Файл: Учебный курс Ремонт и техническое обслуживание медицинских изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И получается, что между моментом выявления неисправности до момента ее устранения проходит не менее месяца – в лучшем случае.
Зачастую этот процесс идет и месяц, и два, и более.
С другой стороны, держать на складе все детали, которые могут пригодиться, исходя из технического оснащения УЗ, - это значит омертвлять большие средства, что в условиях скудного финансирования является непозволительной роскошью.
Выходом из сложившейся ситуации является предсказание надвигающихся отказов. Основой этому может послужить то, что каждое
ИМТ является совокупностью электрорадиоэлементов, механических и прочих частей, которые подвержены процессам старения и износа.
В процессе технического обслуживания электромеханики обязаны регулярно проводить внешний и внутренний осмотр изделия. Т.к.
механические части имеют внешние признаки износа (например, износ тросов тросовой системы рентгенодиагностического комплекса, коррозия стерилизационной камеры парового медицинского стерилизатора и т.п.), то момент предстоящего выхода из строя именно этого элемента можно предсказать достаточно точно (при соответствующей квалификации электромеханика). Необходимо только обязать электромеханика заблаговременно предупреждать администрацию о скорой возможности выхода из строя элемента. При этом администрация не должна отмахиваться от этой информации, а заранее предпринять шаги для приобретения этого элемента.
Электрорадиоэлементы, даже такие, как высоковольтный кабель рентгеновского аппарата, внешних признаков износа не имеют, поэтому предсказать момент их выхода из строя внешним осмотром невозможно.
О том, что поток отказов электрорадиоэлементов и других составных частей ИМТ является вероятностным, написано много книг, обзор которых здесь не приводится ввиду используемого в них сложного математического аппарата, пользоваться которым могут только его авторы и люди, пишущие соответствующие диссертации.
Учитывая, что в условиях УЗ вряд ли возможно проводить математические исследования, из всех вероятностных характеристик следует пользоваться только такими величинами, как средняя наработка на отказ отдельного элемента. При этом в качестве исходной величины для вычисления предстоящего отказа следует вести учет работы каждого прибора в соответствующем разделе его формуляра. Естественным исполнителем ведения учета может быть только эксплуатирующий персонал, который надо заинтересовывать материально, иначе не избежать искажений в учете.


Просматривать формуляры и делать сводки должен электромеханик, а анализировать полученные данные и делать выводы о сроках возможной потребности в тех или иных деталях – специалист по снабжению.
После того, как в отделе снабжения появилась ясность, какие запчасти покупать, необходимо их купить.
К сожалению, следует признать тот факт, что сейчас даже в самых крупных городах России – Москве и Санкт-Петербурге – сформировавшегося рынка запчастей и деталей к медицинской технике пока еще нет.
Изготовители медицинской техники являются монополистами в поставке на товарный рынок оригинальных запасных частей к своим изделиям. Они должны, в соответствии с требованиями п. 3.3 Методических
Рекомендаций «Техническое обслуживание медицинской техники»
обеспечить поставку оригинальных деталей в районы, где проданы их ИМТ,
в течение всего срока эксплуатации этих ИМТ, но у них, как правило, нет договоров с местными организациями о продаже этих деталей, а на единичные заявки о продаже они не реагируют. Особенно это характерно для зарубежных производителей ИМТ, которые обновляют парк выпускаемой ими аппаратуры через каждые пять лет и под этим предлогом снимают с производства запчасти для якобы устаревшей аппаратуры.
Конечно, какие-то попытки организовать цивилизованный рынок запчастей делаются. Появляются фирмы, которые являются настоящими дилерами, уполномоченными предприятими-изготовителями ИМТ. Однако,
оценка продаж запчастей к ИМТ показывает, что сейчас эти дилеры охватывают своими услугами не более четверти проданных ими медицинских приборов и аппаратов, при этом предлагаются, как правило,
детали частого спроса, составляющие всего 20 – 30 % от номенклатуры запчастей, необходимых для ремонта ИМТ.
Это обстоятельство очень ограничивает возможности СО и технических служб УЗ в полноценном обеспечении запчастями ремонтного процесса.
Но даже в создавшейся ситуации можно сделать немало, если структурировать собственные потребности и к каждому сектору своих потребностей подходить системно.
Основой структурирования потребностей в запчастях служит то, что любое ИМТ состоит из оригинальных запчастей (т.е. узлов и деталей,
которые производятся только на предприятии-изготовителе ИМТ) и деталей общего употребления.

