Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 299
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
331.
Вместе с тем, надо понимать, что ни какая даже самая тщательная дифференциация не может полностью отразить многообразие личностных свойств участников ОПФ. Тем более что, как и сама ОП, контингент её исполнителей постоянно меняется и адаптируется к новым условиям жизнедеятельности.
V. Причинный комплекс организованной преступности.
В некоторых криминологических работах указывается на то, что организованная преступность в нашей стране возникла лишь в 80-х годах XX века. Однако Н.Ф. Кузнецова и Г.М. Миньковский считают, что архивные данные свидетельствуют о существовании преступных групп и преступных сообществ, имевших большинство признаков ОП, ещё в дореволюционной России, в советский период (особенно в годы нэпа, военные и первые послевоенные годы)332.
Миньковский Г.М. считает, что в советский период происходило формирование различных группировок, например, «воров в законе» - идеологов ценностных ориентаций и субкультуры криминального мира, руководящего ядра многих организованных преступных формирований. Со второй половины 70-х годов криминологи фиксировали усиление роста экономической и должностной преступности, увеличение размеров дохода, добываемого преступным путём. На криминализацию сферы экономики и расширение параллельной или теневой экономики в то время стали выходить также экономисты, социологи в результате исследований теневой экономики и других форм социальной патологии.
Последние двадцать лет XX века характеризуются качественным расширением масштабов преступной деятельности организованных структур; усложнением иерархии; интенсификацией взаимодействия и распределения сфер влияния; формированием смешанных преступных структур дельцов и общеуголовных преступников; выраженной ориентацией на вложение средств, полученных преступным путём, в легальную экономическую деятельность; возрастанием амбиций организованных преступников, их давления на органы власти ( в том числе правоохраны) и проникновения в них; выходом некоторых преступных объединений на транснациональный уровень333.
По мнению авторов книги «Личность преступника»334 основой современной ОП в России стала теневая экономика и её представители, т.е. дельцы скрытой, незаконной экономической деятельности, существовавшей ещё с 20-х годов XX века, а затем ставшей бурно развиваться после окончания войны и смерти Сталина. Постепенно в ходе развития этот вид незаконного «предпринимательства» превратился в организованную преступность.
По некоторым оценкам, объём теневой экономики в народном хозяйстве СССР в начале 60-х годов был равен 5 млрд. руб. в год, из которых 2,5 млрд. приходилось на сферу материального производства. К концу 80-х годов объём теневой экономики стал доходить до 90 млрд. руб. в год, а на сферу материального производства приходилось более 80%335.
Раздел сфер влияния в 90-е годы привёл к спорам и конфликтам и в самой криминальной среде. По данным М.И. Слинько, в структуре «заказных» убийств треть составляли убийства преступных авторитетов, и только 10% государственных и общественных деятелей. За два года (1993-1994гг.) погибло около 40 «воров в законе». Цель такого поведения состоит в том, чтобы сначала разобраться в своей криминальной среде, а это уже решает, кто будет контролировать политические институты общества336.
К концу 90-х годов организованная преступность в России - сложившийся социальный институт. При этом государственная власть утрачивает механизмы и инструменты социального контроля. Образующийся вакуум занимается альтернативными системами контроля. Так как большое количество бизнесменов вовлечено в формирование политической и экономической политики страны, областями криминализации последовательно становятся: бизнес, экономика, политика.
Организованная преступность перестает быть конфедерацией бандитов, вымогателей - это союз бандитов с государственными чиновниками и криминализованными бизнесменами.
Криминализация политики в этих условиях неизбежна. Политическая элита является надежным средством «прикрытия» и лоббирования определенных интересов. В политической жизни России конца 90-х происходит то же самое, что происходило в криминальном мире начала 90-х: распределение и передел сфер влияния; определение приоритетных путей развития. Преступная этика проникает и в политические круги. Широко используется практика шантажа, компрометирующих материалов, убийства. Правоохранительные органы становятся инструментом в руках борющихся сторон.
Любая политическая кампания, направленная на борьбу с негативными социальными явлениями служит поводом для устранения конкурентов, замены одних чиновников на других, сведения личных счетов.
Вышеизложенное не означает, что организованные преступные сообщества 90-х и начала нового тысячелетия полностью «ушли с улицы». Существует огромное количество боевых бригад, основным занятием которых является: наркобизнес; торговля оружием; фальсификация алкогольных напитков; угоны автомобилей; организация ограблений, краж; грабеж на дорогах; организация проституции.
