Файл: 2022 Использование методов прогнозирования в принятии управленческих решений. Классификация, характеристика методов прогнозирования. Контрольная работа по дисциплине Управленческие решения ягту 38. 03. 02 Менеджмент 008 кр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство высшего образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ярославский государственный технический университет»

Кафедра «Управление предприятием»


Контрольная работа

Принята с оценкой_______

Доцент, канд. пед. наук

_________С. И. Волгин

« » 2022

Использование методов прогнозирования в принятии управленческих решений.

Классификация, характеристика методов прогнозирования.

Контрольная работа по дисциплине

«Управленческие решения»
ЯГТУ 38.03.02 «Менеджмент» - 008 к/р

Работу выполнил:

Студент группы ЗМП-48

заочного факультета

П.С.Кузяев

« 10 » 01 2022
2022

Оглавление





Введение 3

1. Методы прогнозирования в принятии управленческих решений 5

2. Классификация методов прогнозирования 9

2.1 Технологическое прогнозирование 9

Фомина В.П. Разработка управленческого решения. - Москва: МГОУ 2007.- 49 с. 11

2.2 Экспертное прогнозирование 11

2.3 Изыскательское прогнозирование 14

2.4 Нормативное прогнозирование 16

Список литературы 26

12. Фирсова, И. А. Методы принятия управленческих решений. Учебник и практикум / И.А. Фирсова, М.В. Мельник. — М.: Юрайт, 2018. — 418 c. 26

13. Цыпленкова, И.В. Моисеенко, Н.В.Гуремина, Ю.А.Бондарь. – М.: Академия естествознания, 2018. – 540 с. 27



  1. Введение



Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время, сфера его применения достаточно широка. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в менеджменте, и от эффективности разработки этих решений во многом зависит успех бизнеса. И прежде чем начинать какое-либо дело, нужно определить цель своих действий. В производственном процессе руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, насколько будет принято оптимальное решение, будет зависеть конечный финансовый результат предприятия. Без прогнозирования, без представления об ожидаемом ходе порождающих событий невозможно принятие эффективного управленческого решения.

Объектом исследования в моей работе выступают теоретические основы и положения о принятии решений. Предметом исследования являются сами методы их принятия, в данном случае методы прогнозирования, их функции.


Цель работы - раскрыть основные понятия видов управленческих решений, методов прогнозирования, попытаться отобразить практическое применение этих методов и оценить их эффективность.

В целом прогнозирование – это некая способность предвидеть, анализировать ситуацию и ее ожидаемое течение и изменения в будущем. Поскольку каждое решение является проекцией в будущее, а будущее содержит элемент неопределенности, важно правильно определить степень рисков, связанных с реализацией принятых решений. В свое время государственные деятели прошлого, генералы, бизнесмены иногда принимали блестящие управленческие решения. При этом, как правило, использовались элементы прогнозирования, относящиеся скорее к искусству прогнозирования. Ведь науки прогнозирования, как и науки управления, вообще не существовало.

Отметим, что в настоящее время ни одна сфера общественной жизни не обходится без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важны прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов в формировании стратегии и тактики общественного развития.


  1. Методы прогнозирования в принятии управленческих решений


Прогнозирование является одним из основных звеньев в процессе управления. Если мы не сможем представить ожидаемый ход развития события, то есть не сможем предсказать это событие, мы не сможем эффективно принимать управленческие решения и оптимизировать работу любой организации. Мировая история знает немало примеров того, как некоторые великие люди (государственные деятели прошлого, военачальники, бизнесмены) принимали гениальные управленческие решения, например, решение оставить опустевшую Москву Наполеону. И эти решения принимались неспроста, в них были элементы прогнозирования, относящиеся скорее к искусству прогнозирования. Слово искусство в данном случае более уместно, потому что в то время не существовало науки прогнозирования и науки управления как таковой.

Хотя некоторые предсказания прошлого не имели четкого обоснования, а основывались на даре предсказания, например, древнее учение «мантика» было учением о предсказании будущих событий через земные события. [1] Однако все эти знания, за исключением достаточно точных астрономических предсказаний, нельзя считать

наукой в современном понимании этого слова, а предсказания, подтвержденные последующими событиями, можно отнести в лучшем случае к искусству предсказания. Но тем не менее благодаря такого рода прогнозам принимались важные управленческие решения, вплоть до становления прогнозирования как науки.

Произошло это в середине 20 в. Четкой даты возникновения прогнозирования как науки нет, но ближе к Второй мировой войне грань между прогнозированием возможного технологического процесса и просто фантазией была едва различима. В сегодняшние дни прогноз (по Г. Тэйлу) - «это некоторое суждение относительно неизвестных, особенно будущих событий».

Одной из первых работ, предшествовавших становлению прогнозирования как современной науки, является сборник технологических прогнозов, изданный известным американским инженером-металлургом Фернасом в 1936 г. Немалый вклад в создание науки о прогнозировании внес и Джифиллан. В 1937 году он предсказал создание телевидения как одного из способов заработка. Если быть точнее, то в своей работе он проанализировал ранее опубликованные прогнозы, сделанные Эдисоном, Штейнмецем и им самим в период 1910-1920 гг. и обнаружил, что по крайней мере 75% из них были правильными.