С деталями общего употребления, как правило, проблем нет – есть оптовые и розничные продавцы, поэтому у специалиста по снабжению всегда есть возможность выбора поставщика по критериям дешевизны и скорости поставки. Главная задача здесь – заключить долгосрочные договоры о поставке, которые предусматривают экстренную поставку запчастей с оплатой по факту поставки, т.е. в долг. От технической службы УЗ (или от
СО) здесь требуется составить ориентировочный график потребности в запчастях. В этом случае фирма-поставщик сможет пойти на заключение упомянутого договора. Если этого графика нет, то, скорее всего, такой договор заключен не будет.
Что же касается оригинальных запчастей, то один из возможных вариантов – заказ оригинальных запчастей или на заводе-изготовителе ИМТ,
или у его официального дилера. Как правило, завод-изготовитель штучными поставками не занимается. Если официальный дилер находится близко, если требуется деталь частого употребления, если есть договор с дилером о поставке с оплатой по факту поставки с приложением ориентировочного графика поставки, то вопрос о снабжении именно этими деталями можно считать решенным. Сведения об официальном дилере можно получить,
направив запрос на завод-изготовитель ИМТ.
Изготавливать т.н. детали-имитаторы собственными силами ни в коем случае нельзя, но можно попытаться заключить договор с предприятием- изготовителем ИМТ о производстве на своей базе деталей, пользующихся в данном регионе устойчивым спросом. В этом случае предприятие- изготовитель ИМТ предоставит все права, оригинальное оборудование,
документацию, обучит персонал и будет контролировать качество выпускаемых деталей. Но для этого надо заинтересовать предприятие- изготовитель ИМТ финансово, например, предложить ему какой-либо процент от реализации.
Вторая по эффективности снижения издержек задача – оптимизация материально-технического снабжения ремонтов. Основные направления оптимизации - уменьшение уровня запасов; выбор оптимального поставщика; снижение авральных закупок.
Основными источниками проблем в организации обеспечения технического обслуживания и ремонтов материалами и запчастями являются отсутствие оперативных данных о запасах на центральном складе и в цеховых кладовых; неправильное нормирование ремонтов или его отсутствие; необоснованные объемы заявок на материалы и запчасти;
непрозрачность процесса закупок. Для решения этих проблем необходимо:
- вести оперативный учет хранения в цеховых кладовых материалов и запчастей, неснижаемого запаса запчастей, а также обменного фонда узлов, в

том числе и полученные при разборке списанного оборудования, для более оперативного выполнения ремонта. Имея эту информацию, использовать имеющиеся в других цеховых кладовых запчасти и материалы, не закупая новые;
- вести оперативный учет остатков на центральном складе;
- вести учет возврата неиспользованных материалов и запчастей в цеховые кладовые;
- обосновывать объемы годовой и месячной заявки на запчасти данными:
складов всех уровней, аварийного запаса, скорректированного плана работ,
нормативов на ремонты;
- обосновать размер неснижаемого запаса на центральном складе и цеховых кладовых, номенклатуру материалов и запчастей;
- обосновать выбор оптимального поставщика.
Задача уменьшения уровня запасов решается путем повышения оперативности учета движения материалов и запчастей на складах.
4.6. Формы организации КТО в УЗ и в сервисной организации, критерии отбора фирм
для КТО в УЗ
Техническое обслуживание состоит из профилактических процедур,
периодического технического обслуживания и устранения неисправностей
(ремонта). Профилактические процедуры включают в себя обслуживание,
выполняемое пользователем медицинского изделия в том порядке и в те интервалы времени, которые указаны в инструкции по эксплуатации, а периодическое техническое обслуживание выполняет техническая служба
УЗ, сторонняя СО, само предприятие-изготовитель медицинского изделия,
либо его представитель (агент).
Проводить комплексное техническое обслуживание изделий медицинской техники (КТО ИМТ) в лечебно-профилактическом учреждении
(УЗ) можно следующими способами:

