Файл: Тема Криминология, её предмет и система 3 Тема История криминологии 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 297

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одним из важнейших направлений в противодействии ОП специалисты считают ослабление её экономической базы. Значительную роль в этой деятельности выполняет криминологическая экспертиза законодательства. По мнению Министра МВД РФ348 необходимо более последовательно и решительно создавать условия для подрыва экономических основ теневого и криминального бизнеса. Решение этой задачи носит комплексный характер. Одной оперативной работы недостаточно, важны и законодательные меры. Требуется адекватная система мер наказания - возмещение ущерба. Преступление необходимо сделать экономически невыгодным. Путь к этому - обеспечение соразмерности экономической ответственности преступивших закон, и ущерба, причиненного обществу и государству. Речь идет о штрафах и санкциях, возмещающих ущерб и упущенную выгоду государства, об отзывах лицензий на соответствующие виды деятельности вплоть до конфискации доходов, полученных преступным путем.

По его словам с апреля 2008 года в соответствии с поручением Президента и в рамках плана по противодействию коррупции на 2008-2010 годы в министерстве формируется «Реестр дисквалифицированных лиц». Он содержит данные о чиновниках и предпринимателях, которым по приговору суда запрещено занимать руководящие должности, и включает сведения о более чем 5 тысячах лиц, осужденных за коррупционные преступления.

По мнению бывшего руководителя Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ) МВД РФ Сергея Мещерякова349, необходим концептуальный подход, которыйпредполагает определение наиболее эффективных мер противодействия организованной преступности. Первые среди них должны быть направлены на подрыв экономической основы организованной преступности. Действительно необходимо принять такие меры, чтобы заниматься преступной деятельностью стало экономически невыгодно. Многие из этих мер уже апробированы в мировой практике. Во-первых, это меры по контролю за подозрительными финансовыми операциями. Во-вторых, конфискация противоправно приобретенного имущества в порядке гражданского судопроизводства. В-третьих, декларирование крупных приобретений. В-четвертых, ответственность за легализацию (отмывание) незаконно нажитых материальных благ. В-пятых, реализация программы расширения возможностей молодежи иметь легальные источники существования. В-шестых, меры по легализации нелегального (теневого) сектора экономики. В-седьмых, аннулирование в судебном порядке криминальных и иных незаконных актов приватизации. В-восьмых, борьба с уклонением от уплаты налогов, совершенствование системы определения налогооблагаемой базы.


Демократическое государство, по его мнению, может существенно подавить и уменьшить организованную преступность, как это было в США и как сейчас это происходит в Италии, не отказываясь от ценностей открытого общества и не устанавливая авторитарного или тоталитарного правления.

Борьба с организованной преступностью, коррупцией и другими преступными посягательствами, представляющими угрозу экономической безопасности страны, по мнению специалистов, должна строиться на научной основе, включая:

а) изучение опасного явления;

б) разработку адекватного реальным условиям законодательства;

в) определение оптимальной системы правоохранительных органов, которые активно используют оперативно-розыскную (скрытую, тайную деятельность), криминальную разведку;

г) действия в рамках закона;

д) использование в суде в качестве доказательств сведений, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;

е) обеспечение высокого уровня подготовки сотрудников правоохранительных органов. Это неразрывно связано с уровнем доверия населения к власти, качеством обеспечения безопасности и правопорядка350.

Для успешного противодействия ОП необходим комплексный анализ и постоянный мониторинг состояния этой преступности и коррупции для выработки на этой основе адекватных мер. В этой деятельности необходимо тесное сотрудничество учёных и практиков. Значительный вклад в решение этих проблем вносят созданные в разных регионах России центры: Санкт-Петербургский Центр по изучению организованной преступности и коррупции, Владивостокский Центр по изучению организованной преступности и коррупции при Юридическом институте Дальневосточного государственного университета, Саратовский Центр исследования организованной преступности, Иркутский Центр по изучению организованной преступности и коррупции др.

Требует совершенствования и развития правовая база борьбы с ОП и коррупцией. Определённые решения в этом направлении предпринимаются. Так в последние годы приняты: Федеральные законы от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», от 4 апреля 2005 года «Об Общественной палате Российской Федерации», от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму», от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», Национальный план противодействия коррупции от 31 июля 2008 года.



Специализированными органами, ответственными за результаты борьбы с организованной преступностью, являются: Генеральная прокуратура; МВД РФ (в составе которого с февраля 1991 г. функционировали специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью, а с сентября 2008 года подразделения по противодействию экстремизму); Федеральная служба безопасности (согласно положению ФСБ осуществляет борьбу с терроризмом, с незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями), Федеральная таможенная служба.

Кроме вышеуказанных субъектов, создавались новые структуры для противодействия отдельным преступным направлениям деятельности. Так, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 созданный до этого Государственный комитет по незаконному обороту наркотических средств преобразован в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН). Позже на основании Указа Президента РФ от 28 июля 2004 года № 976 она переименована в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков.