В 1952 г. Гифиллан публикует обзор состояния техники прогнозирования, в котором впервые подчеркивается принцип соответствия спросу – своевременность. В этой работе он также перечисляет основные этапы прогнозирования, впоследствии названного разведочным. В одной из статей есть другое определение, где под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их достижения. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Прогнозирование является важным связующим звеном между теорией и практикой во всех сферах жизни общества. Он имеет две разные плоскости конкретизации:

1. Собственно предиктивные (дескриптивную, описательную).

2. Предиктивный (предписывающий, командный).

Прогноз предусматривает описание возможных или желательных перспектив, условий, решений будущих проблем. Прогноз – это, по сути, решение этих задач, использование информации о будущем в целенаправленной деятельности.

Таким образом, в проблеме прогнозирования различают два аспекта:

1. Теоретико-познавательный.

2. Управленческий, связанный с возможностью принятия на основе полученного знания управленческих решений.


Понятие «прогнозирование» (от греч. — предсказание, предсказание) означает процесс вынесения вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления или процесса в будущем. Как одна из форм научного обеспечения социальной сферы, экономической или политической, прогнозирование взаимосвязано с:

• целенадежностью;

• планированием;

• программированием;

• проектированием;

• управлением.

Прогнозирование невозможно без широкой информации об организации в целом, препятствиях на пути ее функционирования и развития и т. д., то есть о наиболее важных моментах, влияющих на поведение организации и принятие решений. Анализ всей этой собранной информации позволяет сделать выводы о тенденциях развития как самой организации, так и ее окружения, которые в основном носят характер прогноза, то есть системы аргументированных представлений о направлениях развития и перспективах. состояние объекта управления. Прогнозы строятся на основе специальных опросов, других прогнозов, вероятностного математического анализа и анализа временных рядов, мозгового штурма, индивидуальных интервью со специалистами и сценариев нештатных ситуаций.

Объектом любого прогноза могут быть экономические, социальные, технические, организационные и другие процессы, происходящие как в самой организации, так и в ее среде.

Необходимо:

  1. научный анализ этих процессов, определение и анализ причинно-следственных и иных связей между ними, оценке сложившейся ситуации и выявление узловых проблем, которые необходимо решать;

  2. попытки предвидеть будущего организации, а именно тех условий, в которых она будет функционировать, трудностей и вытекающих из них задач;

  3. анализ и сопоставление различных вариантов развития организации, её кадрового, производственного и научно-технического потенциала.

Таким образом, под прогнозированием подразумевается научный способ выявления состояния и вероятных путей развития той или иной организации. Прогнозы разрабатываются в виде качественных характеристик, а в элементарных случаях - в виде утверждений о возможности или невозможности наступления того или иного события. Эти характеристики должны включать количественные, точечные или интервальные показатели и степень вероятности их достижения. Прогноз не может быть точным на 100%; его необходимо дополнить некоторыми допущениями. Иногда, когда материала для каких-либо однозначных выводов недостаточно
, предположения используются как самостоятельный инструмент разработки стратегии.

При прогнозировании управленческих решений, как правило, возникает вопрос: «Какой путь решения выбрать из допустимых вариантов?». Выбран будет тот, который наиболее полезен или предпочтителен для решения целей. Таким образом, сделаем выводы, что прогнозирование - это метод, в котором используются как опыт, накопленный в прошлом, так и текущие допущения в отношении будущего в целях его определения. Отметим, что прогноз в управлении представляет собой технологию разработки моделей развития управляемого объекта. На основе прогнозов осуществляется предвидение и принимаются управленческие решения. Цель прогнозирования — получить научно обоснованные варианты тенденций развития (изменения) управляемого объекта (показателей его состояния) во времени и пространстве.

2. Классификация методов прогнозирования
Метод прогнозирования – это метод исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Совокупность специальных правил, приемов и методов составляет методику прогнозирования.

К наиболее распространенным методам прогнозирования относятся: экспертное прогнозирование, технологическое прогнозирование, нормативное прогнозирование, сценарный метод.
Также во многих источниках приводится и такая схема

Но, рассмотрим подробнее каждый из методов, указанных ранее.
          1. 2.1 Технологическое прогнозирование



Технологическое прогнозирование подразделяется на разведочное (иногда его также называют разведочным) и нормативное.

Исследовательское прогнозирование основано на ориентации на представленные возможности, установлении тенденций развития ситуаций на основе информации при разработке прогноза.

Переход в технологическом пространстве от технологий более низкого уровня к технологиям более высокого уровня называется исследовательским прогнозированием. Или, другими словами, можно сказать, что потребности и цели должны соответствовать средствам и возможностям коммерческой организации.

Примером нормативного прогнозирования является прогнозирование в области космоса, когда прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного движения технологий от осмысления проблемы космоса как среды, которая должна служить на благо человека, к конкретным средствам ее решение - условия ядерного деления и количество выделяемой при этом энергии и т.д.