заключить договор с лицензированной СО;

организовать собственную техническую службу;

идти средним путем, пользуясь и первым, и вторым способом.

4.6.1. КТО сервисными организациями, требования к сервисным
организациям: лицензии, оснащенность, кадры
Использование услуг внешних подрядчиков позволяет построить договорные отношения, конкурентную среду, добиваясь снижения стоимости услуг. Для СО выполнение данного вида ремонтов является профильным бизнесом. Благодаря специализации ремонтные ресурсы загружены полностью, обучение персонала и повышение квалификации производится в требуемой для УЗ области. Недостатком такого способа можно назвать потенциально более высокие расценки на работы за счет содержания аппарата управления подрядной организации, а также возможность неадекватного завышения цены услуги за счет монопольного положения подрядчика.
Выполнение обслуживания СО часто применяется для нового и сложного оборудования, когда квалификации подрядчика или собственных ремонтников недостаточно. Такой способ обслуживания позволяет добиваться наибольшей готовности оборудования, так как ремонты выполняются с участием компании – проектировщика и изготовителя, с применением оригинальных запчастей.
КТО сервисными организациями наиболее прост с организационной точки зрения. СО сама решит все кадровые, технические, снабженческие вопросы. Она возьмет на себя всю ответственность, если (не дай Бог,
конечно) кому-либо из больных или медицинского персонала будет нанесен вред из-за неисправности ИМТ. За администрацией УЗ останется только один вопрос – своевременной оплаты счетов, которые будет выставлять СО.
Чтобы эти деньги не были бы истрачены зря, надо перечислить требования, которые надо предъявить к сервисной организации:
1. наличие необходимой лицензии на техническое обслуживание медицинской техники. Обычно срок действия этой лицензии – 5 лет. Эти лицензии с 08.02.2002 выдаются Лицензионной комиссией Министерства промышленности, науки и технологий РФ. В этой лицензии важно не только на какой срок они выданы, но и на техническое обслуживание каких именно
ИМТ они выданы. Иными словами, надо смотреть не только титульный лист лицензии, но и приложение к ней. Именно там эти виды ИМТ перечислены.
Лицензии выдаются на техническое обслуживание конкретных видов ИМТ, а не на все ИМТ сразу.
2. наличие квалифицированных кадров. Вообще-то наличие вышеперечисленных лицензий предполагает их наличие, т.к. лицензирующие органы проверяют их наличие при лицензировании. Однако текучесть кадров в сервисной организации всегда была достаточно

велика. Поэтому есть вероятность, что в УЗ могут придти неаттестованные кадры.
Следовательно, администрация УЗ всегда должна проверять у приходящих электромехаников наличие необходимых допусков, т.е. удостоверений. Электромеханик с собой всегда должен иметь следующие удостоверения:

по электробезопасности с соответствующей группой – 3-я группа при обслуживании
ИМТ с напряжением до 1000 В, 4-я группа – при обслуживании ИМТ с напряжением выше 1000 В (рентген, ФТО).

по правилам котлонадзора – если электромеханик обслуживает паровые стерилизаторы или системы медгазоснабжения.