Преступники, вовлеченные в криминальную деятельность, и «высокопоставленные» преступники контактируют опосредовано, представляя, по сути, интересы определенного сообщества. Повышается квалификация и преступников нижнего уровня.
Сложившаяся в 90-е годы обстановка благоприятствовала расширению масштабов ОП. Уголовные дела, другие материалы конца 90 - х годов свидетельствуют о том, что ОП вышла на новый виток. Если раньше она опиралась на государственные и общественные институты путём подкупа, устрашения, дискредитации, устранения неугодных государственных и политических деятелей, то в конце 90-х годов руководители организованной преступной среды стали стремиться проникнуть на соответствующие посты и должности. Структуры ОП всё чаще стали внедряться в официальное общество, произошло тесное взаимопроникновение криминального и легального капиталов.
Факторы, позволяющие ОП не только существовать в России, но и расширять свои масштабы, видоизменяться разнообразны. С точки зрения специалистов речь идёт о следующих явлениях и процессах.
До последнего времени в стране отсутствовала последовательная стратегия борьбы с ОП и коррупцией. Между тем, по мнению специалистов337, коррупция в России приобрела системный характер. Это означает, что она представляет достаточно устойчивую систему общественных отношений. Более того, специалисты говорят «о коррупционных сетях», опутавших государственные органы и отдельных граждан, как по горизонтали, так и по вертикали.
Так, по данным Следственного комитета РФ (СК РФ) в 2009 году примерно треть дел, находящихся в производстве следователей центрального аппарата, - дела о коррупции. Наибольшее их число совершено в сфере правоохранительной и контрольно-ревизионной деятельности, а также в органах местного самоуправления. Среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности, - сотрудники органов внутренних дел и таможни, прокурорские работники, должностные лица муниципалитетов и высокопоставленные чиновники государственного аппарата338.
Правоохранительные органы отмечают новую форму преступных проявлений в виде организованной коррупции, т.е. когда кооперируются несколько человек из разных правоохранительных ведомств. Всё больше людей стали придерживаться корпоративной коррупционной морали.
При этом борьба с коррупцией в России, несмотря на постоянное декларирование, реально всё ещё осуществляется достаточно слабо. На разных уровнях власти фактически наблюдается имитация этой борьбы.
Что касается гражданского общества, участие которого необходимо в этой деятельности, то оно ещё не сложилось. В настоящее время его элементы только формируются.
Необходимо сказать, что фактическая неприкосновенность криминальных состояний и непринятие эффективных правовых мер к возвращению преступно захваченного имущества, особенно в условиях, когда участники ОПФ, опираясь на криминальные капиталы, включаются в политическую и международную сферу. Сосредоточение огромных капиталов активно влияют не только на политическую, но и на духовную и иные сферы жизни общества, приводят к обнищанию больших слоёв населения и нации в целом.
Ориентирование руководством страны правоохранительных органов на так называемую «избирательность» уголовной политики в практике часто превращается в «выборочное», т. е. произвольное применение норм уголовного права.
По мнению специалистов339, реальная политика власти становится протекционистской. Борьба с ОП и коррупцией нередко попадает под влияние интересов владельцев крупных капиталов, дельцов теневой экономики. Это касается в частности принятия ФЗ от 8 декабря 2003 года «О внесении изменений и дополнений в УК РФ», исключившим конфискацию имущества из видов наказания и легализовавшим практику назначения длительных сроков лишения свободы условно340.
Борьба с ОП пока ещё ведётся по-старому, т.е. без учёта её принципиально иного характера по сравнению с преступностью «обычной». Наблюдается не всегда обоснованная либерализация в сфере уголовного преследования и исполнения наказания, не соответствующая структуре и динамике реальной преступности (высокий удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений - 2007г. - 26,7%, преступлений против личности). Нередко можно слышать, что в России слишком велико число лиц, в отношении которых применяются меры наказания, связанные с лишением свободы. Вместе с тем, по мнению специалистов341, например, в США, где уровень убийств почти в четыре раза ниже, чем в России, лиц, находящихся в местах лишения свободы, в два раза больше чем в России.
Специфические детерминанты ОП связаны с резким имущественным расслоением населения. Начавшееся улучшение материального обеспечения российского населения вновь прервалось экономическим кризисом. Длительный переходный период в России привёл к тому, что незначительная часть населения (по некоторым данным 5-10%) имеет высокий уровень дохода и неограниченные возможности для удовлетворения самых различных потребностей. Такое положение, с одной стороны, порождает враждебное отношение со стороны большинства населения. С другой стороны, стремление хотя бы немного приблизиться, а лучше войти в этот «элитный» слой. При
Вместе с тем, надо понимать, что ни какая даже самая тщательная дифференциация не может полностью отразить многообразие личностных свойств участников ОПФ. Тем более что, как и сама ОП, контингент её исполнителей постоянно меняется и адаптируется к новым условиям жизнедеятельности.
