Файл: Сборник тезисов участников Территориальной педагогической конференции работников дошкольных образовательных организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

53 преобразовывает их нравственный и духовный мир, формирует эстетическое восприятие окружающего мира. Работа по музыкальной деятельности даёт возможность сформировать отношение ответственности и уважения к истории и культуре народной страны, края, города, воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
Список информационных источников:
Ссылки на сайты:
ФГОС ДО https://fgos.ru/fgos/fgos-do http://festival.1september.ru/articles/504208/ https://infourok.ru/patrioticheskoe-vospitanie-sredstvami-muziki-2127115.html http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7480/2/10Kruchkova.pdf
Трифанова Мария Сергеевна, воспитатель МКДОУ «Натальинский детский сад №4»,
МО Красноуфимский округ
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Трифанова М.С. Ознакомление дошкольников с малой Родиной
Любовь к стране начинается с любви к своему городу, поселку или селу
– к своей малой Родине. Понятие «малая родина» для каждого человека свое.
Это может быть населенный пункт, в котором человек родился и вырос, удивительная природа этого края, улицы, местные достопримечательности.
Оно связано с положительными эмоциями и самими дорогими моментами в жизни человека.
Прививать любовь и знакомить с малой родиной надо начинать в дошкольном возрасте. Данный вопрос исследовали многие ученые:
В.А.Сухомлимский, К.Д.Ушинский, В.Г. Белинский и др. В дошкольном учреждении педагог, опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), начинает свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию с малого, а именно, с изучения ребенком его ближайшего окружения: семьи, детского сада, населенного пункта, местных достопримечательностей и т. д. При знакомстве детей с малой родиной педагог должен отлично знать историю края, уникальность природы этого края, быт местных жителей, их национальность. Необходимо подбирать материал, соответствующий возрасту ребенку, позволяющий легко формировать представление о том, чем славен их родной край: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Работа осуществляется планомерно:
- понятие «город», «поселок», «село», «деревня»;
- название поселка, основных улиц;
- название социально значимых зданий (школа, больница, администрация и т.д.);
- знакомство с достопримечательностями;
- природа родного края.

54
Знакомя детей с их малой родиной, мы используем разнообразные методы. Самый интересный и значимый метод работы в этом направлении – экскурсии или игровые прогулки. В ходе прогулки, экскурсии, а также по их окончанию проводим беседы, направленные на формирование положительного отношения к тому, что увидели, узнали дети. Эти беседы развивают и обогащают речь, пополняют словарный запас детей. Результат, полученный во время экскурсий и бесед, дети выражают в творческой деятельности (аппликация, лепка, рисование). Потом дети могут воплощать свои впечатления и знания в сюжетно-ролевой игре, в играх-инсценировках, в играх-драматизациях.
Немаловажное значение отводится развивающей предметно- пространственной среде. В группе оформлен уголок патриотического воспитания, который оснащен фотоматериалами, иллюстрациями, книгами и т. д.
Для расширения знаний детей о родном поселке, основных достопримечательностях, традициях нами была разработана дидактическая игра под названием «Мой поселок»: кубики с изображением памятников поселка.
Используя все эти методы в работе, мы помогаем детям расширить знания о их малой Родине. Иначе говоря, чувство любви к Родине у детей формируется постепенно, в ходе накопления знаний. Оно вырастает из любви к своим близким, к природе, к родному краю, из интереса к явлениям общественной жизни своего поселка.
Невозможно привить любовь к стране, не привив детям любовь к их малой родине!
Федякова Елена Германовна,
Борзенкова Елена Владимировна, воспитатели МАДОУ Детский сад 18, городской округ Красноуфимск
Федякова Е.Г., Борзенкова Е.В. Приобщение детей старшего дошкольного
возраста к истокам русской народной культуры
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
Н. Некрасов
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих


55 дошкольному возрасту видов деятельности. Также отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы.
Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для воспитания патриотизма.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, педагоги, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Мы знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
Важность приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю России, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать, активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.
Работа по данной теме строилась на основе главных методических принципов: учёт возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усвоения.
Знакомили детей с устным народным творчеством, народной песней, сказкой, былиной. Ближе познакомились с творчеством Павла Бажова,
Дмитрия Мамина-Сибиряка. Дети слушали и исполняли песни о России.
Познакомили детей с народными промыслами, Урало-Сибирской росписью, русским народным костюмом, а также с народными костюмами людей других национальностей, населяющих нашу страну. Особый интерес вызвали яркие матрёшки, дети узнали историю её возникновения, сведения о мастерах.
Одной из наиболее удачных форм подачи познавательного материала можно назвать применение электронных компьютерных презентаций. Так, познакомив детей с понятием «малая» Родина, детям был показан видеофильм, виртуальная экскурсия: «Урал», «Уральские ремесла», «Мой
Красноуфимск». Дети узнали свои любимые места в городе, свою улицу, детский сад, и представление о «малой» Родине перестает быть для них чем- то абстрактным. Для проведения занятий использовали технологию интерактивного обучения, игры-викторины: «Москва – столица России»,
«Традиции и быт русского народа», «Достопримечательности России».


56
Тесная взаимосвязь с родителями является важным условием нравственно-патриотического воспитания детей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В группе была организована выставка «Семейное древо», папки передвижки
«Русская матрешка», «Нетрадиционные символы России». Всё это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа.
Благодаря этой работе в группе создан центр патриотического воспитания, мини – музей «Россия – Родина моя»; организуются выставки «Женский головной убор – кокошник», «Наши защитники», «Народные промыслы»,
«Белая березка»; реализуются проекты «Патриотическое воспитание»,
«Русская матрешка», «Россия – Родина моя»; проводятся праздники и развлечения «Масленица», «Русские богатыри».
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Хохрякова Татьяна Николаевна, воспитатель МАДОУ детский сад 3, городской округ Красноуфимск
Хохрякова Т.Н. Волонтерское движение в детском саду
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности (п. 4.6.).
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.


57
В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.
Волонтёр (фр. volontaire – доброволец) – любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.
Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции в
Российской
Федерации
Ассоциацией волонтерских центров и Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию» организована Всероссийская акция #Мы Вместе.
Цель акции «#МыВместе» – оказание взаимопомощи согражданам во время борьбы с коронавирусом.
В канун нового 2021 года представители регионального штаба акции
#МыВместе выступили с инициативой провести акцию «Корзина радости».
Идею поддержал губернатор Свердловской области. На деньги благотворителей были собраны подарочные наборы: сладости, игрушки, канцелярские принадлежности для семей с детьми, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, так же детям из многодетных семей.
30.12.2020 добровольцами, волонтёрами Молодёжной Патриотической
Организации РСВА «Наследие» Хохряковым А.А. и Хохряковой Т.Н., при содействии председателя Правления отделения СО организации имени Героя
Советского Союза Исламова Ю.В., общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» Лавриненко
Дмитрия Николаевича организована доставка новогодних подарков от губернатора Свердловской области для тридцати семи детей из многодетных семей Красноуфимска, Красноуфимского и Ачитского района Свердловской области. Воспитанниками подготовительной группы № 3 под руководством воспитателя Хохряковой Т.Н. при участии младшего воспитателя Попониной
В.Ю. был изготовлен плакат с символикой акции #МЫ ВМЕСТЕ.
Каждый визит в семью был индивидуальным. Старались не просто вручить подарок, а подарить сказку. Мы буквально вжились в роль Деда Мороза и
Снегурочки.