по источникам ионизирующего излучения – если электромеханик обслуживает рентгеновские аппараты.
Без этих удостоверений электромеханика к работе допускать нельзя.
3. оснащенность электромеханика. Если электромеханик для КТО и ремонта пользуется только тестером и паяльником, значит, он нарушает технологию
КТО и ремонта. Современные ИМТ достаточно сложны. Например, для ремонта и предповерочной подготовки ИМТ после ремонта необходимо иметь приборы, вышеперечисленные в разделе 4.4.
4. наличие собственной и покупной техдокументации.
Как известно, каждое ИМТ имеет паспорт, где отражены его технические характеристики,
ремонты, техническое обслуживание, схемы и прочие сведения, необходимые для полноценной его эксплуатации. Известно также, что сейчас предприятия-изготовители ИМТ
поставляют свои изделия практически без паспортов, только с инструкцией по пользованию,
причем очень краткой. Особенно это характерно для импортной медицинской техники. А ведь без паспортов нельзя. Поэтому руководитель УЗ может сделать вывод о компетентности сервисной организации по наличию собственной техдокументации на обслуживаемую технику.
Как правило, это – инструкции по ремонту и техническому обслуживанию и маршрутные карты по ремонту и техническому обслуживанию.
5. цены.
Сервисная организация перед заключением нового или продлением старого договора на техническое обслуживание должна представить свой проект цен, подтвержденной калькуляцией. Можно сравнить предлагаемые цены со среднерыночными.
И только тогда, когда экономической и прочими службами УЗ исследованы все вышеперечисленные пункты, можно сделать вывод о том, следует ли иметь договорные отношения с сервисной организацией.
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   45

4.6.2. КТО собственной технической службой, требования к собственной
технической службе: оснащенность, кадры, СИЗ
Есть второй путь проведения КТО – собственной технической службой.

Выполнение КТО и ремонтов собственными силами повышает надежность выполнения заданий, иногда позволяет снизить стоимость работ, проводить обучение сотрудников на постоянном составе оборудования. Недостатком этого способа обслуживания можно назвать непрозрачность расходов и отсутствие конкуренции, иногда неполной загрузке ремонтных ресурсов, отсутствие мотивации на конечный результат и высокое качество работ.
Чтобы реализовать преимущество этого способа, необходимо произвести очень большие начальные затраты на:

создание аппаратурного парка;

оснащение технической службы необходимыми помещениями, средствами индивидуальной защиты, инструментами;

создание запасов расходных материалов и запчастей;

комплектование технической библиотеки;

обучение и аттестацию технических специалистов;

организацию процесса технического обслуживания.
Аппаратурный парк и помещения: выше уже перечислялись приборы,
необходимые для метрологической послеремонтной поверки. Эти же приборы нужны и для ремонта и технического обслуживания. Кроме них,
еще необходимо иметь оборудованные рабочие места: рабочий стол с подведенным электропитанием, ЛАТРом, освещением, вытяжной вентиляцией, полками для измерительных приборов. На каждого ремонтного специалиста – по одному рабочему месту. Каждая комната должна иметь контур заземления и общее освещение. В каждой комнате должны быть средства пожаротушения. Если будет осуществляться ремонт, например,
УВЧ, то должны быть средства индивидуальной защиты (сетчатый халат,
сетчатые перчатки, сетчатая клетка). Если будет осуществляться ремонт кварцев – соответственно, очки и отдельная комната с усиленной вытяжной вентиляцией, и т.д.
Создание необходимого запаса расходных материалов и запчастей можно поручить службе снабжения, которая уже имеется в каждом УЗ. При этом надо отметить, что уже в масштабах центральной районной больницы на этом деле нужно держать не менее одного специалиста по снабжению.
Комплектование технической библиотеки – очень важное дело. Без схем, описаний и другой документации сделать ничего нельзя. При этом администрация УЗ должна следовать неукоснительному правилу – ничего не покупать без ремонтной и эксплуатационной документации. Сейчас продавцы медтехники борются за каждого покупателя. Поэтому они будут вынуждены предоставлять эту документацию. И всякие ссылки на то, что такой документации в природе не существует, что это коммерческая тайна –
несостоятельны, хотя бы потому, что нормативные документы требуют от поставщика всю необходимую документацию предоставлять УЗ, как добросовестному приобретателю.