На ФСКН возлагаются основные функции по противодействию наркобизнесу. Однако успешность этой деятельности во многом зависит от международного сотрудничества. В настоящее время успешно развивается сотрудничество с Управлением ООН по наркотикам, расширяется взаимодействие с компетентными органами Афганистана, Азербайджана, Индии, Ирана, КНР, Пакистана, Турции, а также стран входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

ФСКН России во взаимодействии с Секретариатом Совета коллективной безопасности ОДКБ и совместно с заинтересованными силовыми ведомствами РФ ежегодно проводит международные оперативно-профилактические операции «Канал».

Для производства героина Афганистан нуждается в 10,5 тысячах тоннах прекурсоров, которых там в таком количестве нет. В связи с этим важное значение имеет международное сотрудничество в сфере контроля над оборотом прекурсоров и, в частности, активное участие России в таких международных операциях как «Топаз», «Пурпур», «Призма».

Значительную пользу в противодействии наркобизнесу может принести расширение международно-правой базы сотрудничества, оперативно-розыскной обмен и взаимодействие с правоохранительными органами иностранных государств.

В постоянном взаимодействии с правоохранительными органами других государств находятся и другие субъекты по противодействию ОП и коррупции. Так МВД РФ продолжает выполнять международные обязательства, возложенные на него в соответствии с заключёнными межправительственными и межведомственными договорами. К 2005 году МВД России подписано 49 межведомственных международных соглашений, полностью или частично посвящённых борьбе с незаконным оборотом наркотиков.


Совершенствование системы правоохранительных органов, противодействующих ОП. С целью объединения усилий органов государственной власти и дальнейшей активизации деятельности по противодействию преступности 11 марта 2003 года Указом Президента РФ №306 «Вопросы совершенствования государственного управления» Федеральная служба правительственной связи (ФАПСИ), Пограничная служба переданы в Федеральную службу безопасности РФ.

В системе МВД РФ борьба с ОП была возложена на департамент по борьбе с организованной преступностью и терриризмом (ДБОПиТ). Однако, по словам Министра внутренних дел РФ351 по сравнению с 90-ми годами сама преступность структурно и финансово изменилась. Сегодня криминальные интересы подавляющего числа организованных преступных сообществ лежат исключительно в экономической сфере. Эта функция Департамента по экономической безопасности (ДЭБ) и Уголовного розыска (УР). Борьба с терроризмом сконцентрирована в едином центре - Национальном антитеррористическом комитете под руководством директора ФСБ. Сложившаяся ситуация обусловила необходимость реформирования ДБОПиТ. На базе ДБОПиТ был создан уже упомянутый Департамент по противодействию экстремизму России (ДПЭ МВД России)352, а также подразделение по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, - судей, потерпевших, свидетелей. О необходимости создания российской программы защиты свидетелей в последнее время много говорилось. Без защиты свидетелей немыслима борьба с коррупцией и ОП.

ДПЭ МВД России является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим в пределах предоставленных полномочий выработку и реализацию государственной политики, нормативное правовое регулирование в сфере противодействия экстремисткой деятельности, а также выполняющим иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.

Основными задачами ДПЭ МВД России являются:

  • участие в формировании государственной политики в установленной области деятельности;

  • участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в установленной области деятельности;

  • организация борьбы с преступлениями экстремисткой направленности;

  • организационно-методическое руководство подразделениями по противодействию экстремизму главных управлений МВД России по федеральным округам, министерствам внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах353.


Российской и международной организованной преступностью нередко используются в преступных целях различные экстремистские организации. Поэтому создание указанного подразделения должно опосредованно повысить эффективность противодействия ОП.

Важную роль в противодействии ОП играют органы, расследующие преступления, совершённые организованными преступными формированиями. Специфика расследования этих преступлений заключается в особенностях производства следственных действий, обширном использовании в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности, необходимости применения научно-технических средств. Вместе с тем, например, не всегда имеющаяся оперативная информация может быть реализована на стадии возбуждения уголовного дела. Поэтому уголовные дела возбуждаются, как правило, по факту отдельных общественно опасных посягательств, например, убийство. Затем в ходе расследования и сбора доказательств о наличии организованного преступного формирования предъявляется обвинение по соответствующему признаку статьи Особенной части УК РФ или же по ст.ст. 209-210354.

Всё это требует высокого профессионализма следователей, а нередко мужества и смелости. В связи с этим следует отметить важный шаг в реформировании системы органов предварительного следствия. Речь идёт о новом статусе Следственного комитета РФ как независимого органа в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете РФ".

В заключение следует сказать, что, как и при анализе причин ОП, так и при разработке противодействия ей необходимо учитывать предупредительную деятельность в отношении экономической, насильственной, рецидивной и профессиональной преступности.