V. Причинный комплекс организованной преступности.
В некоторых криминологических работах указывается на то, что организованная преступность в нашей стране возникла лишь в 80-х годах XX века. Однако Н.Ф. Кузнецова и Г.М. Миньковский считают, что архивные данные свидетельствуют о существовании преступных групп и преступных сообществ, имевших большинство признаков ОП, ещё в дореволюционной России, в советский период (особенно в годы нэпа, военные и первые послевоенные годы)332.
Миньковский Г.М. считает, что в советский период происходило формирование различных группировок, например, «воров в законе» - идеологов ценностных ориентаций и субкультуры криминального мира, руководящего ядра многих организованных преступных формирований. Со второй половины 70-х годов криминологи фиксировали усиление роста экономической и должностной преступности, увеличение размеров дохода, добываемого преступным путём. На криминализацию сферы экономики и расширение параллельной или теневой экономики в то время стали выходить также экономисты, социологи в результате исследований теневой экономики и других форм социальной патологии.
Последние двадцать лет XX века характеризуются качественным расширением масштабов преступной деятельности организованных структур; усложнением иерархии; интенсификацией взаимодействия и распределения сфер влияния; формированием смешанных преступных структур дельцов и общеуголовных преступников; выраженной ориентацией на вложение средств, полученных преступным путём, в легальную экономическую деятельность; возрастанием амбиций организованных преступников, их давления на органы власти ( в том числе правоохраны) и проникновения в них; выходом некоторых преступных объединений на транснациональный уровень333.
По мнению авторов книги «Личность преступника»334 основой современной ОП в России стала теневая экономика и её представители, т.е. дельцы скрытой, незаконной экономической деятельности, существовавшей ещё с 20-х годов XX века, а затем ставшей бурно развиваться после окончания войны и смерти Сталина. Постепенно в ходе развития этот вид незаконного «предпринимательства» превратился в организованную преступность.
По некоторым оценкам, объём теневой экономики в народном хозяйстве СССР в начале 60-х годов был равен 5 млрд. руб. в год, из которых 2,5 млрд. приходилось на сферу материального производства. К концу 80-х годов объём теневой экономики стал доходить до 90 млрд. руб. в год, а на сферу материального производства приходилось более 80%335.
Раздел сфер влияния в 90-е годы привёл к спорам и конфликтам и в самой криминальной среде. По данным М.И. Слинько, в структуре «заказных» убийств треть составляли убийства преступных авторитетов, и только 10% государственных и общественных деятелей. За два года (1993-1994гг.) погибло около 40 «воров в законе». Цель такого поведения состоит в том, чтобы сначала разобраться в своей криминальной среде, а это уже решает, кто будет контролировать политические институты общества336.
К концу 90-х годов организованная преступность в России - сложившийся социальный институт. При этом государственная власть утрачивает механизмы и инструменты социального контроля. Образующийся вакуум занимается альтернативными системами контроля. Так как большое количество бизнесменов вовлечено в формирование политической и экономической политики страны, областями криминализации последовательно становятся: бизнес, экономика, политика.
Организованная преступность перестает быть конфедерацией бандитов, вымогателей - это союз бандитов с государственными чиновниками и криминализованными бизнесменами.
Криминализация политики в этих условиях неизбежна. Политическая элита является надежным средством «прикрытия» и лоббирования определенных интересов. В политической жизни России конца 90-х происходит то же самое, что происходило в криминальном мире начала 90-х: распределение и передел сфер влияния; определение приоритетных путей развития. Преступная этика проникает и в политические круги. Широко используется практика шантажа, компрометирующих материалов, убийства. Правоохранительные органы становятся инструментом в руках борющихся сторон.
Любая политическая кампания, направленная на борьбу с негативными социальными явлениями служит поводом для устранения конкурентов, замены одних чиновников на других, сведения личных счетов.
Вышеизложенное не означает, что организованные преступные сообщества 90-х и начала нового тысячелетия полностью «ушли с улицы». Существует огромное количество боевых бригад, основным занятием которых является: наркобизнес; торговля оружием; фальсификация алкогольных напитков; угоны автомобилей; организация ограблений, краж; грабеж на дорогах; организация проституции.
Преступники, вовлеченные в криминальную деятельность, и «высокопоставленные» преступники контактируют опосредовано, представляя, по сути, интересы определенного сообщества. Повышается квалификация и преступников нижнего уровня.
