПС (ПО) 12527, привлечено к уголовной ответственности из числа всех выявленных участников - 11788. Из них участников ОПГ - 9841, осуждено участников ОПГ – 1789 (не факт, что к лишению свободы).



По оценке некоторых американских экспертов риск для активного участника крупных преступных структур быть привлечённым к ответственности по обвинению в преступной деятельности этих структур не превышает 10%, а риск быть осуждённым по этому обвинению - ещё в 10 раз меньше. Поэтому для пресечения деятельности таких сообществ и изоляции их главарей полиция США использует тактику привлечения к ответственности участников и руководителей за менее значительные преступления (налоговые, против нравственности и др.)344.

Недостатки в деятельности правоохранительных органов. В частности в МВД России неоднократно отмечали, что высокий уровень латентности ОП связан с несовершенством оперативно-розыскной деятельности, недостатком профессионализма сотрудников по документированию преступной деятельности организованных преступных формирований, недостаточным взаимодействием оперативных и следственных подразделений345.

Федеральная служба исполнения наказаний в настоящее время не выполняет своей основной задачи - исправление осуждённых. В местах лишения свободы многие осуждённые приобретают криминальный опыт, совершенствуют уже имеющиеся навыки, устанавливают криминальные связи.

Самовоспроизводство преступности проявляется в таких факторах, как:

а) целенаправленная пропаганда антисоциальных ценностных ориентаций, включая стремление к обогащению любой ценой, культ насилия, жестокость, стереотипы «сильного» человека, свободного от обязательств перед обществом;

б) непосредственное распространение преступных обычаев;

в) поддержание автономного существования и функционирования преступной среды, которая «социализирует» в себе маргиналов;

г) неизбежность включения лиц, втягиваемых на любую роль в ОПФ, в коллективную преступную деятельность;

д) неизбежность развёртывания серий преступлений, «обслуживающих» основную преступную деятельность (коррупционные, содержание притонов для употребления наркотиков и занятия проституцией и т.д.)346.

При анализе факторов ОП следует иметь в виду, что многие ранее рассмотренные причины, например, экономической, насильственной, рецидивной и профессиональной преступности играют свою роль в воспроизводстве организованной преступной деятельности.

VI. Предупреждение организованной преступности.

Предупреждение организованной преступности в настоящее время в России не может быть ничем иным, как сдерживанием ее напора, масштабов ее роста, так как возможности общесоциального характера весьма ограничены.


Активное участие общества в борьбе с ОП является обязательным условием успеха. Но такое участие возможно при наличии гражданского общества, которого в России пока нет. Отдельными его элементами можно считать созданную в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» систему общественных палат.

В соответствии со статьёй 1 названного закона Общественная палата РФ обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В действительности недостаточно социальных препятствий развитию организованной преступности. В силу этого возрастает роль предупреждения как деятельности, специально направленной на выявление и устранение причин и способствующих ей условий, на предохранение от преступных посягательств и обеспечение неотвратимости уголовной ответственности для лиц, совершивших преступления.

В противодействии организованной преступности велика роль уголовно-правового предупреждения, включающего не только меры уголовно правового характера, но и оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные, специально организационные и уголовно-исполнительные меры. Уголовно-правовой элемент системы противодействия организованной преступности постоянно совершенствуется, но до сих пор недостаточно эффективен. В связи с этим, актуален вопрос о необходимости специального закона по борьбе с организованной преступностью.

В отсутствие Закона, который, учитывая видение проблемы органами власти, вряд ли будет принят, необходимо разработать хотя бы специальные программы по противодействию организованной преступности. За основу можно взять специальные разделы нескольких ранее принятых федеральных программ. В них, как правило, содержались в основном организационные меры:

1) разработка мер, препятствующих проникновению организованной преступности в государственный аппарат;


2) разработка механизма получения и реализации информации о денежных средствах организованной преступности сосредоточенных в иностранных банках и принадлежащих участникам организованных преступных групп и сообществ, в том числе об их недвижимом и ином имуществе за рубежом;

3) выработка системы мер пресечения «отмывания «незаконно полученных капиталов и имущества, нажитых преступным путём, а так же ответственности за оказание содействия в этом;

4) создание системы мер обеспечения, в соответствии с законодательством оперативного лишения преступных групп и сообществ возможности распоряжаться имеющимися деньгами, ценным имуществом, специальными техническими средствами с последующей их конфискацией;

5) разработка системы информационного обеспечения деятельности правоохранительных и других заинтересованных ведомств по выявлению преступных формирований и создания единого информационного банка данных о преступных формированиях, их лидерах, покровителях, способах поддержания международных контактов.

В них также предусматривались меры уголовно-правовой и криминологической профилактики.

Из профилактических мероприятий можно назвать: разработку и реализацию комплекса мер по демонстрации населению результатов борьбы с организованной преступностью, включая показ через средства массовой информации судебных процессов над участниками организованных групп и сообществ; периодическую публикацию сообщений о результатах проведенных операций по изъятию денег и иных ценностей, нажитых преступным путем, оружия, наркотиков.

Большое значение в предупреждении преступности, в том числе и организованной, имеет наличие достоверной информации о деятельности субъекта, особенно такого специфического, как Федеральная служба исполнения наказания РФ (ФСИН РФ). Поэтому в целях обеспечения широкого, оперативного распространения достоверных сведений о деятельности ФСИН РФ и создания благоприятных условий для профессиональной деятельности журналистов в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" руководством ФСИН РФ принят приказ № 128 от 29 февраля 2008 года347.

Присутствие журналистов особенно в местах лишения свободы, с нашей точки зрения, будет обеспечивать социальный контроль за законностью деятельности учреждений по исполнению наказаний. Это в свою очередь может повысить эффективность деятельности данных учреждений по исправлению осуждённых. Возможно, присутствие представителей СМИ снизит уровень коррупции среди сотрудников ФСИН и повлияет на установление должного порядка отбывания наказания. Кроме того, освещение в СМИ условий и реальной обстановки в местах лишения свободы, возможно, снимет некий ореол романтизма, о котором часто говорят молодёжи преступники.