Сложившаяся в 90-е годы обстановка благоприятствовала расширению масштабов ОП. Уголовные дела, другие материалы конца 90 - х годов свидетельствуют о том, что ОП вышла на новый виток. Если раньше она опиралась на государственные и общественные институты путём подкупа, устрашения, дискредитации, устранения неугодных государственных и политических деятелей, то в конце 90-х годов руководители организованной преступной среды стали стремиться проникнуть на соответствующие посты и должности. Структуры ОП всё чаще стали внедряться в официальное общество, произошло тесное взаимопроникновение криминального и легального капиталов.
Факторы, позволяющие ОП не только существовать в России, но и расширять свои масштабы, видоизменяться разнообразны. С точки зрения специалистов речь идёт о следующих явлениях и процессах.
До последнего времени в стране отсутствовала последовательная стратегия борьбы с ОП и коррупцией. Между тем, по мнению специалистов337, коррупция в России приобрела системный характер. Это означает, что она представляет достаточно устойчивую систему общественных отношений. Более того, специалисты говорят «о коррупционных сетях», опутавших государственные органы и отдельных граждан, как по горизонтали, так и по вертикали.
Так, по данным Следственного комитета РФ (СК РФ) в 2009 году примерно треть дел, находящихся в производстве следователей центрального аппарата, - дела о коррупции. Наибольшее их число совершено в сфере правоохранительной и контрольно-ревизионной деятельности, а также в органах местного самоуправления. Среди лиц, привлеченных к уголовной ответственности, - сотрудники органов внутренних дел и таможни, прокурорские работники, должностные лица муниципалитетов и высокопоставленные чиновники государственного аппарата338.
Правоохранительные органы отмечают новую форму преступных проявлений в виде организованной коррупции, т.е. когда кооперируются несколько человек из разных правоохранительных ведомств. Всё больше людей стали придерживаться корпоративной коррупционной морали.
При этом борьба с коррупцией в России, несмотря на постоянное декларирование, реально всё ещё осуществляется достаточно слабо. На разных уровнях власти фактически наблюдается имитация этой борьбы.
Что касается гражданского общества, участие которого необходимо в этой деятельности, то оно ещё не сложилось. В настоящее время его элементы только формируются.
Необходимо сказать, что фактическая неприкосновенность криминальных состояний и непринятие эффективных правовых мер к возвращению преступно захваченного имущества, особенно в условиях, когда участники ОПФ, опираясь на криминальные капиталы, включаются в политическую и международную сферу. Сосредоточение огромных капиталов активно влияют не только на политическую, но и на духовную и иные сферы жизни общества, приводят к обнищанию больших слоёв населения и нации в целом.
Ориентирование руководством страны правоохранительных органов на так называемую «избирательность» уголовной политики в практике часто превращается в «выборочное», т. е. произвольное применение норм уголовного права.
По мнению специалистов339, реальная политика власти становится протекционистской. Борьба с ОП и коррупцией нередко попадает под влияние интересов владельцев крупных капиталов, дельцов теневой экономики. Это касается в частности принятия ФЗ от 8 декабря 2003 года «О внесении изменений и дополнений в УК РФ», исключившим конфискацию имущества из видов наказания и легализовавшим практику назначения длительных сроков лишения свободы условно340.
Борьба с ОП пока ещё ведётся по-старому, т.е. без учёта её принципиально иного характера по сравнению с преступностью «обычной». Наблюдается не всегда обоснованная либерализация в сфере уголовного преследования и исполнения наказания, не соответствующая структуре и динамике реальной преступности (высокий удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений - 2007г. - 26,7%, преступлений против личности). Нередко можно слышать, что в России слишком велико число лиц, в отношении которых применяются меры наказания, связанные с лишением свободы. Вместе с тем, по мнению специалистов341, например, в США, где уровень убийств почти в четыре раза ниже, чем в России, лиц, находящихся в местах лишения свободы, в два раза больше чем в России.
Специфические детерминанты ОП связаны с резким имущественным расслоением населения. Начавшееся улучшение материального обеспечения российского населения вновь прервалось экономическим кризисом. Длительный переходный период в России привёл к тому, что незначительная часть населения (по некоторым данным 5-10%) имеет высокий уровень дохода и неограниченные возможности для удовлетворения самых различных потребностей. Такое положение, с одной стороны, порождает враждебное отношение со стороны большинства населения. С другой стороны, стремление хотя бы немного приблизиться, а лучше войти в этот «элитный» слой. При